Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

Средства, выделенные на приобретение финансовых активов  составляют 6,2% от всех расходов республиканского бюджета и направлены, на: приобретение акций международных финансовых организаций (0,7 млрд.тенге), формирование и увеличение уставных капиталов республиканских государственных предприятий (3,4 млрд.тенге) и акционерных обществ с участием государства (280,6 млрд.тенге).

В республике сохраняется  тенденция роста трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета регионам.

В отчетном году субвенции выросли по сравнению  с 2010 и 2008 годами, соответственно на 22,4% и 43,7% , целевые трансферты на развитие -на 4,8% и 13,4%, целевые текущие трансферты -наП,8%ивЗ раза, как это видно на рисунке 7.

Рисунок 7. Динамика роста  трансфертов, млрд.тенге

В 2011 году удельный вес трансфертов в общем объеме доходов местных бюджетов составил в среднем 61,7%, а в 10-ти регионах - более 70%, что свидетельствует о сохраняющейся тенденции финансовой зависимости регионов от республиканского бюджета.

В отчетном периоде  из общей суммы доходов, мобилизованных в государственный бюджет, в республиканский бюджет поступило 2 177,9 млрд.тенге, а в местные - 920,9 млрд.тенге, или 29,7 процента.

В частности, в местном бюджете Южно-Казахстанской  области из всех

 

собранных доходов  осталось 30,6%, в Западно-Казахстанской - 20,4%, в Костанайской - 34,1%, в Жамбылской - 53,8 процента. В свою очередь, в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Жамбылской областях бюджетные поступления с учетом трансфертов из республиканского бюджета на одного жителя колеблется от 102 тыс. тенге до 166 тыс. тенге. Доходы собственного бюджета этих областей на одного жителя - в пределах от 19,4 тыс. тенге до 76,7 тыс. тенге. Тогда как, в Атырауской области данный показатель составил 116 тыс.тенге, в Мангистауской - 118,3 тыс. тенге. При этом, в этих областях сумма всех бюджетных поступлений на одного жителя составила 227 тыс. тенге и 187 тыс. тенге соответственно [21, с. 11].

Таким образом, приведенные  факты свидетельствуют о том, что система разграничения и закрепления налогов и других платежей в республиканском и областных бюджетах не обеспечивает регионы равными возможностями развития социально-экономической сферы. Более того, она не стимулирует местные исполнительные органы к развитию малого и среднего предпринимательства и расширению, таким образом, налогооблагаемой базы. В результате усиливается зависимость местных бюджетов от исполнения республиканского бюджета.

2.2     Анализ     состояния    республиканского     бюджета    и     оценка эффективности бюджетной политики за 2009-2011 гг

Доходы республиканского бюджета в 2011 году составили 3 626,2 млрд. тенге или на 30,5% больше, чем в 2010 году. Налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились на 43,6%, поступления от продажи основного капитала - в 5,2 раза, поступления трансфертов - на 19,7%. Неналоговые поступления уменьшились на 37,5%.

Проанализируем  налоговые поступления в бюджет Республики Казахстан за 2009-2011 гг, согласно данным Приложения Г. План государственного бюджета за 2009 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 256,3 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу - 122,0 млрд.тенге, налогу на добавленную стоимость -32,8 млрд.тенге и поступлениям за использование природных и других ресурсов - 50,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 8,9 млрд.тенге. Поступления от продажи основного капитала перевыполнены на 2,1 млрд. тенге [22, с. 30].

По корпоративному подоходному  налогу при плане 654,6 млрд.тенге в бюджет поступило 776,6 млрд.тенге, план исполнен на 118,6%, в том числе план по корпоративному подоходному налогу от организаций сырьевого сектора исполнен на 100% (до 1 июля 2009 года) и от других плательщиков на 125,3%. Перевыполнение сложилось за счет поступления незапланированной суммы   и   за   счет   перерасчетов   авансовых   платежей   по   ряду   крупных

 

организации.

План по индивидуальному  подоходному налогу выполнен на 105,8 %, или при плане 156,0 млрд. тенге в бюджет поступило 165,0 млрд.тенге.

По социальному налогу план исполнен на 103,8 %, или при плане 228,0 млрд. тенге в бюджет поступило 236,6 млрд. тенге. Указанные увеличения поступлений по налогам с заработной платы обусловлены приростом фонда заработной платы по республике за январь-ноябрь 2009 года к соответствующему периоду прошлого года на 26,6%, среднемесячной номинальной заработной платы на 20,7%.

По налогу на добавленную стоимость при  плане 456,8 млрд.тенге в бюджет поступило 489,6 млрд.тенге, план исполнен на 107,2%, в  том числе план по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 108,3% и на импортируемые товары на 106,8%. За 2009 год возмещение из бюджета составило 164,9 млрд.тенге, что на 25,4 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога выросло в сравнении с прошлым годом на 65,3 млрд. тенге.

По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 250,4 млрд.тенге в бюджет поступило 301,0 млрд.тенге, план исполнен на 120,2%. Основное перевыполнение плана сложилось по налогу на сверхприбыль на сумму 28,7 млрд.тенге, основная сумма по данному налогу поступила по результатам подведения итогов 2008 года.

По таможенным платежам и налогам при плане 441,1 млрд.тенге в бюджет поступило 485,4 млрд.тенге, план исполнен на 110,0%. Перевыполнение связано с ростом объемов импорта из стран Дальнего Зарубежья, роста цены на нефть и нефтепродукты и за счет улучшения таможенного администрирования.

Согласно  данным таблицы 1, по состоянию на 1 января 2011 года доходы государственного бюджета (в том числе гарантированный трансферт) исполнены на 100 % к годовому плану и фактическое поступление составило 522209 млн.тенге.

Таблица 1. Анализ структуры  доходов по бюджетам разного уровня в Республике Казахстан за 2009-2011 гг.

 

Виды бюджетов

2009 год

2010 год

2011 год

 

Млн. тнг.

%

Млн. тнг.

%

Млн. тнг.

%

Республиканский

505709

62,5

649000

64,6

369285

70,7

Местный

302331

37,4

355676

35,4

152988

29.2

Государственный

807852

100

1004566

100

522209

100


План государственного бюджета за 2010 год по налоговым  поступлениям перевыполнен на 43,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу — 28,3   млрд.тенге,  индивидуальному

 

подоходному и социальным налогам - 21,2 млрд. тенге, налогу на имущество -4,1 млрд. тенге, акцизам - 2,8 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по таможенным платежам и налогам - 13,7 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 33,9 млрд.тенге. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на (- 25,8) млрд. тенге [22, с. 31].

По данным Приложения Г составлена диаграмма  изменения налоговых поступлений в бюджет Республики Казахстан за 2009-2011 г. (рисунок 8)

 



 


 

 


 

гг. 


Рисунок 8. Динамика изменения  налоговых поступлений за 2009-2011

 

По корпоративному подоходному  налогу при плане 730,0 млрд.тенге в  бюджет поступило 758,3 млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».

По налогам  с заработной платы исполнение планов поступлений обусловлено увеличением фонда заработной платы по республике за январь-ноябрь текущего года к соответствующему периоду 2009 года на 35,6%, среднемесячной номинальной заработной платы на 29,0%.

Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,1%, при плане 210,4 млрд.тенге в бюджет поступило 221,0 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 285,1 млрд.тенге в бюджет поступило 295,7 млрд.тенге.

По налогу на добавленную стоимость при плане 635,9 млрд.тенге в бюджет поступило 629,3 млрд.тенге, или 99,0%, в том числе:

-   по   налогу   на   добавленную   стоимость   на   товары   внутреннего

 

производства  исполнен на 101,3%, при плане 162,9 млрд.тенге  в бюджет поступило 164,9 млрд.тенге, перевыполнение объясняется увеличением размера облагаемого оборота крупных предприятий, связанного с ростом объема выпуска и реализации продукции, а также за счет погашения задолженности за прошлые периоды. На 1 января 2011 года возмещение из бюджета составило 184,4 млрд.тенге, что на 19,4 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 55,6 млрд.тенге.

- по налогу  на добавленную стоимость на  импортируемые товары выполнен на 98,2%, при плане 473,0 млрд.тенге в бюджет поступило 464,4 млрд.тенге, неисполнение объясняется тем, что снижение ставки НДС в 2011 году с 14% до 13% повлияло на снижение объемов импорта в конце 2010 года, так как с 1 января 2011 года сумма платежей по НДС будет на 1% ниже, что существенно для крупных импортных поставок.

В сентябре 2011 года правительство Казахстана внесло на рассмотрение парламента страны проект нового Налогового кодекса. Этого события в стране ждали довольно давно. О том, что политика в области налогообложения нуждается в реформировании, в республике говорили на протяжении нескольких лет. Однако свойственная казахстанской политической традиции взвешенность в принятии достаточно серьезных решений не была нарушена и на этот раз [23, с. 8].

Весной 2011 г., выступая перед парламентом со своим  ежегодным посланием, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что действующий в стране Налоговый кодекс выполнил свою задачу - стал основой для выстраивания рыночных отношений, но пришла пора разработать и принять новый, более совершенный документ.

Стоит вспомнить, что Казахстан первым еще в  период экономической депрессии сформулировал свою программу долгосрочного развития до 2030 года, которую успешно выполняет. Республика первой из нефтедобывающих стран, входящих в СНГ, перешла на формирование так называемого ненефтяного бюджета, первая создала свой Национальный фонд, который аккумулирует доходы от нефтяного сектора и выполняет стабилизационную и сберегательную функции. Здесь успешно функционирует одна из лучших в регионе банковская система.

В республике взят курс на диверсификацию экономики, начата реализация специальной программы по созданию национальных корпоративных лидеров, принимаются административные меры по улучшению условий ведения бизнеса в стране и повышению инвестиционной привлекательности Казахстана. И в этом смысле у республики есть отличный шанс стать привлекательной площадкой для размещения производств различных транснациональных корпораций. Но для этого нужны прозрачные и предсказуемые правила игры, прежде всего в налоговой сфере.

Рост затрат республиканского бюджета, которые  достигли 3 861,0 млрд. тенге, составил 23,8% по сравнению с 2010 годом, при этом значительное

 

увеличение  наблюдается по статьям «здравоохранение» (в 2,1 раза), «топливно-энергетический комплекс» (на 41,7%), «обслуживание долга» (на 36,7%), а также «государственные услуги общего характера» (на 31,5%).

Объем чистого бюджетного кредитования республиканского бюджета  в 2011 году увеличился на 43,7% до 36,0 млрд. тенге за счет увеличения объема бюджетных кредитов в 3 раза, несмотря на увеличение объема поступлений по погашению бюджетных кредитов в 5 раз. Сальдо по операциям с финансовыми активами увеличилось на 93,9% [24, с. 41].

Таким образом, фактический дефицит республиканского бюджета в 2011 году составил 554,8 млрд. тенге при запланированном дефиците в размере 721,0 млрд. тенге.

В последние годы ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства на реализацию государственных и отраслевых программ, инвестиционных проектов и на строительство социальных объектов в регионах.

Кроме того, средства республиканского бюджета направляются на пополнение и увеличение уставных капиталов государственных холдингов, акционерных обществ с участием государства, а также республиканским государственным предприятиям с указанием целевых назначений.

В условиях перехода на механизм бюджетирования, ориентированного на результат, оценка эффективности использования бюджетных средств по этим направлениям имеет важное значение для дальнейшего совершенствования процедур планирования и исполнения расходов бюджета.

В течение отчетного  периода проводилась целенаправленная работа по оценке стратегических планов государственных органов и администрирования бюджетных программ.

По отдельным бюджетным  программам объемы выделенных средств  не взаимоувязаны и не подкреплены количественными показателями стратегических планов, что не позволяет оценить степень их результативности и эффективности. Установленные Бюджетным кодексом сроки между принятием закона об утверждении или уточнении республиканского бюджета и внесением изменений и дополнений в стратегические планы государственных органов не соблюдаются.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан