Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

- механизм  мобилизации  денежных средств  в  бюджетную  систему 
страны;

- механизм расходования бюджетных средств;

- механизм   межбюджетного   распределения   и   перераспределения 
финансовых ресурсов [11, с. 45].

Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

Приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту

 

Республики  Казахстан, который в своем ежегодном  Послании народу Казахстана в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство Республики Казахстан разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Парламент для рассмотрения и принятия.

Политика  в области бюджетных доходов  и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов межбюджетных отношений, управления государственными финансами - это и есть бюджетная политика. Бюджетная политика государства проводится на основе среднесрочной фискальной политики, основные направления которой определяются Правительством Республики Казахстан.

Фискальная  политика, являясь частью экономической  политики, использует инструменты, связанные с формированием и расходованием бюджетных средств. Использование бюджетных механизмов основано на максимальном учете всех возможных факторов, способных повлиять на планируемые результаты в целом, а не раздельно по доходам и расходам. Поэтому для решения экономических задач на государственном уровне принято использовать элементы государственного бюджетирования в комплексе, оперируя ими в рамках единой концепции, называемой фискальной политикой.

Среднесрочная фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий, определяющих основы налогово-бюджетной  политики и разрабатывается, как правило, на трехлетний период. Среднесрочная фискальная политика содержит основные механизмы (способы) реализации основных направлений социально-экономического развития - политику доходов и затрат, бюджетное кредитование, управление финансовыми активами, межбюджетные отношения, управление государственным и гарантированным государством, заимствованием и долгом. Цели среднесрочной фискальной политики формулируются, исходя из стратегических и среднесрочных планов социально-экономического развития страны. Задачи определяют пути достижения поставленных целей наиболее эффективными методами.

В соответствии с этим определяются стратегические и тактические  цели среднесрочной   фискальной   политики:

- определение объема ресурсов, имеющихся на предстоящий трехлетний 
период;

- установление   фискальной   стратегии  Правительства   Республики 
Казахстан и его планов по достижению текущих и будущих целей;

  • фокусирование на принятии решений по распределению ограниченных 
    бюджетных ресурсов на реализацию стратегических приоритетов;
  • обеспечение лучшего понимания ограничений и возможностей бюдже 
    та в будущем;
  • повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса;

- обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышение 
фискальной дисциплины.

 

Среднесрочная фискальная политика является основой формирования республиканского бюджета и координирующим документом при реализации налоговой и бюджетной политики на всех уровнях государственного управления.

В основе разработки среднесрочной  фискальной политики лежат ежегодное Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс), стратегический план развития Республики Казахстан, программа Правительства Республики Казахстан, среднесрочные планы социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов, государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы.

По своей структуре  среднесрочная фискальная политика, как финансовый документ, состоит из определенных разделов, представленных в Приложении Б.

Политика  доходов содержит цели и задачи политики формирования доходов бюджета в среднесрочном периоде, а также меры, стабилизирующие поступления доходов в бюджет, направленные на достижение справедливого возможного уровня налоговой нагрузки, позволяющие реализовать цели экономической политики государства.

Политика  затрат основывается на результатах  оценки эффективности реализации бюджетных программ за истекший период, определении цели и задач бюджетной политики в части затрат, приоритетных направлений затрат по функциональным признакам, отражающим выполнение функций государства и реализацию государственной политики в республике, или по отраслям (секторам) экономики.

Бюджетное кредитование определяет цели и задачи бюджетного кредитования, в том числе по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

Операции с финансовыми  активами отражают направления политики Правительства Республики Казахстан  или местного исполнительного органа в части приобретения и продажи  финансовых активов государства.

Межбюджетные отношения  устанавливают формы регулирования  и направления развития межбюджетных отношений между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. При определении форм регулирования межбюджетных отношений учитываются налоговый потенциал каждого из уровней бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей регионов, утвержденные натуральные нормы [12, с. 43].

Среднесрочная фискальная политика Правительства  Республики Казахстан определяет цели и задачи политики управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом, прогноз показателей государственного и гарантированного государством долга. Среднесрочная фискальная политика местного исполнительного органа содержит цели и задачи политики управления внутренним государственным заимствованием и долгом, прогноз показателей внутреннего государственного долга местного

 

исполнительного органа на трехлетний период. Фискальная политика включает:

- прогнозные показатели государственного, республиканского и мест 
ных бюджетов;

  • результаты оценки эффективности реализации бюджетных программ за 
    истекший период;
  • приоритетные направления расходования бюджетных средств;
  • способы реализации основных направлений социально-экономического 
    развития республики или региона;
  • направления развития межбюджетных отношений;
  • политику в сфере государственного и гарантированного государством 
    заимствования и долга;
  • направления бюджетного кредитования;
  • возможные фискальные риски.

В связи с тем, что  в отечественной бюджетной практике осуществляется бюджетное прогнозирование на три года, среднесрочная фискальная политика содержит прогнозные показатели государственного бюджета на трехлетний период по принятой структуре бюджета.

Прогнозные  показатели расходов бюджета по функциональным признакам отражают выполнение функций государства и реализацию государственной политики, прогноз объема текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.

Разделы среднесрочной  фискальной политики содержат перечень инструментов и мер для достижения поставленных целей и задач, экономические и бюджетные показатели, характеризующие степень достижения поставленных целей, анализ возможных фискальных рисков в результате проведения фискальной политики в среднесрочном периоде

Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.

Достижению  данной цели в среднесрочном периоде  будет способствовать решение следующих основных задач:

  • совершенствование  бюджетного законодательства,  планирования  и 
    процедур исполнения бюджета;
  • повышение   эффективности   и   результативности   государственных 
    расходов;

- сокращение ненефтяного дефицита бюджета;

  • гармонизация стратегических, среднесрочных, годовых программ и 
    планов развития с республиканским бюджетом;
  • финансовое обеспечение проводимых социальных реформ, развитие

 

образования,   здравоохранения,   сельского   хозяйства  и   общественной  инфраструктуры;

  • снижение доли теневой экономики;
  • обеспечение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;
  • совершенствование механизма формирования и использования средств 
    Национального фонда;

 

  • определение оптимальных параметров дефицита республиканского 
    бюджета и объемов государственного долга с учетом проводимой политики 
    сбережений;
  • постепенное снижение доли внешнего долга в структуре правитель 
    ственного долга [13, с. 115].

Кроме того, фискальная политика, являясь важнейшей составляющей общеэкономической политики государства, содействует поддержанию установленного коридора по среднегодовому уровню инфляции, устойчивости платежного баланса, росту конечного потребления товаров и услуг и накопления капитала.

Проводимая  в среднесрочном периоде политика расходов будет направлена на повышение эффективности и результативности государственных расходов путем разработки и исполнения бюджета, исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата, предусмотренного стратегическими планами государственных органов с использованием утвержденного объема бюджетных средств.

С этой целью с 2011 года внедрена система формирования и исполнения бюджета, основанная на индикаторах эффективности и результативности, а также система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, которая позволит определить степень достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе, анализ достижения (недостижения) показателей прямого, конечного результатов и показателей эффективности.

1.3   Особенности  формирования   бюджетной системы в зарубежных странах

Использование зарубежного опыта формирования и реализации бюджетной политики, несомненно, может быть полезным для республики и ее территорий. Сравнительный анализ бюджетных систем зарубежных стран показал, что и экономически развитые страны испытывают трудности при формировании и реализации бюджетной политики, в том числе в части регулирования межбюджетных отношений. Причем, в связи с тем, что принципы межбюджетных отношений в унитарных государствах несколько отличаются   от   таковых   в    федеративных   государствах,    мы   посчитали

 

целесообразным  не только отразить в работе особенности  межбюджетных отношений, но и акцентировать внимание на необходимости формулировки понятия «вопросы местного значения» (ВМЗ), раскрыть содержание этих вопросов и предложить инструментарий для их решения. Вместе с тем, использование зарубежного опыта в бюджетной сфере и, в частности, в области международных финансов, должно происходить с обязательным учетом национальных особенностей развития страны.

Немного найдется стран, где не стоит вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений и ориентации бюджетной политики на самостоятельность и автономность местных бюджетов; далеко не все федеративные государства при реализации бюджетной политики учитывают основные положения Кодекса лучшей практики в бюджетно-налоговой сфере и практически во всех странах в настоящее время активно реформируются бюджетный учет и казначейская система. Представляется целесообразным систематизировать и проанализировать опыт формирования и реализации бюджетной политики федеративных и унитарных государств и донести результаты своего анализа до читателя.

В США в  качестве основного принципа в 90-х  гг. использовалось усиление автономной роли федерального бюджета в системе консолидированного государственного бюджета. Смысл этого принципа состоит в том, что федеральный бюджет имеет собственную, независимую и не связанную со штатными и местными органами США систему федеральных налогов [14, с. 17].

Самая крупная статья доходов - индивидуальный подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Есть не облагаемый налогом минимум доходов и две налоговые ставки - 15%и28%.

Отчисления на социальное страхование (налоги на выплаты для  целей социального страхования) - вторая по величине статья доходов. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. В начале 90-х гг. общая ставка была 15,02 % от фонда заработной платы.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан