Валютное регулирование в различных таможенных режимах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Валютные отношения возникли в результате расширения торговых отношений между государствами и приобретения денежными единицами стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.

Работа содержит 1 файл

Валютное_регулирование_в_раз.там.режимах.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

3.3. введение наряду  с валютным коридором правил  изменения его границ: расширение  или сужение коридора с течением  времени, изменение параметров  границ при определенных условиях. Например, в Мексике нижняя граница была зафиксирована твердо, а верхняя ежедневно повышалась на заранее объявленную величину, позволяя мексиканскому песо постепенно удешевляться. В России параметры валютного коридора несколько раз изменялись властями: сначала он был горизонтальным, затем горизонтальный коридор был перенесен на новый уровень, что несколько приблизило этот способ курсообразования к рассматриваемой ниже скользящей фиксации, а потом горизонтальный коридор был заменен на наклонный.

3.4. определение механизмов  поддержания и защиты валютного  коридора методами государственной  экономической политики. Включают  введение неофициального внутреннего  коридора колебаний национальной  валюты, по достижении границ  которого ЦБ предпринимает валютные интервенции для выравнивания курса. Макроэкономической целью введения валютного коридора является либо сокращение темпов инфляции, либо стабилизация реального валютного курса и, как следствие, выправление внешних платежных дисбалансов.

4. Ползущая фиксация – механизм установления валютного курса как процента колебаний вокруг центрального паритета, предусматривающий регулярное его изменение на определенную величину. Момент, когда необходимо пересматривать уровень центрального паритета, может либо задаваться формулой и временными параметрами, либо определяться политическим решением денежных властей по их усмотрению, что обычно связано с истощением, либо, напротив, накоплением валютных резервов.

5. Управляемое плавание  – политика управления валютным  курсом с помощью валютных интервенций, предусматривающих скупку или продажу иностранной валюты. Преимуществом управляемого плавания является то , что правительство не связано никакими обязательствами по поддержанию курса и может проводить ту политику в этой сфере, которая наиболее оптимальна для существующей в экономике ситуации. Недостаток – страны – торговые партнеры могут преследовать различные цели в своей валютной политике. Напр., в определенные периоды Япония может быть заинтересована в понижении курса иены по отношению к доллару, а США, напротив, в понижении курса доллара по отношению к иене. 

3.5. Факторы,  влияющие на формирование валютных  курсов

 

 

Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной  основы – покупательной способности  валют – под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями – стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов.

Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).

К структурным факторам относятся:

1. Конкурентоспособность  товаров страны на мировом  рынке и ее изменение;

2. Состояние платежного  баланса страны;

3.  Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

4. Разница %-х ставок  в различных странах;

5. Государственное регулирование  валютного курса;

6. Степень открытости  экономики.

Конъюнктурные факторы  связаны с  колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами. К ним относятся:

1. Деятельность валютных  рынков;

2. Спекулятивные валютные  операции;

3. Кризисы, войны, стихийные  бедствия;

4.  Прогнозы;

5. Цикличность деловой  активности в стране. 

Для определения влияния различных факторов на формирование валютных курсов, предположим, что существуют страны А и Б и курсы валют этих стран соотносятся как 1:2. т.е. за 1 ед. валюты страны А дают 2 ед. валюты страны Б (1А=2Б). Рассмотрим, в каких случаях действие того или иного фактора приведет снижению или повышению валютного курса страны А. (Таблица 3.1.)

Таблица 3.1.

Факторы, влияющие на формирование валютных курсов

Снижение валютного  курса

1А=1Б

 

Фактор

Повышение валютного  курса

1А=3Б

Пассивный торговый баланс (импорт превышает экспорт в стране А)

1. Состояние платежного  баланса

Активный торговый  баланс в стране А

Выше в А чем в  Б

2. Темпы роста инфляции

Выше в Б чем в  А

Уровень процентных ставок в Б выше чем в А

3. Движение капитала

Более высокий уровень  процентных ставок в А

Валюта А используется редко

4. Степень использования  валюты в международных расчетах

Валюта А используется часто

Спекулянты скупают  валюту Б за А

5. Валютная спекуляция

Спекулянты скупают  валюту А за Б

ЦБ скупает валюту Б за А

6. Валютная интервенция  ЦБ

ЦБ продает валюту Б за А

Нестабильная социально-экономическая  ситуация в А и высокая задолженность  перед Б

7. Уровень доверия  к валюте внутри страны и  за рубежом

Стабильная социально-экономическая  ситуация в А, без долгов

СМИ формируют негативный образ о стране А

8. Изменение психологических  ожиданий вследствие воздействия  СМИ

СМИ формирует положительный  образ о стране А


 

  

Тема 4: Валютное регулирование  в России 

4.1. Этапы  становления системы валютного  регулирования в России

 

 

В истории валютного  регулирования России можно выделить следующие этапы развития:

v     I этап (до 1986г.) – валютная монополия.

v     II этап (1986г. – 1991г.) – модель жесткого валютного регулирования.

v     III этап (1991г. –1998г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования.

v     IV этап (1998г. – 2001г.) – модель жесткого валютного регулирования.

v     V этап (2001г. – июль 2006г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования

v     VI этап (с июля 2006г. По настоящее время) – либеральная модель валютного регулирования.

Исследуем подробнее  выделенные этапы становления и  развития системы валютного регулирования  в советской и постсоветской  России.

I этап (1925г. – 1986г.)

Основой валютной системы  СССР являлась валютная монополия государства, обладавшего исключительными правами владения и распоряжения иностранной валютой. Валютная монополия представляла собой составляющую монополии государства на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Основными целями и задачами валютной монополии декларировались: защита экономики от неблагоприятных воздействий извне; обеспечение рационального распределения иностранной валюты, планирование и регулирование состояния платежного баланса, повышение эффективности внешних связей страны. Правовое регулирование сферы валютных отношений осуществлялось по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено законом». В условиях исключительного права государства на осуществление всех операций с иностранной валютой это означало полный запрет для резидентов и нерезидентов на осуществление валютных операций (ряд исключений касался лиц, работавших за границей или получавших гонорары, наследство и имевших право открывать определенные виды счетов во Внешторгбанке).

В условиях административно-командной  системы в СССР использование валютных средств (доходов от экспорта, привлеченных кредитов и иностранной валюте, валютных резервов) осуществлялось государством на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР.  Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах Внешторгбанка СССР (с 1988г. – Внешэкономбанка СССР) – банка-монополиста, обслуживавшего все международные расчеты СССР. Валютные планы государства, содержавшие данные об источниках и объемах поступлений, а также направлениях и суммах расходов валютных средств, утверждались в составе системы народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Органы государственной власти СССР, местные органы власти, предприятия и организации расходовали выделенные им через единую валютную кассу государства валютные средства в пределах установленных лимитов.

Существование валютной монополии в СССР фактически изолировало  страну от воздействия большинства  внешних негативных факторов и позволило  без внутренних потрясений пережить крах двух мировых валютных систем – Генуэзской и Бреттон-Вудской, при этом изменения в мировом порядке регулирования валютных отношений и валютные кризисы в развитых странах не игнорировались и находили отражение в валютной политике Госбанка СССР в форме периодических девальваций рубля и изменении порядка расчета валютного курса. В то же время, изолированность от внешнего мира не позволяла экономике своевременно адаптироваться к изменениям, происходившим в механизмах регулирования международных валютно-финансовых отношений, характер управления валютной сферой страны был законсервирован на многие десятилетия. Учитывая, что Кодекс либерализации движения капитала был принят ОЭСР еще в начале 1960-х гг., СССР к 1986г. Категорически отстал от бурно развивавшихся в мировой экономике с середины XX века процессов интернационализации и глобализации.

II этап (1986г. – 1991г.)

Период с августа 1986г. По август 1991г. Стал переходным и переломным в истории нашего государства. В  сфере регулирования валютных отношений, в связи с начавшейся децентрализацией внешнеэкономической деятельности, руководством страны также была продемонстрирована готовность отменить государственную валютную монополию. Однако, отсутствие четкой программы реформирования экономики, распределения компетенции в области регулирования валютной сферы, единого нормативного документа, регламентирующего осуществление валютных операций на данном этапе выразилось в попытках реформировать существовавший механизм управления валютными потоками вместо создания принципиально новой валютной системы.

Фактически, органами реализации валютной политики на данном этапе  являлись несколько государственных  учреждений – Государственная внешнеэкономическая  комиссия (далее – ГВК) Совета Министров  СССР, созданная в 1986г., Госплан СССР, Минфин СССР, Внешэкономбанк, Министерство внешнеэкономических связей СССР (МВЭС), Госбанк СССР.

В связи с децентрализацией внешнеэкономической деятельности в 1986г. Более 20 министерств и ведомств, а также первоначально около 70 крупнейших объединений, предприятий и организаций получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Уже к концу 1988г. Количество предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, превысило 200. В процессе дальнейшего развития реформы с 1 апреля 1989г. Право выхода на внешние рынки получили все предприятия, хотя они имели право торговать только продукцией собственного производства. Важным элементом внешнеэкономической реформы стал допуск иностранного капитала в экономику СССР: было принято решение о создании совместных предприятий с организациями социалистических стран, а также фирмами капиталистических и развивающихся стран.

В 1986г. Было принято решение  разрабатывать сводный валютный план (платежный баланс) страны на пятилетку, валютная выручка с 1987г. Стала плановым показателем для предприятий. В августе 1986г. Для стимулирования экспорта правительство предоставило предприятиям право на использование части заработанной ими иностранной валюты. Была создана система валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента.

С марта 1989г. Ограничения  по текущим операциям приняли  форму лицензирования. Четкие ограничения  по финансовым операциям отсутствовали, но все они без исключения требовали получения лицензий у Внешэкономбанка. Что касается физических лиц, то Внешэкономбанк открывал гражданам валютные счета двух типов: «Б» - для зачисления алиментов, наследств, пенсий с ограничением размера сумм, которые могут быть сняты единовременно для вывоза за границу; «В» - для зарплаты, гонораров без ограничений. В 1988-1989гг. по текущим счетам граждан начали платить небольшие проценты при условии внесения определенной минимальной суммы. Валюта с указанных счетов могла использоваться для покупки дефицитных товаров, обмена на рубли. Наличная валюта, легально ввезенная из-за границы, могла свободно храниться и вывозиться в течение года. Нигде юридически не было зафиксировано запрещение физическим лицам держать иностранную валюту не во Внешэкономбанке, но на практике его монополия на проведение операций с валютой советских граждан сохранялась.

С целью стимулирования экспорта в 1987г. Были введены дифференцированные валютные коэффициенты (далее –  ДВК) – внутренние расчетные курсы, призванные компенсировать ценовые диспропорции и завышенность официального курса. Данное нововведение заменило систему индивидуальных дотаций и скидок. Всего ввели около 3000 коэффициентов, дифференцированных по группам валют и товаров, по экспорту и импорту от 0,2 до 6,6. На практике ДВК затронули только 30-40% товаров, входивших до реформы в номенклатуру Министерства внешней торговли. Отсутствие положительного эффекта от введения ДВК вынудило правительство отменить эти коэффициенты, с 1 января 1990г. По торговым операциям была введена 100%-ая премия к официальному курсу. Фактически это означало 50%-ую девальвацию рубля по торговым операциям.

С конца 1989г. В стране стала практиковаться множественность  валютных курсов. По неторговым операциям с 1 ноября 1989г.  Госбанк СССР приступил к установлению специального курса рубля, который применялся банковскими учреждениями при продаже свободно конвертируемых валют гражданам, выезжавшим за границу по личным делам, и при выплате рублей с валютных счетов советских граждан, а также государственным, кооперативным и иным предприятиям на цели, связанные с поездками их работников по служебным делам за границу. Специальный курс рубля к доллару США на 01.11.1989 составлял 6 руб. 26 коп., тогда как официальный – 63 коп. за доллар США.

Информация о работе Валютное регулирование в различных таможенных режимах