Валютное регулирование в различных таможенных режимах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Валютные отношения возникли в результате расширения торговых отношений между государствами и приобретения денежными единицами стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.

Работа содержит 1 файл

Валютное_регулирование_в_раз.там.режимах.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Кодексом либерализации движения капитала, страны-члены  ОЭСР должны предоставлять любые  разрешения, необходимые для осуществления капитальных операций и трансфертов, приведенных в перечнях А и Б Приложения А указанного Кодекса (статья 2 «Меры либерализации»). В то же время, страны могут вводить оговорки к своим обязательствам по либерализации движения капитала, которые должны быть включены в Приложение Б Кодекса. Перечень операций движения капитала, подлежащих либерализации в соответствии с нормами Кодекса, приведен в Приложении 3 к настоящей работе.

Необходимость введения оговорок, т.е. ограничений, по текущим невидимым операциям и операциям движения капитала должна быть обоснована странами-членами ОЭСР, также определяются сроки их применения.

Меры, предусмотренные  в Кодексе либерализации текущих  невидимых операций и Кодексе  либерализации движения капитала, не ограничивают полномочий участников проверять достоверность проводимых операций, а также предпринимать любые мероприятия, необходимые для предотвращения уклонения от исполнения их законов и постановлений. Страны-члены обязаны максимально упростить все формальности, связанные с санкционированием или проверкой законности текущих невидимых операций или операций движения капитала (статья 5 в обоих Кодексах).

Другой международной  организацией, в силу специфики регулируемых вопросов затрагивающей сферу валютно-финансовых отношений, является Всемирная торговая организация (далее – ВТО).  Вопросам взаимодействия ВТО с МВФ в регулировании платежей и переводов посвящена Статья XV («Договоренности в отношении валюты») Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ-94), которая определяет, что страны-члены «будут стремиться к сотрудничеству с Международным валютным фондом» с целью проведения «скоординированной политики в отношении валютных вопросов в рамках юрисдикции Фонда».

Учитывая процесс глобализации мировой экономики, а также признавая растущие взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов экономических решений, принимаемых согласно предоставленным полномочиям Международным валютным фондом и Всемирной торговой организацией,  в 1996 году между МВФ и ВТО было заключено Соглашение, в рамках которого Фонд в числе прочих положений обязуется информировать ВТО обо всех решениях о введении ограничений на осуществление платежей или переводов по текущим международным операциям; решениях, санкционирующих дискриминационные валютные соглашения и практику множественных валютных курсов; а также о решениях, требующих от страны-члена Фонда осуществление контроля для предотвращения значительного или длительного оттока капитала.

В соответствии со Статьей XV ГАТТ-94, ничто не препятствует членам ВТО применять валютный контроль или валютные ограничения в соответствии со статьями Соглашения о МВФ или со специальным валютным соглашением. Та же статья устанавливает, что страны не должны путем валютных мероприятий подрывать цель положений ГАТТ-94 или путем торговых мероприятий – цель положений Соглашения о МВФ. Это означает, что члены ВТО могут применять ограничения в торговле товарами, влияющие на состояние валютно-финансовой сферы, а также валютные ограничения в рамках, установленных МВФ. Но такие валютные меры не должны применяться образом, фактически приводящим к необоснованному ограничению торговли товарами, а ограничения торговли товарами не должны приводить к дисбалансу в валютно-финансовой сфере. Таким образом, ГАТТ-94 не содержит норм, устанавливающих требования к регулированию платежей и переводов, связанных с внешнеторговой деятельностью, а указывает, что члены ВТО должны следовать принципам и нормам МВФ или специальных валютных соглашений.

Соглашением ВТО, регулирующим платежи и переводы, связанные с торговлей услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (далее – ГАТС). Статья XI («Платежи и переводы») ГАТС определяет, что члены ВТО не применяют ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся его специфических обязательств. Исключение составляют ограничения, вводимые в целях защиты платежного баланса в соответствии со статьей XII ГАТС («Ограничения в целях обеспечения платежного баланса»).

Данное положение развито далее в статье XVI ГАТС («Доступ на рынок»), которая устанавливает, что если член ВТО берет на себя обязательство о доступе услуг, то он обязан не ограничивать соответствующее движение капитала, когда это может препятствовать трансграничной поставке услуги, ее поставке посредством коммерческого присутствия в секторах, по которым приняты обязательства.

Таким образом, ВТО относит  сферу регулирования валютно-финансовых отношений к компетенции МВФ. Однако, МВФ не устанавливает каких-либо требований о либерализации переводов капитала, признавая, однако, в статье IV Соглашения о МВФ «основной целью международной валютной системы обеспечение свободного обмена товарами, услугами и капиталом» (в редакции 1976г.). Принцип параллельной либерализации сферы услуг, порядка осуществления международных платежей по текущим операциям и переводов капитала и инвестиций, был зафиксирован в ГАТС, что явилось новшеством в рамках ВТО.

Необходимо подчеркнуть, что на международном уровне, в  процессе заключения международных соглашений и договоров государства стремятся ограничить применение именно административно-правовых инструментов валютного регулирования, как наиболее контролируемых со стороны государства и ущемляющих права других стран на свободное осуществление международной экономической деятельности и связанных с ней международных переводов и платежей. Поэтому в отечественных и зарубежных научных публикациях наиболее острую полемику вызывают именно вопросы административно-правового регулирования порядка осуществления международных валютных операций.

Система валютного регулирования  и валютного контроля является эффективным  инструментом реализации экономической  политики государства, обеспечивающим стабильность и поэтапность реформирования экономики, сохранение валютных ресурсов страны. Использование достаточно жестких административно-правовых мер валютного регулирования и валютного контроля обусловлено необходимостью стабилизации валютно-финансовой сферы в кризисные периоды развития стран. Применение странами валютных ограничений и валютного контроля характерно для послевоенного периода, когда необходимо восстанавливать экономику, а также для переходного периода, когда требуется смягчить или устранить последствия слишком поспешной либерализации внешнеэкономических отношений.

Основными целями введения валютных ограничений являются:

·        сдерживание и перенаправление финансовых потоков на территорию страны и из нее (например, в целях предотвращения инфляционного давления притока капитала или ограничение притока валютной выручки от экспорта сырья);

·        ограничение инвестиций с определенными (неблагоприятными по мнению властей) финансовыми характеристиками (например, высокорискованных или краткосрочных активов, активов, влекущих за собой труднопрогнозируемые обязательства);

·        предотвращение колебаний и изменений платежного баланса вследствие внешних, неконтролируемых властями событий;

·        предотвращение спекулятивных операций с национальной валютой, которые могут стать причиной паники или неустойчивости обменного курса,

·        предотвращение неблагоприятных последствий неполной либо неравной информированности участников рынка о состоянии экономики и событиях;

·        обеспечение конкурентных преимуществ определенным секторам экономики или национальной экономике на мировом уровне;

·        обеспечение стабильности и управляемости обменного курса и инфляции;

·        обеспечение стабильности банковской системы, фондовых и финансовых рынков;

·        предотвращение определенных, установленных законом операций по соображениям безопасности или этики (например, законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов, уклонению от уплаты налогов, финансированию незаконных операций).

После окончания Второй мировой войны ограничения на осуществление валютных операций отсутствовали лишь в США, Швейцарии, Канаде, также некоторые страны Латинской Америки не вводили ограничения под давлением монополий США, которым была необходима свобода перемещения капитала и прибылей в этом регионе. Так, например, основной целью введения ограничений на движение капитала в конце 1940-х гг. во Франции и Японии стало стимулирование инвестиций внутри страны за счет внутренних сбережений, в Германии и Швейцарии – предотвращение роста реального курса национальной валюты, в Великобритании – поддержание устойчивости фунта стерлингов в условиях слабого, неустойчивого платежного баланса.

Новым этапом развития международных  валютных отношений в послевоенный период стало закрепление функций  межгосударственного валютного  регулирования за МВФ. Ссылаясь на статьи Соглашения о МВФ, США пытались добиться от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения обратимости валют для содействия экспансии национальных монополий. Однако, переходные положения статьи XIV Соглашения о МВФ позволили многим странам, в том числе Западной Европы и Японии, сохранить валютные ограничения в целях защиты экономики от кризисных потрясений.

Среди валютных ограничений, активно применявшихся в мировой  практике, могут быть названы введение системы предварительных депозитов при авансировании импорта товаров (применялась в Аргентине, Греции, Индонезии, Парагвае, Турции); обязательное зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченные банки и продажа установленной ее части. Обязательство продажи иностранной валюты банкам большей частью распространялось на весь экспорт, однако, в некоторых странах оно ограничивалось основными экспортными товарами (в Аргентине, Уругвае). Стадию применения валютного контроля за экспортно-импортными операциями прошло в своем экономическом развитии абсолютное большинство государств. Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

Начиная с 1980-х гг., в  связи с существенным ростом объемов  международной торговли, усилением  международного разделения труда, глобализацией  финансовых рынков, становится все  более очевидной тенденция либерализации сферы валютных отношений. В настоящее время практически все страны отказались от системы жесткого валютного регулирования и валютного контроля. В развитых странах на современном этапе ведется статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, основная цель которого – противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.  Государственный финансовый контроль в целях выявления противоправных действий в кредитно-финансовой, налоговой и бюджетной сферах и обеспечения прозрачности финансовых операций существует во многих странах. Например, в Испании работу в данном направлении ведет SEPBLAC (Исполнительная служба комиссии по предотвращению отмывания капиталов и финансовых нарушений  при Банке Испании), во Франции – TRACFIN (Группа по расследованию незаконных финансовых операций при Министерстве экономики, финансов и бюджета). Операции по сделке, имеющей признаки подозрительности, могут быть приостановлены кредитной организацией, обязанной уведомить об этом факте уполномоченные органы и, в крайнем случае, отказать клиенту в проведении операции.

Принимая во внимание тот факт, что системы валютного  регулирования всех стран мира в  процессе экономического развития претерпевали существенные изменения, необходимо подчеркнуть общую тенденцию постепенного отказа от преимущественного применения административно-правовых инструментов регулирования международных валютных отношений и перехода к доминированию экономических мер, обусловленного, в первую очередь, эффектом глобализации и интернационализации мировой экономики.   

 

 

 

Тема 2: Платежный баланс

 

  

2.1. Понятие платежного баланса 

Платежный баланс (по МВФ) – это  статистический отчет, в котором  в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических  операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени, показывающий:

1. операции с товарами, услугами, доходами, совершенные какой-либо  страной с остальным миром.

2. смену собственности  и другие изменения в принадлежащих  данной стране золоте, СДР, финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру.

3. односторонние переводы  и компенсирующие записи, которые  необходимы для балансирования  в бухгалтерском смысле тех  операций, изменений, которые взаимно  не покрываются.

Платежный баланс за определенный период составляется на основе статистических показателей о совершенных за этот период внешнеэкономических сделках и позволяет анализировать изменения в международных экономических отношениях страны, масштабах и характере ее участия в мировом хозяйстве.

В основе составления  платежного баланса лежат два  принципа:

1. охват всех внешнеэкономических  операций страны за определенный  период

(для отделения внешнеэкономических  операций от внутренних МВФ  рекомендует под внешними понимать  операции между резидентами и нерезидентами).

2. учет платежей ведется  по принципу двойного счета,  который предполагает ,что любая  международная сделка автоматически  учитывается в ПБ дважды: один  раз как кредит, другой – как  дебет. 

К кредиту относятся  те сделки, в результате которых происходит отток ценностей и приток валюты в страну (записываются со знаком «+»). Так, продажа самолетов за границу, предоставление услуг иностранным туристам, покупка иностранцами акций отечественных компаний записываются в кредит.

К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретаемые  ценности (знак « – »): отражаются, например, импорт автомобилей, покупка  лицензий, предоставление долгосрочных займов. Подобные сделки приводят к  уменьшению запасов иностранной валюты на счетах резидентов.

Информация о работе Валютное регулирование в различных таможенных режимах