Валютное регулирование в различных таможенных режимах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Валютные отношения возникли в результате расширения торговых отношений между государствами и приобретения денежными единицами стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.

Работа содержит 1 файл

Валютное_регулирование_в_раз.там.режимах.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Валютное регулирование в различных  таможенных режимах

Тема 1: Валютные отношения  и валютная политика

 

 

1.1. Валютные отношения

 

 

Валютные отношения  возникли в результате расширения торговых отношений между государствами  и приобретения денежными единицами  стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.

Сущностная характеристика понятия «валютные отношения» предполагает, с одной стороны, наличие границы, обособленности национальных экономик, участвующих в международных экономических отношениях, а с другой, - достижение межгосударственных договоренностей в вопросах признания денежных единиц других стран и определения способов их котировки для облегчения процессов международного обмена. Таким образом, возникает разделение уровней валютных отношений: в системе национальной экономики и в системе мировой экономики. Встраивание валютных отношений в систему национальной экономики предполагает, в первую очередь, значительную открытость экономики, и, соответственно, ее уязвимость. Поэтому одной из задач государства при осуществлении валютных отношений является создание механизмов защиты экономики от внешних «стрессов». К субъектам валютных отношений внутри страны принято относить центральный (эмиссионный) банк, правительство, коммерческие банки, предприятия – участники внешнеэкономической деятельности, валютные биржи, инвестиционные и пенсионные фонды, брокерские фирмы, физические лица. Объектом валютных отношений является все множество операций с валютой.

Валютные отношения  в системе мировой экономики, или международные валютные отношения, представляют собой совокупность экономических  и финансовых отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. К субъектам международных валютных отношений, внешним для национальной экономики, относятся правительства иностранных государств, международные валютно-финансовые организации, зарубежные юридические и физические лица.

Уровень развития международных  валютных отношений зависит от многих факторов, в том числе, от состояния мировой экономики, степени открытости национальной экономики, соотношения сил между странами, политической обстановки, доминирующих тенденций развития международных отношений. Развитию валютных отношений способствовали экономический рост национальных экономик, создание мирового рынка, углубление международного разделения труда, интернационализация хозяйственных связей.

Усложнение характера  международных отношений в связи  с существенным расширением спектра  предлагаемых товаров, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, усилением  международного движения факторов производства привело к необходимости урегулирования государством валютных отношений, возникающих в результате указанных международных операций. (рис. 1)

Государственное валютное регулирование – методы и средства государственного управления валютной сферой в экономике страны, основанные на регламентации государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций.

В условиях рыночной экономики  помимо государственного валютного  регулирования существует и «стихийное» рыночное регулирование валютных отношений, обеспечивающее относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов. Рыночное «саморегулирование» валютной сферы является по своей сути весьма нестабильным, поскольку его реализация предполагает нацеленность разрозненных участников валютного рынка на максимизацию своей прибыли, без учета национальных интересов и требований экономической безопасности государства. При этом, на характер действий субъектов валютных отношений влияет множество факторов, в том числе, психологические ожидания и «эффект толпы», способные при неблагоприятных обстоятельствах нанести непоправимый урон социально-экономическому положению страны. Государственное валютное регулирование позволяет нивелировать или, по крайней мере, ограничить негативные последствия рыночного регулирования валютных отношений. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга.

Функционируя на стыке  национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, более эффективно использовать преимущества от участия  в мирохозяйственных связях, а  с другой – сдерживать и ограничивать действие  негативных факторов, возникающих в мировой экономике и вызывающих резкие колебания курсов национальных валют, масштабный легальный и нелегальный вывоз национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, снижение конкурентоспособности национальных производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке.  

1.2. Открытая  экономика: понятие, уравнение,  показатели

 

 

Одной из ведущих тенденций  мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. В открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных.

Вполне очевидно, что  в открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием, как правило, подразумевается состояние «полной занятости», равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска, при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию ВЭС.

Переход стран ко все более открытой экономике был ускорен действиями ТНК. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграли огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличения мобильности населения. Постепенно разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в МРТ.

Открытость экономики  понимается как антипод автаркии, экономики самообеспечения. Становление  открытой экономики – объективная  тенденция мирового развития.

Открытая экономика – страна, в которой резиденты и нерезиденты без ограничений могут совершать операции на международном рынке товаров и услуг.  

Преимуществами открытой экономики являются углубление специализации и кооперации производства, рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности, распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика  предполагает эффективное использование  принципа сравнительных преимуществ в МРТ, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев  открытой экономики является благоприятный  инвестиционный климат страны, стимулирующий  приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства. Она требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но является угрозой экономической  безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

Модель открытой экономики  явилась обобщением созданной Кейнсом, Хиксом и другими экономистами модели «закрытой экономики».

Закрытая экономика  не связана, по определению, с внешним миром и тождество национальных счетов для нее имеет вид:

Y = C + I + G,  где

Y – валовой внутренний  продукт

C – потребление домашних  хозяйств. Потребительские расходы  включают расходы домашних хозяйств  на предметы потребления длительного  и кратковременного пользования, а также потребительские расходы на услуги.

I – объем инвестиций. Валовые инвестиции включают 3 основных  компонента: (1) все конечные покупки  инвестиционных товаров (средств  производства) предпринимателями; (2) все  строительство; (3) изменение запасов.

G – государственные  расходы, включают все государственные  расходы на конечную продукцию  предприятий и на все прямые  покупки ресурсов, в частности,  рабочей силы (федеральные военные  расходы, правительственная поддержка  исследований, правит. Образовательн. Фонды). Но эта группа расходов исключает все государственные трансфертные платежи, поскольку они не отражают увеличения текущего объема производства, а являются передачей средств определенным семьям, индивидам (пособия по социальному страхованию, безработице и социальному обеспечению).

Переход к модели открытой экономики осуществляется путем  введения в правую часть тождества  национальных счетов чистого экспорта, т.е. сальдо счета текущих операций.

Формула открытой экономики – основное тождество национальных счетов:

Y = C  + I + G  +   NE, 

где NE – чистый экспорт 

К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и импорта в ВВП:

1)      Экспортная квота    (Экв = Э / ВВП * 100%)

2)      Импортная квота  (Икв= И / ВВП * 100%)

3)      Внешнеторговая квота  (ВТкв = Э+И / ВВП * 100%)

В 50-60 гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90 –х гг. этот критерий заметно вырос: страны с  высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.

Факторами, влияющими  на степень открытости экономики  и уровень развития МЭО, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, в основном, отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики.

Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес  базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной), тем меньше участие страны в МРТ, тем меньше открытость экономики.  У отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В таких случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта. Сходная ситуация имеет место в отношении России.

Уровень участия страны в мировом  хозяйстве может быть охарактеризован  следующими показателями:

1. экспортная  и импортная квоты

(на уровне отрасли  – удельный вес экспортируемых/ импортируемых отраслью товаров  и услуг в их общем объеме).

2. чистый экспорт (объем  экспорта страны за вычетом  импорта)

3. структура экспорта, т.е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки; она отражает сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, отраслевую специализацию.

Информация о работе Валютное регулирование в различных таможенных режимах