Театр эпохи Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

Театральное искусство Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИ1.docx

— 143.09 Кб (Скачать)

Все попытки  родных «пробудить ото сна» главу  семейства тщетны. Оргон убеждается в предательстве Тартюфа лишь после того, как становится свидетелем грязных приставаний «друга» к его жене Эльмире. Оргон выгоняет Тартюфа из дома, но последний, сняв маску святоши, сам пытается изгнать Оргона и засадить его в тюрьму: теперь он хозяин положения.

Впервые Тартюф предстает перед зрителями в  облике аскета с власяницей и плетью, которыми он будто бы умерщвляет свою плоть. Однако его истинная сущность сразу же раскрывается Мольером: святоша  предстает обнаженным перед служанкой  Дориной, девушка не видит в набожных речах Тартюфа страстности веры.

Дорина оказывается права во всем: под маской святости скрывается чревоугодник и сластолюбец, жадный до радостей жизни. Владение приемами церковной казуистики помогает ему добиваться своих целей, а также выпутываться из самых сложных ситуаций.

Тартюф надевает также маску патриота. Использование  тайной документации против бывшего  друга и благодетеля Оргона он объясняет исполнением долга перед королем.

Пьеса завершается  разоблачением Тартюфа и его  арестом. Таким образом Мольер как  бы призывает верховную власть наказать лицемеров, поддерживает веру общества в торжество справедливости. Однако в «Тартюфе» нашла отражение  лишь риторическая формула идеальной  законности.

Пьеса «Дон Жуан, или Каменный гость», написанная Мольером в 1665 году, была объявлена «проповедью  вольнодумства и атеизма», ее постановка на сценах парижских театров запрещалась, тем не менее спектакль был  по достоинству оценен передовыми людьми той эпохи.

В образе Дон  Жуана драматург подверг уничижительной критике ненавистный ему тип  распутного, безнравственного и циничного  аристократа, безнаказанно совершающего злодеяния и с гордостью сообщающего  всем, что знатность происхождения  позволяет ему не считаться с  нравственными законами, обязательными  для простолюдинов.

Надругательство над человеком, в частности над  достоинством женщины, глумление над  чистыми душами – все это выступает  в пьесе результатом необузданных порочных страстей знати. Мольер старался донести до современников понимание  того, что чувственные побуждения, не сдерживаемые нравственными законами, способны принести обществу большой  вред.

Социальный  протест против произвола аристократии вкладывает драматург в уста Сганареля, слуги Дон Жуана: «Может, вы думаете, что если вы знатного рода, что если на вас белокурый, искусно завитый парик, шляпа с перьями, платье, шитое золотом, да ленты огненного цвета… вы от этого умней, что все вам позволено, и никто не сможет вам правду сказать? Узнайте же от меня, от своего слуги, что рано или поздно… дурная жизнь приведет к дурной смерти».

Руководствуясь  лишь голосом чувственной страсти, Дон Жуан полностью «освобождается»  от своей совести; он с особым цинизмом гонит от себя надоевших любовниц, советует своему старому отцу не докучать ему нотациями, а поскорее отправляться на тот свет.

Однако в  сознание циничного и эгоистичного аристократа Мольер вложил вольнодумные идеи, способствовавшие разрушению религиозных  убеждений и распространению  в обществе материалистических взглядов. Именно в этом Мольер усматривает  преимущество сознания просвещенного  аристократа над мещанской ограниченностью  Сганареля, типичного представителя третьего сословия.

Во время  одного из разговоров со слугой Дон  Жуан сознается, что не верит ни в  Бога, ни в Сатану, ни в жизнь после  смерти. Отвечая на вопрос Сганареля: «Во что же вы верите?», аристократ спокойно сообщает: «Я верю, что дважды два – четыре, а дважды четыре – восемь».

Устами Дон  Жуана Мольер гневно высказывается  против лицемерных иезуитов и ханжей, прикрывающихся показной набожностью: «Пусть козни их известны, пусть  все знают, кто они такие, все равно они не лишаются доверия: стоит им разок-другой склонить голову, сокрушенно вздохнуть или закатить глаза – и вот уже все улажено…»

Магическая  сила лицемерия надежно защищает от нападок, в чем Дон Жуан убеждается на деле: его обвиняют в клятвопреступлении, а он, подняв глаза к небу и  смиренно сложив руки, произносит: «Такова  воля небес», «Так хочет небо».

Финал комедии  таков: Дон Жуан падает, пораженный громом и молнией, тем самым свершается возмездие над безнравственным  аристократом. Гром и молния выступают  здесь не как традиционный сценический  эффект, а воплощенным в сценическую  форму предвестием грозной кары, которая рано или поздно падет  на головы знати, лишенной всякой морали.

В 1666 году была написана комедия «Мизантроп», в  которой с наибольшей силой и  полнотой получили выражение особенности  мировоззрения автора.

Эта пьеса представляет собой не только историю любви  Альцеста и юной Селимены, но и социальный протест против несправедливостей современного мира.

Комедия начинается со спора Альцеста с Филинтом, горячим сторонником соглашательской, удобной для жизни философии. По мнению Филинта, разумнее всего не противопоставлять себя существующему жизненному укладу, а, приноравливаясь к общественному мнению, жить в ладу со светскими вкусами.

Однако Альцест не умеет кривить душой, ему по духу ближе люди решительные, способные к резкому и смелому обличению окружающей действительности. Молодой человек мечтает только об одном: оставаться человеком в современном ему обществе лгунов, предателей и изменников.

С этим ненавистным  миром Альцеста связывает лишь горячая любовь к Селимене, девушке умной и волевой, сознание и помыслы которой, однако, подчинены нравам высшего света. Именно по этой причине она производит впечатление пустой и бессердечной особы.

Злословие Селимены вынуждает великосветских поклонников отвернуться от нее, и девушка соглашается стать женой Альцеста. Однако условие, которое молодой человек ставит своей возлюбленной, – навсегда покинуть свет и обосноваться среди природы – вынуждает Селимену отказаться от замужества. Альцест возвращает данное ею слово.

В «Мизантропе» Мольер еще не может отыскать для  своего героя большой жизненной  темы, его борьба с обществом ограничивается лишь критикой жеманных стихов современных  поэтов и укорами ветреной Селимене.

Подвергая резкой критике пороки дворянского общества, Мольер в то же время не идеализировал  и буржуазию. Среди его комедий, направленных против мира собственников  с их стремлением к обогащению и получению дворянских титулов, особого внимания заслуживают пьесы  «Скупой» (1668), где с особым реализмом  показана развращающая сила денег, и  «Мещанин во дворянстве» (1670).

«Скупой» –  это едкая сатира на ростовщиков  и накопителей, сумевших подняться  к вершинам социальной иерархии. Главным  героем этого произведения является ростовщик Гарпагон, целью жизни  которого является накопление богатств.

Стараясь увеличить  капитал, Гарпагон не только берет с  клиентов грабительские проценты, морит  голодом своих домочадцев, но и  торгует судьбами родных детей: идеальное  исполнение отцовского долга он видит  в том, чтобы выдать дочь Элизу без приданого за старого богача и женить сына Клеанта на состоятельной вдове.

Требуя от детей  беспрекословного подчинения своей  воле и отказа от личного счастья, Гарпагон в то же время сам не отказывается от радостей жизни: деньги, обладающие волшебной силой, дают ему  возможность наслаждаться всеми  жизненными благами.

Гарпагон намеревается жениться на Мариане, возлюбленной своего сына. Чтобы добиться своей цели, он даже выгоняет юношу из дома, лишает его наследства и проклинает.

Не менее  жестоко Гарпагон обращается и с  дочерью: когда у нее пропадает  шкатулка с драгоценностями, он со злостью  сообщает дочери, что большую радость  ему доставило бы ее исчезновение, а не шкатулки.

Пропажа драгоценностей для ростовщика почти смертельна, он готов подозревать всех и каждого, ему хочется арестовать и перевешать окружающих. Алчный Гарпагон, душа которого отравлена блеском золота, очень  одинок и жалок, это уже не человек, а злое и по-своему несчастное существо. Комический образ ростовщика приобретает  в пьесе драматический оттенок, становится символом распада человеческой личности.

Однако жажда  наживы, порождающая такие страшные нравственные явления, как Гарпагон, способна не только извратить природу  человеческих отношений, но и создать  противоестественную общественную мораль.

В пьесе «Скупой» нравственные законы нарушает не только корыстолюбец Гарпагон. Добродетельная Мариана, согласившаяся в надежде на скорую смерть старого сластолюбца стать его женой, тоже становится преступницей в глазах общества.

В несколько  иной форме сила денег проявляется  и в не менее известной комедии  «Мещанин во дворянстве» . Сюжет пьесы  повествует о некоем Журдене, который, обогатившись, мечтает стать дворянином и получить к своей «вульгарной» фамилии аристократическую приставку  «де».

Более того, мещанин  с уверенностью сообщает зрителям о  том, что за деньги можно добиться почета и уважения, а обучившись правилам этикета и различным  «наукам», стать истинным аристократом.

Журден говорит: «Водясь со знатью, я проявляю здравый  смысл. Это куда лучше, чем водиться с вашим мещанством». Но его ошибка в том, что он стремится слепо  копировать представителей сословия, утрачивающего свое ведущее положение  в обществе, превращающегося в  явного социального паразита. Превосходство  Журдена над другими мещанами комично: стремясь возвеличить свое достоинство, он лишь роняет его.

Контраст между  простодушной, несколько грубоватой натурой героя и его претензиями  на аристократичность очевиден, именно он становится основным источником комического  в пьесе.

Журден имеет  собственный нрав, который постоянно  показывается из-под маски дворянина  и резко отличается от надуманного. На протяжении всей пьесы мещанин  остается объективно существующим характером со своими бытовыми и психологическими особенностями.

Желание стать  дворянином столь велико, что Журден с легкостью соглашается принять  участие в маскараде посвящения в сан «мамамуши», организованном слугой Ковьелем. Журден с радостью принимает удары палками, ведь таков обряд посвящения, после которого он станет «мамамуши Джиурдином».

Мещанин мечтает  о том, что все будут склонять перед ним головы, а сам он сможет, не снимая головного убора, на равных говорить с графом или бароном, его  дочь окажется достойной стать невестой сына турецкого султана.

Драматург заканчивает  свою комедию, оставляя господина Журдена  в неведении о сыгранной с  ним злой шутке. Тем самым сохраняется  обличительная сатирическая сила произведения, которое в противном случае превратилось бы в наивное морализаторство. На этой мажорной ноте автор завершает  свой суд над буржуа, утратившими  здравый смысл в погоне за аристократической  приставкой «де».

Образу господина  Журдена противопоставлены молодые  представители третьего сословия –  Клеонт и Люсиль. Строгое воспитание в родительском доме не превратило их в смиренных отпрысков.

Люсиль – девушка с прогрессивными взглядами, получившая светское образование, ее мировоззрение резко отличается от жизненных позиций представительниц буржуазно-патриархальной среды.

Клеонт, возлюбленный Люсиль, предстает перед зрителями достойнейшим человеком, хотя и не благородного происхождения. Он прослужил в армии шесть лет, принес государству бoльшую пользу, чем многочисленные аристократы-тунеядцы, кормящиеся за чужой счет (например, граф Дорант и маркиза Доримена).

Главными обличителями пороков в мольеровских пьесах выступают умные и жизнерадостные слуги и служанки, слова которых наполнены веселым, полным едкой сатиры смехом. Это и Николь в «Мещанине во дворянстве», и Дорина в «Тартюфе», и Туанетта в «Мнимом больном» (1673), и Скапен в «Плутнях Скапена» (1671), одном из последних драматургических шедевров Мольера.

Примечательно, что практически во всех своих  комедиях для раскрытия характеров персонажей драматург использовал  принцип доминантной черты, что  явилось причиной чрезмерного сгущения сатирических красок и концентрации основной идеи в образе героя. Так, создавая образ Тартюфа, он «пользовался только резкими красками и существенными  чертами».

Герои из народа были необходимы драматургу для определения  общей атмосферы действия. И хотя в его произведениях на первом плане фигурировали сатирические персонажи, победу всегда одерживали разумные представители  буржуазии и плебеев-слуг.

Творчество  Жана Батиста Мольера оказало  большое влияние на развитие мировой  драматургии и сценического искусства  в целом. Беря от фарса лишь самое  необходимое, преодолевая схематизм  популярной в те годы итальянской  комедии дель арте, драматург создал несколько гиперболизированные, но вполне достоверные, сатирически полнокровные образы, заложив тем самым основы реализма в театре.

Величайший  российский классик Лев Николаевич Толстой назвал Мольера «едва  ли не самым всенародным и потому прекрасным художником нового искусства».

Одной из лучших исполнительниц женских ролей в  комедиях прославленного драматурга была одаренная французская актриса  Катрин Дебри (1620—1706). В 1650 году, во время  выступления одной актерской  труппы в Лионе, талантливая тридцатилетняя прима обратила на себя внимание антрепренера театра Мольера. Вскоре Катрин стала  артисткой мольеровской труппы.

Информация о работе Театр эпохи Возраждения