Театр эпохи Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

Театральное искусство Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИ1.docx

— 143.09 Кб (Скачать)

В то же время  в семейных пьесах Расина находят  отражение важнейшие стороны  современной общественной жизни, провозглашаются  нравственные идеалы и клеймятся  эгоистические наклонности.

Одной из самых  известных пьес драматурга является «Федра» (1677) – воплощение глубокого  философского и общественного замысла  Расина. Автору удалось мастерски  раскрыть трагедию женщины, преступившей моральные законы общества, отобразить ее напряженную борьбу со своими страстями.

Сюжет пьесы  таков: Федра страстно любит своего пасынка Ипполита, любит беззаветно, безо всякой надежды, понимая греховность  своего чувства. Кормилица Энона советует ей пойти на компромисс со своей совестью, однако Федра не может так поступить; она не мораль приспосабливает к себе, а себя подчиняет общепринятой морали, утверждая тем самым естественную нравственность как социальную норму поведения.

Непримиримость  Федры предстает в пьесе символом героического возвышения человека над низменными эгоистичными страстями.

Финал пьесы  трагичен: не видя иного выхода из создавшейся  ситуации, Федра предпочитает свести счеты с жизнью. Ее смерть – это  торжество нравственности над житейским  лицемерием, миром эгоизма и страстей, подчиняющих себе человеческую совесть.

Образ Федры поражает прямотой помыслов, силой и чистотой любви, испытываемой ею к пасынку, твердостью нравственных убеждений и непреклонностью воли. Все эти качества существуют рядом с недозволенной страстью.

Правдивое изображение  человеческих страстей стало причиной нападок представителей высшего  французского общества на «Федру». Жан  Расин был обвинен в безнравственности, и премьерный показ «Федры» не принес ожидаемого успеха.

М. Шанмеле и Т. Дюпарк стали первыми исполнительницами роли Федры. Актрисы, отличавшиеся естественной грацией, мимической выразительностью, точностью жестов и прекрасной декламацией, представили героиню в мягкой эмоциональной манере. Ими же был создан ряд других женских образов в расиновских трагедиях.

Знаменитый  театральный критик Н. Буало, характеризуя игру Мари Шанмеле и стремясь подчеркнуть особенности ее декламационных приемов, писал: «Актриса в „Митридате“ Расина после слов „Любили мы…“ делала резкий тональный скачок и произносила следующую фразу: „Сударь, в лице вы изменились…“ – на октаву выше». Эмоциональный эффект, достигаемый этим приемом, был просто потрясающим.

В дальнейшем многие талантливые актрисы мира – такие, как Е. Семенова, М. Ермолова, А. Коонен, – обращались к образу Федры. Постановки трагедии «Федра» по сей день осуществляются на многих театральных сценах мира, не переставая удивлять зрителей выразительностью и музыкальным слогом монологов.

После неудачной  постановки «Федры» в творческой жизни Расина наступил двенадцатилетний перерыв. Драматург вновь взялся за перо и бумагу лишь после того, как неофициальная жена короля, мадам де Монтенон, уговорила его написать новую пьесу. Трагедия «Эсфирь», написанная в 1689 году, предназначалась для показа воспитанницам Сен-Сирского монастыря и призывала к религиозной терпимости.

В следующем  году драматург представил на суд  зрителей «Гофолию» (1690) – религиозно-политическую пьесу на библейскую тематику, обличающую деспотизм государственных властей, однако постановка оказалась не очень удачной. Расин резко отличался простотой и лаконичностью своего художественного стиля от принятых канонов классицизма. Его последними драматургическими творениями стали «Духовные песни» (1694) и «Краткая история Пор-Рояля», однако такой известности, как ранние произведения талантливого автора, они не получили. Творчество Жана Расина, «замечательного, изумительного психолога», оказало большое влияние на многих драматургов эпохи классицизма. Расиновские пьесы переведены на различные языки мира, и сегодня их можно увидеть в репертуарах некоторых театров.

Мольер

Неменьшей популярностью, чем П. Корнель и Ж. Расин, пользовался в то время Жан Батист Мольер (1622—1673) (настоящее имя Жан Батист Поклен) – талантливый комедиограф, актер, театральный деятель, вошедший в историю мирового театра как реформатор сценического комедийного искусства . Долгое время он работал в парижском театре «Пале-Рояль», и это сотрудничество оказалось на редкость плодотворным.

Жан Батист Поклен родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. Пользуясь своим положением, отец определил свое чадо в престижное учебное заведение – Клермонский коллеж, в результате чего молодой человек получил прекрасное по тем временам образование.

Еще в годы учебы  Жан Батист начал проявлять интерес  к античной литературе и философии, а увлечение театральным искусством постепенно превратилось в настоящую  страсть.

Окончив в 1639 году коллеж, юноша решил посвятить  себя театру. В 1643 году вместе с несколькими  профессиональными актерами и молодыми любителями сцены Жан Батист Поклен, принявший псевдоним Мольер, организовал «Блистательный театр».

Деятельность  первой мольеровской труппы оказалась недолгой. Причина в том, что слабый репертуар и неопытность исполнителей не удовлетворяли требованиям взыскательной столичной публики.

Вместе с  товарищами Жан Батист уехал в  провинцию, где на протяжении тринадцати лет (1645—1658) он совершенствовал свое мастерство. В этот период творчества, совпавший с активными народными  выступлениями, молодой драматург  стал свидетелем не только нищенской  жизни простых людей, но и их отваги и мужества в борьбе за свое человеческое счастье.

Выступления в  городах Франции – таких, как  Нант, Тулуза, Лион, Лимож, Гренобль и  др., – способствовали написанию  Мольером небольших веселых комедий  в духе народного фарса и лучших традиций комедии дель арте.

Сюжеты для  своих первых произведений («Шалый», 1655; «Любовная досада», 1656) драматург  заимствовал из популярных в те годы итальянских пьес. Главным героем «Шалого» стал слуга Маскариль, олицетворявший жизнерадостность, народный ум и живую энергию. Этот персонаж, созданный еще в середине 1650-х годов, явился первым в галерее народных образов Мольера.

Успешные выступления  на сценах провинциальных театров позволили  мольеровской труппе возвратиться в Париж. Спектакль, показанный ею в Лувре Людовику XIV и его приближенным, произвел на короля благоприятное впечатление, в результате чего труппа Мольера была признана третьим театром Парижа, получив наименование «Труппа брата короля».

Для показа спектаклей нового театра было отведено специальное  помещение – зал дворца Пти-Бурбон. Начиная с 1661 года постановки осуществлялись в здании театра «Пале-Рояль».

В столице Мольер быстро сблизился с вольнодумцами, сторонниками философа-материалиста П. Гассенди, выступавшими с обличительной  критикой современного им искусства, носившего  преимущественно сословный характер. Общение с этими людьми, знакомство с их взглядами и идеями оказало  значительное влияние на становление  драматургии Мольера.

Новаторские по духу произведения Жана Батиста Мольера  были по жанру противоположны корнелевским и расиновским трагедиям. Сочетая традиции народного творчества с лучшими достижениями классицистического искусства, он создал жанр высокой (социально-бытовой) комедии.

Комические  пьесы предоставляли драматургу больше возможностей для бичевания  социальных пороков и противоречий современного ему общества, позволяли  связывать между собой различные  темы и сюжеты.

В своих комедиях Ж. Б. Мольер высмеивал сословные  предрассудки дворян и ограниченность формирующейся буржуазии («Смешные жеманницы», 1660; «Ученые женщины», 1672; «Брак поневоле», 1664; «Мещанин во дворянстве», 1670; «Мнимый больной», 1673 и др.).

Пьеса «Смешные жеманницы», нанесшая серьезный удар салонной придворно-аристократической  культуре, была с восторгом встречена  представителями третьего сословия; знать же сочла эту комедию  оскорбительной для себя, и вскоре ее показ на столичной сцене запретили.

Однако запрет был отменен довольно быстро, король, рассчитывавший сбить спесь с  аристократов, одобрительно отозвался  о «Смешных жеманницах», и пьеса  вновь зазвучала на театральных  подмостках.

Главной темой  комедии «Школа мужей», написанной в 1661 году, стала критика эгоистической  морали и семейного деспотизма. Сганарель, знакомый зрителям по более ранней комедии Мольера, выступает в этой пьесе как носитель определенных социальных характеристик, это уже не просто шутовской, но и сатирический образ.

Так происходило  формирование жанра высокой комедии, напрямую соприкасающейся с характерами  и нравами своего времени. В наибольшей степени этот поворот от шутовства  к остросоциальной сатире заметен  в пьесе «Докучные» (1661).

Однако новый  подход Мольера не заставил его отказаться от лучших традиций народного театра – оптимизма, динамики, поэтической  одухотворенности, красочности, сатирического  накала. Это позволяло драматургу оставаться «живым» писателем-реалистом, не превращаться в скучного моралиста-дидактика.

Мольер не боялся изображать жизнь с ее чувственными страстями и радостями, напротив, он считал, что естественное развитие натуры позволяет увидеть истинную моральную норму.

Особого внимания заслуживает мольеровская комедия «Школа жен» (1662), в которой автор постарался привести веские доказательства того, что «тиранство и строгий надзор приносят несравненно меньше пользы, чем доверие и свобода» (Лессинг). В этой пьесе получила развитие моральная проблематика, намеченная в «Школе мужей».

Богатый и знатный  представитель третьего сословия Арнольф берет на воспитание бедную крестьянскую девушку Агнессу и, заперев ее в своем доме, хочет насильно сделать своей женой. Подготавливая Агнессу к этой роли, Арнольф заставляет ее учить правила супружества, при этом постоянно напоминая, что жена должна быть послушной рабой своего мужа.

Девушка, любящая  молодого человека по имени Орас, сообщает о своих чувствах «воспитателю». Молодой человек тоже неравнодушен к Агнессе. Не подозревая о коварных планах Арнольфа, Орас рассказывает ему о своей любви.

Деспотичный опекун, узнав тайну, считает, что ему  будет легко разрушить любовь Агнессы и Ораса, однако обстоятельства складываются так, что коварный Арнольф попадает в собственные сети, а сердца простодушных людей торжествуют победу. Свобода одерживает верх над тиранией.

«Школа жен» получила высокую оценку не только современников, но и представителей других поколений. Так, в частности, В. Белинский, живший в XIX веке, писал: «Цель  комедии самая человеческая –  доказать, что сердце женщины нельзя привязать к себе тиранством и  что любовь – лучший учитель женщин. Какое благородное влияние должны были иметь на общество такие комедии, если их написал такой человек, как  Мольер».

«Школа жен» действительно оказала огромное влияние на французскую публику. Но, в то время как широкие народные массы горячо аплодировали этой комедии, представители аристократических  кругов вспоминали о ней с негодованием. Во всех литературных салонах, аристократических  собраниях, «Бургундском отеле» Мольера  называли не иначе как развратителем  нравов и человеком дурного вкуса.

Драматург ответил  на эти нападки написанием и постановкой  новой пьесы под названием  «Критика „Школы жен“» (1663). Это была острая сатира на аристократию, при  этом положительные персонажи комедии (Дорант, Элиза и Урания), защищая «Школу жен» от нападок маркиза, поэта Лизидаса и жеманницы Климены, выработали целую программу нового направления.

Мольер открыто  говорит о том, что мнение партера  для него важнее, чем похвалы аристократических  ценителей искусства. Так, Дорант, обращаясь к маркизу, говорит: «Я сторонник здравого смысла и не выношу взбалмошности наших маркизов Маскарилей…

Я не могу не считаться  с мнением партера, ибо среди  его посетителей многие вполне способны разобрать пьесу по всем правилам искусства, а другие станут судить ее судом правды, то есть доверяясь  непосредственному впечатлению, без  слепого предубеждения, без всяких натяжек, без нелепой щепетильности».

Автор противопоставляет  риторическим трагедиям полную жизни  реалистичную драматургию, в которой, как в зеркале, отражается современное  общество.

Мольер вкладывает в уста своего героя следующие  слова: «Я нахожу, что гораздо легче  распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, проклинать богов, нежели приглядеться поближе  к смешным чертам в человеке и  показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно». Именно в этом последнем пункте драматург  усматривал основной смысл своего творчества.

В «Критике „Школы жен“» обоснованы основные принципы мольеровской эстетики, реализация которых на практике приведет в дальнейшем к появлению лучших творений французских комедиографов.

Комедия «Тартюф, или Обманщик», написанная в 1664 году, – это попытка разоблачения ханжества  и лицемерия церковных служителей. Постановку этой пьесы на столичной  сцене удалось осуществить лишь после пятилетней борьбы, в 1669 году.

Показная набожность святоши Тартюфа оказывает какое-то гипнотическое воздействие на доверчивого  буржуа Оргона. В результате этого Тартюф полностью подчиняет последнего своей воле: Оргон прогоняет из дома родного сына Дамиса, попытавшегося раскрыть отцу глаза на происходящее; объявляет дочери Мариане о своем решении выдать ее замуж за Тартюфа; передает лицемерному святоше в собственность свое имущество и доверяет ларец с тайными документами.

Информация о работе Театр эпохи Возраждения