- Оценка желаемых результатов и последствий управления рисками и кризисами, их сравнение;
- Выбор и разработка стратегии управления рисками;
- Реализация риск-стратегии;
- Мониторинг и оценка результатов практического внедрения риск-стратегии, совершенствование системы по результатам мониторинга и оценки.
Важнейшим элементом интегрированного
управления рисками и кризисами является
планирование. План мероприятий по управлению
рисками и кризисами должен постоянно
обновляться. Он необходим для минимизации потерь, перерывов
в деловой активности фирмы и последствий этих
перерывов, максимизации усилий по реагированию
на риски и кризисы и нейтрализации их
последствий1.
Для обеспечения
эффективного управления рисками и
кризисами необходимо наличие определенных
условий и инфраструктуры.
Необходимыми условиями
считаются следующие аспекты в деятельности фирмы:
- приверженность персонала корпоративному духу и целям;
- реальное вовлечение персонала в принятие решений и поддержка этих процессов со стороны руководства;
- готовность выделять на постоянной основе достаточное количество ресурсов;
- наличие соответствующих организационных структур, управления;
- приверженность идее — постоянное управление рисками и кризисами.
Для создания и функционирования
системы управления рисками и кризисами
необходимо наличие определенной инфраструктуры:
- разработка планов действий фирмы в ситуациях ликвидации последствий рисков, а также планов действий по предупреждению кризиса в случае выявления его ранних признаков;
- наличие команды управления рисками и кризисами;
- реализация PR-кампаний в кризисных ситуациях и др.
Детализация этих позиций
может быть различной. Например, план
действий в кризисных ситуациях
должен:
- представлять собой в самом общем виде перечень действий каждого сотрудника фирмы;
- быть простым и доступным для понимания;
- быть доведен до каждого рабочего места;
- периодически обновляться для обеспечения постоянной эффективности;
- разрабатываться с учетом функций, интересов и возможностей как можно большего числа категорий персонала и управляющих;
- подкрепляться регулярными тренингами.
Команды управления рисками и кризисами должны
состоять из руководства команды; юристов;
исполнительного персонала; специалистов
по информационным технологиям; по общественным
связям и связям со СМИ и т.д.
Команда представляет
собой формальную структуру в
системе управления фирмы. Она должна
обладать определенными возможностями и полномочиями.
PR-кампании должны обеспечивать возможность
поддержания связей с общественностью,
властью и СМИ в кризисных ситуациях.
Вопросы для самопроверки
- Что понимается под корпоративным антикризисным управлением?
- В чем заключаются особенности самодеятельного антикризисного управления?
- Что такое антикризисный консалтинг? Каковы его основные направления?
- В чем заключается особенность проведения антикризисного управления под контролем кредиторов?
- Какова роль специалистов по антикризисному управлению при проведении антикризисного управления под контролем кредиторов?
- В чем суть обобщенной методики SHORTS? Охарактеризуйте этапы проведения анализа по данной методике.
- Охарактеризуйте этапы плана антикризисных мероприятий.
- Каково значение интегрированной системы управления рисками и кризисами?
- Назовите предпосылки интегрирования методов антикризисного управления и управления рисками. Ответ обоснуйте.
- Каковы основные черты интегрированной системы управления рисками и кризисами?