Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:27, курс лекций
6.1. Самодеятельное антикризисное управление
6.2. Антикризисный консалтинг
6.3. Антикризисное управление под контролем кредиторов
6.4. Интегрированная система корпоративного антикризисного управления
Этот подход к антикризисному управлению основывается на включении в него шести четко выраженных этапов, и его название «SHORTS» является акронимом названий соответствующих этапов на английском языке:
S — период паузы (Standstill Period);
Н — исторический анализ финансовой и производственной деятельности (Historical Financial & Business Performance Analysis = Diagnostic);
О — принятие решения о проведении мероприятий по антикризисному управлению кризисным предприятием и о разработке плана реструктуризации (Operational Restructuring Actions and Plan);
R — разработка плана финансовой реструктуризации (Restructuring of the Financial Position);
T — разработка плана мероприятий по реализации плана реструктуризации и по контролю за реализацией плана реструктуризации (Implementation & Monitoring Arrangements);
S — обобщение и представление (презентация) плана (Summary and Presentation of the Plan).
Этап 1. Период паузы
Содержанием этого периода является временный мораторий (пауза) на удовлетворение требований кредиторов, принимаемый ими добровольно.
Целью периода паузы является проведение «быстрого сканирования» ситуации для оценки способности фирмы выжить в течение периода, требующегося для подготовки и презентации плана антикризисных мероприятий.
Этап 2. Проведение диагностики кризисного предприятия
Цели диагностики:
Соотношение финансовых и физических показателей деятельности фирмы необходимо для получения ясной картины основных причин его кризиса.
План антикризисных мероприятий должен содержать четкий и систематический анализ основных производственных функций, требующихся для успешной предпринимательской деятельности. Эти функции, которые называются основные направления деятельности фирмы, таковы:
- финансы;
- закупки;
Любой план, который не может продемонстрировать, что был проделан комплексный, тщательный и систематический анализ всех этих девяти основных направлений деятельности, не может считаться адекватным планом в смысле его масштабов или полноты охвата.
Именно путем точного выявления причин неплатежеспособности обоснованный план способен предусмотреть корректирующие мероприятия, требующиеся для успешного выведения фирмы из кризиса.
Если причины не выявлены и четко не сформулированы, то трудно оценить, являются ли действия, включенные в план, правильными или хотя бы приемлемыми.
Необходимо определить не только, какие изменения физического характера следует осуществить, но и рассчитать их финансовые последствия в зависимости от затрат, необходимых для достижения этих изменений.
Также требуется определить разумные сроки для достижения этих изменений. Определение сроков в отношении того, что воз можно и когда возможно, часто является самым важным вопросом, так как обычно это такие изменения, которые приводят фирмы от убыточного состояния к прибыльному.
Факты, выявленные по результатам диагностики, позволяют сделать выводы относительно жизнеспособности фирмы.
Например:
План антикризисных
мероприятий, разрабатываемый, в том
числе, на основе полученных ответов
по каждому направлению
Далее по результатам проведенных исследований разрабатываются выводы и предложения.
На основании выводов может возникнуть решение о возможности выведения фирмы из кризиса или о переходе к банкротству (ликвидации).
Если делается вывод о том, что фирма не имеет будущего в том виде, в котором она существует в настоящее время, тогда следующим шагом будет описание действий по реструктуризации, и ожидаемых от этих действий результатов.
Примерами выводов могут быть следующие:
В результате любой диагностики фирмы необходимо четко и однозначно сформулировать решающие факторы, которые привели фирму к текущей неплатежеспособности.
Совершенно очевидно,
что план антикризисных мероприятий долж
План реструктуризации должен быть четко сформулирован и предлагать конкретные мероприятия. Эти мероприятия должны быть увязаны с достижением конкретных целей по восстановлению платежеспособности.
Существует три основных этапа антикризисного управления:
План должен содержать мероприятия, нацеленные на достижение трех видов целей:
Несмотря на то что каждый из этих компонентов существует отдельно, они взаимосвязаны и взаимозависимы, что способствует общей интеграции и единству плана.
Осуществление мероприятий только в одной области без изменения других не приведет к достижению положительных результатов.
В план по рационализации и консолидации входят мероприятия, которые исправляют выявленные недостатки в производственной и финансовой деятельности, в управлении и организации труда, в маркетинге и в реализации продукции. Реализация указанных мероприятий будет способствовать:
Изменения положения фирмы не будут успешными, если они построены на организационном фундаменте, которому присущи структурные недостатки.
Должным образом подготовленный план антикризисного управления четко определяет и объясняет предлагаемые изменения. Он должен показывать, как будут ликвидироваться выявленные недостатки.
Если этого нет, тогда можно предположить, что старые методы, процессы и привычки сохранятся, а в этих условиях вывести фирму из кризиса невозможно.
Реорганизация и реструктуризация могут быть достигнуты в результате комбинации следующих тактических приемов:
Успешное антикризисное управление зависит от того, насколько хорошо руководство сумеет оценить то, что оно делает и как оно это делает.
Фирма должна планировать свое развитие, иначе она в лучшем случае будет просто находиться в состоянии стагнации. План развития должен определять источники развития, и как оно будет осуществляться — органически, путем стратегических инвестиций, выкупа, операций купли-продажи с производителями однотипных продуктов и т.д.
Информация о работе Содержание и методы корпоративного антикризисного управления