Содержание и методы корпоративного антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:27, курс лекций

Описание работы

6.1. Самодеятельное антикризисное управление
6.2. Антикризисный консалтинг
6.3. Антикризисное управление под контролем кредиторов
6.4. Интегрированная система корпоративного антикризисного управления

Работа содержит 1 файл

Тема 6 Диагностика под контролем кредиторов.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Симптомы кризиса возникают  внутри фирмы, во внутренней среде бизнеса. Риски — это возможная опасность, угрожающая фирме как извне, т.е. из внешней среды, так и изнутри.

Кризис имеет начало, развивается поэтапно и в какой-то момент завершается то ли восстановлением платежеспособности, то ли банкротством фирмы. Поэтому антикризисное управление — это разовый комплекс мероприятий, который имеет конечную длительность. Риски есть всегда, и поэтому управление рисками ни начала, ни конца не имеет, оно должно осуществляться постоянно.

Основой антикризисного управления является преобразование самого предприятия, реструктуризация его  активов и пассивов. В управлении рисками главное заключается в сокращении вероятности тех рисков, на которые фирма может воздействовать, и в подготовке к тем рискам, которые не зависят от ее деятельности

Мероприятия по антикризисному управлению осуществляются, как правило, сторонними по отношению к фирме лицами или организациями (специалистами по антикризисному управлению, консалтинговыми фирмами, арбитражными управляющими) или, в крайнем случае, под контролем или по планам этих лиц (организаций). Управление рисками осуществляется персоналом самого предприятия или с помощью консалтинговых фирм.

Антикризисное управление применяется по отношению ко всем фирмам независимо от их вида деятельности, форм собственности и т.п. Управление рисками — это функции менеджмента, которые определяются самой фирмой. Анализ рисков осуществляется прежде всего банками и финансовыми организациями (пенсионными фондами, инвестиционными и страховыми компаниями и т.п.), которые оценивали рискованность предоставления кредитов, вложения капиталов, страхования юридических и физических лиц и учитывали эти риски в цене своего продукта.

Таким образом, антикризисное  управление и управление рисками различаются по многим параметрам. Однако эти столь несхожие виды корпоративного управления начали интегрироваться, объединяться в некую новую совокупность.

Предпосылками интегрирования (объединения) методов антикризисного управления и управления рисками явились внезапные и очень быстро развившиеся кризисы некоторых крупнейших зарубежных компаний, таких как «Банк «Бэрингс», компании «Эн-рон Корп.», «УорлдКом» и «Пармалат» и др. История этих фирм дана в Приложении 4.

 

Случаи внезапного и  быстрого краха крупнейших западных банков и фирм объединяют следующие обстоятельства:

 

  • причиной всех этих кризисов стало мошенничество высшего управленческого персонала (в случае «Банка «Бэрингс», — управляющего филиалом);

 

  • мошенничество выражалось в обогащении за счет средств (активов) управляемого предприятия управляющих и сторонних лиц. По некоторым оценкам, президент компании «УорлдКом» Бернард Эбберс получил от компании бонусов, прибылей, вознаграждения и беспроцентных займов на сумму свыше 500 млн долл.;

 

  • руководство компании «Пармалат» вообще увело в неизвестном до сих пор направлении более 8 млрд евро;

 

  • мошенничество продолжалось годами;

 

  • инструментом мошенничества была, как правило, фальсификация финансовой отчетности, состоящая в сокрытии убытков и прибылей, завышении стоимости активов;

 

  • условием мошенничества была бесконтрольность действий управляющих со стороны лиц и органов, призванных этот контроль осуществлять: советов директоров, внутреннего аудита, внешнего аудита (аудиторы компании «Артур Андерсен» «не замечали» никаких нарушений со стороны руководства «Энрон Корп.»; эта «ненаблюдательность» привела к краху самой «Артур Андерсен», входившей в пятерку крупнейших консалтинговых фирм мира) и даже внешних надзорных инстанций (Банк Англии элементарно «прошляпил» трехлетние аферы руководства; роковую роль здесь сыграла «кастовая» близость руководства Банка Англии с руководством «Банка «Бэрингс»);

 

Кризисы развивались подспудно, и было много шансов и возможностей остановить мошенничество и спасти фирмы (пусть и с некоторыми убытками), что, однако, сделано не было.

Основные  причины кризисов — это внутренние факторы, которые сформировались на фирме.

Поскольку причиной катастрофических банкротств крупных американских корпораций было мошенничество высшего управленческого персонала, в США были резко ужесточены требования:

 

    • к системам внутреннего аудита предприятий;
    • к аудиторским компаниям;
    • к осуществлению аудита;
    • к составу советов директоров публичных компаний;
    • к персональной ответственности членов советов директоров и руководителей предприятий.

 

В результате этих событий также усилился контроль за рисками в деятельности фирм. В 2004 г. Базельским комитетом по надзору за банками (так называемым Базель II) было принято новое определение понятия «операционный риск» для банков: «Операционным риском называется риск прямых или косвенных потерь, могущих явиться результатом неадекватных или безуспешных внутренних процессов, людей или систем, или внешних событий»'. До этого внутренние факторы в операционных рисках банков не учитывались.

Во многих странах  законодательно или иными нормативными актами и инструментами всем финансовым и нефинансовым корпорациям было вменено в обязанность ежегодно публиковать перечень рисков, связанных с формированием ивестиционных ресурсов путем покупки акций, облигаций, предоставления кредитов или иными способами. Число сайтов публичных компаний, на которых в Интернете представлены перечни инвестиционных рисков, превышает в настоящее время 3,6 млн.

Были резко  ужесточены требования к аудиторским  компаниям, к осуществлению аудита, к составу советов директоров публичных компаний и к условиям предоставления членам советов директоров вознаграждений, бонусов и кредитов за счет средств возглавляемых ими компаний. В США с этой целью в 2002 г. был принят Закон Сарбэйнза—Оксли (Sarbanes—Oxley Act), в соответствии с которым для контроля за соблюдением всех этих требований и предписаний была образована Палата контроля за аудитом публичных компаний (Public Company Accounting Oversight Board)'. Закон Сарбэйнза—Оксли предусматривает ужесточение наказаний за экономические преступления (мошенничество, обман акционеров, искажение финансовой отчетности и т.п.) вплоть до пожизненного тюремного заключения. До его принятия максимальный срок, который могли получить высокопоставленные корпоративные мошенники из числа топ-менеджеров, составлял в США три года, а средний срок заключения по таким преступлениям — 18 месяцев.

Создание  системы управления внутренними  рисками потребовало научных и прикладных исследований по выявлению, систематизации, классификации и оценке вероятности и возможного ущерба от рисков, возникающих внутри фирмы. Важнейшее значение приобрели методы выявления и предупреждения злоупотреблений или пренебрежения своими обязанностями со стороны менеджмента компаний. Одновременно разрабатываются методологические и практические аспекты, связанные с определением факторов риска, систематизацией деятельности фирмы: закупка сырья, материалов, комплектующих, производство, маркетинг, сбыт, послепродажное обслуживание, финансовая деятельность, работа с персоналом и др.

Кроме того, обострилась  проблема непреодолимых рисков, связанных  с такими внешними событиями, как террористические акты, землетрясения, наводнения, цунами и т.п. В настоящее время все компании имеют постоянно обновляемые планы деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, произошло  соединение классических методов антикризисного управления и управления рисками.

Антикризисное управление рассматривается как возможность фирмы должным образом соответствовать непредсказуемым событиям, которые могут разрушить бизнес или угрожать безопасности персонала, информации, систем или собственности1.

Таким образом, появилось новое содержание антикризисного управления, предусматривающее интеграцию методов управления рисками.

Результатом объединения методов антикризисного управления предприятиями и методов управления корпоративными рисками становится некая новая совокупность подходов и методов, которая получила название «Интегрированной системы управления рисками». Специалисты по антикризисному управлению могут обидеться, поскольку их профессия в данном названии не упоминается. Возможно, более приемлемым и полным названием является «Интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами», или проще: «Управление рисками и кризисами» (в английском языке нет выражения «антикризисное управление»; есть выражение «кризисное управление» (crisis management), которое вполне может быть переформулировано в «управление кризисами»).

Интегрированная система  управления рисками и кризисами  основана на четырех ключевых принципах:

 

    • понятие риска относится к неопределенности, связанной с будущими событиями и их неблагоприятными последствиями. Это понятие является выражением вероятности события и степени его негативного воздействия на процесс достижения целей организации;

 

    • понятие кризиса является частным случаем рисков и относится к критическому событию, ситуации, состоянию, развитию, угрожающему жизнеспособности фирмы;

 

    • управление рисками и кризисами заключается в систематическом подходе к установлению наилучшего образа действий в условиях неопределенности путем идентификации и понимания рисков и кризисов и воздействия на них;

 

    • интегрированное управление рисками и кризисами представляет собой непрерывный, упреждающий и систематический процесс.

 

Интегрированное управление рисками и кризисами относится  к стратегическим решениям, которые  должны содействовать достижению основных целей организации.

Функционирование интегрированной  системы управления рисками и  кризисами предусматривает четыре ключевых аспекта:

 

    1. Определение системы рисков (включая кризисы), существенных для фирмы:

 

      • выявление рисков, связанных с состоянием и динамикой внешней и внутренней среды фирмы;
      • анализ и оценка существующей системы управления рисками и кризисами;
      • определение системы рисков, наиболее вероятных на данном этапе, включая риски наступления кризиса.

 

    1. Установление функций интегрированной системы управления рисками и кризисами:

 

      • формирование основных направлений в системе управления рисками и кризисами;
      • создание и использование информационных баз данных, разработка схем принятия решений, форм отчетности;
      • подготовка персонала, формирование соответствующего отношения к рискам на фирме.

 

    1. Практическое осуществление интегрированного управления рисками и кризисами:

 

      • структурирование процесса управления рисками и кризисами на всех уровнях организационной структуры фирмы;

 

      • принятие решений, установка приоритетов в деятельности фирмы с учетом факторов риска;

 

      • применение инструментов и методов для количественной и качественной оценки рисков;

 

      • консультирование и информирование всех заинтересованных лиц (персонала, собственников, кредиторов, поставщиков, потребителей и проч.).

 

  1. Постоянное обучение персонала управлению рисками и кризисами:

 

      • создание системы выявления и распространения наработанного опыта, использование бенчмаркетинга;

 

      • соединение теории и практики управления рисками и кризисами;

 

      • оценка результатов управления рисками и кризисами в целях мотивации персонала, совершенствования самой системы управления.

 

Построение и внедрение  интегрированной системы должно включать в себя девять последовательных этапов:

 

  1. Постановка стратегических задач;

 

  1. Выявление ключевых областей риска, включая факторы кризиса;

 

  1. Определение вероятностей рисков, факторов кризиса и их последствий;

 

  1. Ранжирование рисков и факторов кризиса;

 

  1. Разработка спектра возможностей воздействия на риски и факторы кризиса;

 

Информация о работе Содержание и методы корпоративного антикризисного управления