Антикризисный PR в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

На данный момент во всем мире нет более популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с политиков, и заканчивая экспертами – финансовыми аналитиками, позиции которых довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер. Ставший же первопричиной мирового финансового кризиса - кризис саб-прайм в Америке (кризис ипотеки для заемщиков низкой кредитоспособности) имеет свое значение в появлении и развитии кризисных проявлений в реальной экономике, финансовой и социальной сфере.

Содержание

Вступление 3
Кризисные и политические коммуникации 6
Структура кризиса с точки зрения PR 6
Экономический кризис: причины, последствия, меры предотвращения 12
Страна-источник кризиса: США 12
Кризис в России: общие положения 13
Антикризисные меры правительства РФ 14
Информационный кризис в России 15
Кризис доверия в России. 16
Особенности антикризисного PR в России 18
Антикризисный PR: работа с обществом - сплочение России 21
Внедрение социальных технологий механизма антикризисного PR в регионе 24
Антикризисный PR российских организаций 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     30 апреля 2009 года на радио «Свобода»  (RFE/RL) прошла конференция «Приглушённая пресса: освещение финансового кризиса в России».

     По  словам Дмитрия Сидорова, корреспондента газеты «Коммерсантъ» в Вашингтоне (и одного из авторов «ЕЖа»), «российские  СМИ свободны, только когда Кремль позволяет им быть свободными». Сидоров отметил, что радиостанция «Эхо Москвы», которую часто считают маяком свободы слова и демократии, имеет лишь ограниченную автономию — для борьбы с аргументом, что свободы слова в России не существует.

     Российскому журналисту, освещающему финансовый кризис, очень трудно судить, что является приемлемым для публикации, а что не понравится власти. Так, например, российское руководство попросило прессу «не вызвать панику» по поводу кризиса.

     Известный медиаэксперт Даниэль Киммадж говорил о «кремлевской стратегии манипуляции информацией», характерной для авторитаризма, в отличие от полного контроля над информацией в тоталитарном государстве. Российские телеканалы, находящиеся под «очень сильным контролем», не игнорируют, а «перекручивают» информацию о финансовом кризисе.

     Киммадж отметил, что при регулярном просмотре  телевизора, зритель воспринимает официальную  линию российского руководства: США является основной причиной финансового  кризиса, а правительство работает сверхурочно для защиты России.

     На  подспудном уровне официальный подтекст состоит в том, что кризис свидетельствует  об «обширном поражении» США и  «потенциальной победе» России.

     Российский  Интернет имеет самую маленькую  аудиторию, но по сравнению с другими СМИ Всемирная паутина наиболее свободна. Однако, по мнению Киммаджа, и наиболее подвержена манипуляциям. Эксперт отметил, что в Интернете циркулируют параноидальные статьи о роли США в финансовом кризисе, в том числе на сайте правящей партии «Единая Россия» и ее молодежного крыла.

     Брайан  Уитмор, старший корреспондент радио «Свобода», отметил, что, хотя российское ТВ пытается изобразить правительство «сплоченным и успешно борющимся с кризисом», это далеко от реальности. В кулуарах идет политическая борьба. Например, по поводу диверсификации экономики между первым вице-премьером И.И. Шуваловым и министром финансов А. Л. Кудриным, с одной стороны, и вице-премьером Сечиным — с другой.

     По  мнению Уитмора, Сечин и другие силовики не склонны к диверсификации экономики, политики и масс-медиа, поскольку  они понимают, что «при децентрализации экономической власти, происходит децентрализация и политической власти». Поэтому они начали серию атак на Кудрина. Хотя эти кулуарные распри не всегда очевидны из новостей, читая различную прессу, можно расставить точки над «і».

     Дэвид Сэттер, старший научный сотрудник Гудзоновского института, в заключение сказал, что свободная пресса является «важным клапаном в условиях экономических трудностей». Россию могут поразить политические и социальные волнения, поскольку кризис произошел после длительного периода бурного экономического роста и повышения уровня жизни. Эксперты предвидят потенциальные проблемы, если разрыв между реальностью и освещением в прессе будет продолжать расти.

     Не  надо также забывать и «революции возрастающих ожиданий», о которых писал еще известный американский социолог Тед Гурр. В таких революциях народ, привыкший, что жить — взаправду — становится лучше и веселее, начинает бунтовать, когда дорожают или пропадают продукты (или резко падает уровень жизни).17

     Рубль оказался абсолютно незащищенным от падения в условиях резкого снижения цен на сырье, а всякие попытки его удержать стали дорогостоящей авантюрой. Российские власти во главе с Путиным решили во что бы то ни стало удержать курс рубля. На эти цели были израсходованы астрономические суммы из золотовалютных резервов страны — более $200 млрд., но рубль продолжал падать. Но с экранов ТВ правительство убеждало народ хранить деньги в рублях.

     Вот лишь некоторые цитаты из речей первых лиц российского государства,  обманывавших народ по поводу перспектив девальвации рубля в разгар кризиса:

1 августа  2008 г.   Доллар стоит 23 руб. 42 коп.
18 сентября 2008 г. А.Жуков, первый вице-премьер Правительства РФ: "В отличие от 1998 года Россия очень хорошо подготовилась. Нам не грозит девальвация рубля, он будет поддерживаться" (на инвестиционном форуме в Сочи). Доллар стоит 25 руб. 52 коп.
22 октября  2008 г. Премьер-министр  РФ Владимир Путин заявляет о нецелесообразности перевода населением сбережений из рублей в иностранную валюту. "Дело сомнительное, потому что еще неизвестно, каким будет доллар", - заявляет премьер. Доллар  стоит 26 руб. 44 коп.
22 октября  2008 г. Игорь Шувалов, первый вице-премьер: "У нас нет подобных планов. Мы считаем, что девальвация принесет вред" (в интервью Financial Times).
29 октября  2008 г. Дмитрий Медведев, президент РФ: "Все свои счета  в банках я сохранил. Денег не снимал, не переводил рубли в доллары... Уверен, что моим накоплениям, так же, как и деньгам остальных российских вкладчиков, ничего не угрожает" (отвечая на вопросы "Аргументов и Фактов"). Доллар стоит 27 руб. 30 коп.
19 ноября 2008 г. Аркадий Дворкович, помощник президента: "Даже при низких ценах на нефть никаких оснований для девальвации нет. Девальвации не будет, как бы этого кто-то, может быть, и ни хотел" (на медиафоруме "Единой России"). Доллар стоит 27 руб. 43 коп.
18 декабря  2008 г. Министр экономического развития Э: Набиуллина прогнозирует средний  курс доллара на 2009 год — 30,8-31,8 руб. Доллар стоит 27 руб. 52 коп.
26 декабря  2008 г. Первый зампред  Банка России Алексей Улюкаев  в эфире телеканала "Вести-24" заявил, что ЦБ РФ не собирается резко  девальвировать рубль, и назвал "нонсенсом" слухи о том, что ЦБ может резко девальвировать национальную валюту перед Новым годом. Доллар стоит 28 руб. 67 коп.
11 января 2009 г. Первый зампред  Банка России Алексей Улюкаев  в интервью газете ""Ведомости": "Наши действия — не девальвация". Доллар стоит 29 руб. 39 коп.
28 января 2009 г. Герман Греф, глава Сбербанка в интервью телеканалу "Вести": "Основной этап девальвации  рубля закончился: Я думаю, что  теперь, может быть, стоит ожидать  девальвации других валют, не в такой  степени рубля." Доллар стоит 32 руб. 99 коп.

     Курс  доллара на 5 февраля 2009 г. составил 36 рублей 31 копейку. Падение рубля к доллару по сравнению с уровнем 1 августа 2008 г. составило 55%. Все это время высшие лица страны  врали россиянам, что "девальвации не будет".

       Путин убеждал граждан страны  покупать акции российских компаний. Сначала агитировали людей вкладывать средства в акции "Роснефти". 27 октября 2006 года Путин заявил в Ново-Огарево, что в размещении акций "Роснефти", состоявшемся в июле 2006 года, приняли участие 115 тысяч российских граждан, что, по его словам, являлось "элементом прочности компании".

     За 2 с половиной года, прошедших  после публичного размещения акций "Роснефти", стоимость этих акций  снизилась на 55%. С каждого вложенного в акции "Роснефти" рубля россияне, купившие эти акции, потеряли 55 копеек.

     Потом агитировали покупать акции Сбербанка, потом — ВТБ. Десятки тысяч  людей поверили власти и купили акции  Сбербанка и ВТБ, которые с  тех пор рухнули в разы —  сейчас они стоят около 14% от стоимости  в момент их продажи гражданам.

     СМИ скупо сообщили о проблемах в  ряде банков. Сначала власти спасали  Глобэкс, Связь-банк, Собинбанк. Потом  проблемы в банковской системе приобрели  тяжелый характер, и вначале власти решили помочь банковской системе выделением 1,5 триллионов рублей, которые были розданы трем приближенным к Путину банкам — Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку. Но рубль падал, экономика тоже — резервы таяли. 18

     Несмотря  на твердую информационную позицию  Москвы (правительство — едино, США  — причина кризиса), при более  близком рассмотрении заметны трещины в линии Кремля. Разногласия внутри элиты могут спровоцировать поиски причин степени тяжести экономического кризиса (например, зависимость от экспорта природных ресурсов и их полуфабрикатов), изменять расстановку сил на рынке и, может, даже облегчить участь «четвертой власти». Но если, как это часто бывало в России XIX — начала ХХ веков, либеральные элементы «начинают и проигрывают», не исключен еще один виток реакции, как и внешние конфликты — маленькие победоносные, или еще какие-нибудь.19

Антикризисный PR: работа с обществом - сплочение России

 
         В России патриотическая риторика и патриотические процессы сочетаются с беспрекословной управляемостью руководства страны в вопросах следования правилам и указаниям правительства. Но нет  особой заслуги народа и руководства России в развитии патриотических процессов последних лет. Идет всего лишь подготовка к новой конфигурации после кризисного мира. Плана по созданию одного из новых полюсов многополярного мира. 
          Идет сплачивание народа России, а в силу исторических и национальных особенностей народа России, лучше всего и эффективнее всего сплотить его на базе патриотизма. Потому, что остальные варианты в России не проходят. Поэтому последние годы очень хорошо и эффективно показывается двуличие Запада, его двойные стандарты,  эффективно подается населению реальная информация о том, что из себя представляет в моральном смысле Запад. 
         Сплачивание другой части народа - чиновников и олигархов России идет по другому сценарию. Создается миф, что Америка  начинает делать  стратегически вредные для нее ошибки: арестовывает П. Бородина, добивается ареста, верно работавшего на американские интересы Е. Адамова (взять хотя бы продажу российского оружейного плутония на 12 млрд долларов для переработки в США, откуда  плутоний  так и не вернулся в Россию). Олигархам Дерипаске О. и Прохорову М. запрещается въезд, соответственно в США и во Францию и т.д. Подвергается унизительному обыску в Лондоне глава «Роснефти» Богданчиков. 
         В результате резко меняется мировоззрение российских чиновников. До этого они считали, что честное служение интересам США,  развал экономики России будут по достоинству оценены за океаном, что для них (чиновников) США – это настоящая первая родина, что они по завершению своей миссии в России уедут на Запад. Но вдруг все перевернулось в их картине мира. Оказалось, что Америке они больше не нужны.  
           Поведение руководства России идеально выглядит  с точки зрения напуганных, сбитых с толку чиновников и олигархов. Россия никого и никому не выдает.

     Действует казацкий лозунг: «С Дону выдачи нет!»  Из Украины бегут в Россию бывший министр внутренних дел Белоконь и бывший руководитель управления делами президента Украины Бакай. Ющенко требует  выдать их, но Россия никому их не выдает и даже Америка ничего  сделать не может. 
            Все это знаковые сигналы для чиновников и антикризисная политика России. США своих сдают, а Россия своих не сдает. 
           Когда государство начинает беспощадно бороться с олигархами за неуплату налогов, но одновременно с этим спокойно назначает во власть губернаторов, которые  продолжают заниматься коррупцией после назначения на должность – это не случайность. Это элемент операции по сплачиванию чиновничье-олигархического сообщества. Чиновники начинают чувствовать себя защищенными и в безопасности именно в этом государстве и, в массе своей, перестают работать на чужие государства. То же самое – и олигархи. Государство, в свою очередь, начинает лоббировать и защищать интересы своих бизнесменов на мировых рынках, помогать осуществлять экспансию российского бизнеса в Европе, в США и других регионах.20

     Сплачивание с чиновниками и олигархами идет также и по пути финансовой помощи. Одно из первых решений Путина после  кризиса — резкое снижение налогов на нефтяные компании. Снижение налогов на нефтяников составит в 2009 году около $6,5 млрд.

     Между тем, тихо и без объяснений, Путин  выделяет лояльному олигарху Дерипаске $4,5 млрд. для того, чтобы взять  под личный контроль компанию "Норильский никель".

     Далее он выделяет  Сечину и Богданчикову ("Роснефть")  через госбанки финансовую помощь в размере $4,6 млрд., хотя Роснефть по итогам года имеет  прибыль в $13 млрд.. Затем Путин  помогает  Роману Абрамовичу, выделяя  для поддержки его компании "Евраз" сумму $1,8 млрд.

     В целом, Путин через ВЭБ выделил 1,3 триллиона. рублей на погашение внешнего долга корпораций и банков в 2008-2009 годах. Эти баснословные деньги выделяются из Фонда национального благосостояния. Но Фонд создан не для поддержки олигархов-банкротов, а для выплаты пенсий.

       Одной из самых скандальных и вредных мер, принятых Путиным, было повышение пошлин на иномарки и введение запретительных пошлин на подержанные машины.

     Эти меры направлены на поддержание бизнесов друзей Путина (Чемезова — Автоваз и Дерипаски — ГАЗ). И направлены против подавляющего большинства граждан страны. Во-первых, потому, что это уже привело к росту цен на автомобили, во-вторых, качество российских машин никогда не улучшится без конкуренции, в-третьих, это потеря рабочих мест на Дальнем Востоке (100-150 тысяч человек потеряют работу), в-четвертых, это резкое сокращение таможенных платежей. Количество ввозимых через дальневосточную таможню машин сократилось только в январе в 20 раз, с 1000 до 50 штук в день. При этом ОАО "КАМАЗ" объявило о сокращении 3 тыс. рабочих мест, 400 человек сократил "GM-АвтоВАЗ".

     Потери  для федерального бюджета согласно расчетам Владивостокской таможни  составят до $1 млрд., а сборы от таможенных пошлин в 2009 году сократятся минимум на 40%, при дефицитном бюджете.

     Отчетливо видна стратегическая линия власти — помощь приближенным олигархам  в ущерб подавляющему большинству  населения и предпринимателей. Путин поддерживает не рубль, а Рублевку. И в этом истинный смысл антикризисных действий Правительства. 21

Внедрение социальных технологий механизма антикризисного PR в регионе

     Проводимые социально-экономические преобразования на федеральном и региональном уровнях нашли свое логическое продолжение на муниципальном уровне. Их основная цель — укрепление социальной стабильности общества и улучшение качества жизни населения.

     Кризис развивается по нарастающей. Он неизбежно приведет к росту протестных настроений. Чтобы их локализовать или направить в нужное русло, нужно провести мощную избирательную кампанию, также насытить информационное пространство сведениями о кризисе. То есть процесс нужно возглавить. Возглавить его может либо губернатор, либо новый неформальный лидер. Если он сегодня не виден, то это не означает, что его нет.

     В период кризиса вопрос оптимизации процесса ресур-сораспределения выходит на первый план. В связи с этим каналы массовой коммуникации, как наиболее затратные, пересматриваются в сторону менее затратных. При этом теряется информационная охваченность целевой группы. Если рассуждать об эффективности подобного шага, то все зависит от конкретной ситуации, но это в первую очередь относится к бизнес-структурам. Что касается органов местного самоуправления, то в силу сложившейся специфики (роли посредника между государством и гражданином), особенно в периоды кризисов, целесообразно активное использование всего арсенала PR.

     На первом этапе следует провести анализ кризисной ситуации. От того, насколько грамотно ведется разъяснительно-агитационная работа, как осуществляется информационное освещение той или иной ситуации, как демонстрируются яркие примеры решения наболевших проблем, зависит доверие к власти. Кроме того, это способствует снижению социальной напряженности.

     В первую очередь следует определиться с наиболее острыми проблемами. Это предполагает проведение экспресс-диагностики, комбинирующей различные методы: анализ статистических данных; качественный анализ обращений в общественные приемные; анализ публикаций, репортажей оппозиционных СМИ (если таковые есть); анализ слухов; проведение самостоятельного мини-опроса либо использование результатов исследований региональных центров исследования общественного мнения и подобных структур.

Информация о работе Антикризисный PR в условиях экономического кризиса