Антикризисный PR в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

На данный момент во всем мире нет более популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с политиков, и заканчивая экспертами – финансовыми аналитиками, позиции которых довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер. Ставший же первопричиной мирового финансового кризиса - кризис саб-прайм в Америке (кризис ипотеки для заемщиков низкой кредитоспособности) имеет свое значение в появлении и развитии кризисных проявлений в реальной экономике, финансовой и социальной сфере.

Содержание

Вступление 3
Кризисные и политические коммуникации 6
Структура кризиса с точки зрения PR 6
Экономический кризис: причины, последствия, меры предотвращения 12
Страна-источник кризиса: США 12
Кризис в России: общие положения 13
Антикризисные меры правительства РФ 14
Информационный кризис в России 15
Кризис доверия в России. 16
Особенности антикризисного PR в России 18
Антикризисный PR: работа с обществом - сплочение России 21
Внедрение социальных технологий механизма антикризисного PR в регионе 24
Антикризисный PR российских организаций 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Кризис  в России: общие  положения

     В Россию кризисные волны пришли позднее, чем в развитые страны. Однако скорость и масштаб распространения кризиса впечатляет.

     Совокупность  внешних негативных факторов превысила  критическую массу, присоединившись  к факторам внутренним. Падение фондовых индексов стало катастрофическим и  сопровождалось периодическими приостановками торгов на российских биржах. Инвесторы активно уводили капитал с российского рынка.

     К отрицательной динамике фондового  рынка добавился фактор падения  цен на сырьевые ресурсы. Высокие  цены на нефть позволяли создавать  стабилизационный и другие фонды, обеспечивали профицит государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса РФ. В 2008 году ситуация радикально поменялась, продемонстрировав прямую зависимость достигнутой в нашей стране "макроэкономической стабильности" от сырьевых ресурсов.

     Закрытие  внешних рынков капитала, подорожание  ресурсов на фоне негативных новостей с фондового рынка привели  к возникновению кризиса ликвидности, разразившемся в банковском секторе  России так же, как и в развитых странах, выражаясь в форме недоверия контрагентов друг к другу, ростом ставок межбанковского кредитования и нехваткой финансовых ресурсов.

     Ослабление  рубля стало реальностью, несмотря на усилия ЦБ РФ по поддержанию национальной валюты. За октябрь 2008 года ЦБ РФ потратил более 100 млрд. долл. на поддержание курса рубля. Однако тенденция к ослаблению рубля продолжилась, подкрепляемая действиями населения по конвертации рублевых сбережений в валютные.

     Еще один негативный фактор в экономике  РФ, который многократно озвучивался еще до наступления кризиса, но, тем не менее, в отношении которого не были предприняты какие-либо конкретные меры - внешняя задолженность российских компаний перед иностранными кредиторами. По данным ЦБ РФ, российский внешний долг по состоянию на 1 июля 2008 года составил 527 млрд. долл. США, в т.ч. лишь 39 млрд. долл. государственного долга. Большая часть внешнего долга состоит из обязательств российских корпораций и банков.12

Антикризисные меры правительства  РФ

     В ответ на стремительное распространение кризисных явлений Центральные банки и другие финансовые регуляторы пострадавших от кризиса стран предпринимают меры, направленные на устранение кризисных явлений, охвативших финансовые рынки и, как следствие, реальный сектор экономики, а также на повышение прозрачности финансовой системы.

     В первую очередь усилия государственных  органов нацелены на устранение шоков  ликвидности и предотвращение массового  банкротства финансовых институтов. С момента возникновения первых проблем на финансовых рынках регуляторы обеспечивают финансовые рынки дополнительной ликвидностью.

     Антикризисные меры в России направлены на предотвращение резкой девальвации рубля, обеспечение  ликвидностью банковского сектора, спасение банков-банкротов и помощь крупным корпорациям в погашении иностранных кредитов. Представители Министерства финансов, ЦБ и Правительства своими выступлениями пытаются предотвратить массовую панику и приостановить отток вкладов населения из банковской системы. Так же, как регуляторы США и Великобритании, российские власти осуществили санации нескольких банков (КИТ Финанс, Собинбанк, Связьбанк, Глобэкс, ВЕФК).

     Проводя в жизнь антикризисную политику, правительства активно тратят деньги налогоплательщиков и направляют их на спасение неликвидных финансовых институтов. С одной стороны, такие меры направлены на восстановление финансовой стабильности и предотвращение распространения проблем на другие финансовые институты и сектора экономики. С другой стороны, налогоплательщики фактически расплачиваются за высокорискованные спекулятивные операции с производными инструментами, недостатки существующей системы регулирования, мошенничества финансовых посредников и другие операции рыночных игроков.

     В результате, несмотря на впечатляющий объем уже предпринятых мер, назрела  необходимость стратегических изменений к подходам регулирования финансовых рынков и управления рисками. Кредитный кризис показал, что регуляторам нужно пересмотреть общие подходы к государственным и корпоративным финансам, скорректировать регулирование отдельных групп участников рынка (инвестиционных компаний, банков, рейтинговых агентств и прочих) в соответствии со спецификой их деятельности, пересмотреть раскрытие информации о сложных финансовых инструментах, и взглянуть на экономику через призму недавних событий. 13

Информационный  кризис в России

     Информационная  сфера- это та грань кризиса, о  которой практически никто не говорит. Однако она имеет не меньшее  значение и для достойного выхода из проблем, и для построения будущей  посткризисной экономики, чем финансовый сектор и промышленный рост.

     Российский  кризис проявился не только в экономической  и социальной сферах, но и в информационной. Потребность в информации растет, а ее доступность и качество снижаются. Происходит это повсеместно - в информационных потоках между государственными ведомствами, экономическими агентами, СМИ, населением. Идет процесс сродни "тромбированию" финансовых каналов. Тем временем в период кризиса информация становится еще более важным ресурсом, чем в спокойные периоды. И в этих условиях крайне важна информационная политика, проводимая государственными или контролируемыми государством СМИ. Сейчас основным источником информации для граждан являются центральные телеканалы. Но они стали ее заметно дозировать. Можно ожидать, что в ближайшее время внимание людей в большей степени будет приковано к региональным СМИ. Во-первых, самоцензура в них касается главным образом местной тематики. Они более свободны в анализе зарубежных, федеральных и московских проблем. Во-вторых, региональные СМИ активнее пользуются информацией в Интернете, где можно найти весь спектр мнений.

     Впрочем, создание условий для свободного распространения разносторонней и  недозированной информации - только часть  дела. Важно и ее качество. А существующая сегодня статистика инерционна и не приспособлена к наблюдению за ситуаций, когда она так стремительно меняется. И пока целостной картины нет.

     Отсутствует и обратная связь между разными  уровнями власти. Например, федеральные  ведомства разработали систему  мониторинга, в соответствии с которой еженедельно или ежедекадно регионы должны представлять им определенную информацию. При этом регионы не знают, как она обрабатывается, не видят картинку в целом, свою позицию в ней и ситуацию у соседей. И вынуждены удовлетворять свой информационный старым способом - звонить коллегам из соседнего региона или руководителям предприятий. Но и бизнес дает не всю информацию региональным министерствам - такое право у него есть.  Местные статистические органы тоже не предоставляют всех сведений региональным администрациям, потому что некоторую информацию они просто не имеют права сообщать. В результате практически потеряна информационная база управления территориями.

     Принципиально важно наладить общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Во-первых, это обеспечит тех, кто принимает решение, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, о результативности принимаемых решений. Ведь характер такого диалога - прозрачный и гласный - предопределяет переход к новой информационной политике. Во-вторых, даст людям более или менее реальные ориентиры и поможет снизить социальную напряженность.

     Чем скорее будет начат диалог между  государством, бизнесом и всеми общественными  и политическими силами страны, в  том числе "неудобными", тем  быстрее консолидироваться модернизационные силы. Например, президент США Барак Обама, формируя свою команду,  включил в неё ведущих республиканцев.  Президент Франции Николя Саркози в период кризиса  отдал значительное количество постов "чуждым" ему социалистам.

     Однако  повестка дня для предлагаемого  диалога должна быть не просто антикризисной, включающей неотложные меры по оздоровлению ситуации в стране, но и посткризисной. То есть затрагивать дальнейшую судьбу политической системы страны, саморегулируемых организаций, федерализма и местного самоуправления, судебной системы, участия государства в экономике. Лишь на этой основе можно приступать к выработке общенациональной программы выхода из кризиса. Только на этой основе она будет иметь реальные шансы на успех.14

Кризис  доверия в России.

     Первые  официально-публичные реакции на кризис состояли из обнадеживающих заявлений: «Россия — островок стабильности», «Наша экономика чувствует себя гораздо лучше американской, рубль стабилен как никогда и скорее вырастет, чем упадет», «Огромные запасы денег у государства защищают вклады граждан в банках и сами банки от кризиса» и т.д. Но власть и общество быстро переключились, разговор начали вести серьезно. Это позволяет сделать предположение не только о неплохой самообучаемости властей, но и о возможном выполнении ответственно успокаивающей функции, направленной на предотвращение паники. По всей видимости, имело место сочетание разных обстоятельств.

     За  прошедшие десять лет многие реалии хозяйственных процессов стали  восприниматься в обществе более адекватно. К самообучению оказались способны и финансовые власти. Даже СМИ — органы западных деловых кругов в России, не упускающие ни единого случая для антироссийских высказываний, отмечали, что в отличие от 1998 года в 2008–2009 годах финансовые власти России действуют активно, проводя осмысленную антикризисную политику. Как правило, СМИ, защищающие западные интересы в России, и при освещении экономических проблем демонстрируют двойные стандарты. Так, кризис или любые финансовые проблемы (падение фондовых индексов, банкротства банков, ипотечных агентств и т.д.), если они происходят в США и политически близких им странах, считаются обычными экономическими процессами. Но любые похожие проблемы в России объявляются свидетельством нашей «неправильности», дикости и заслуженной расплатой за нежелание отказаться от защиты своих интересов. При этом очевидно: мировой кризис 2008 года настиг всех — как проамериканские, так и антиамериканские страны, как продавцов, так и покупателей нефти и газа. Но не смотря на это, западно-ориентированные российские СМИ в разгар кризиса в своих статьях призывали россиян срочно продавать падающие отечественные акции и покупать падающие западные ценные бумаги, то есть объективно публикации были направлены на поддержку западных рынков, даже ценой усиления паники в России.

     В России очень медленно осознавалось, что события 2008–2009 годов — это  кризис доверия. Вслед за экспертами можно предположить следующее:

     -признание кризиса доверия опровергает официальную трактовку кризиса: у нас все было нормально, но вот США и мировые финансы породили проблемы и у нас;

     -если это кризис доверия, то меры по его преодолению требуются несколько иные, а это уже просто ущемляет вполне определенные экономические интересы;

     -многие по-прежнему считают, что категория «доверие» — это что-то больше из психологии или из философии, а с экономикой это мало связано; но иное доказывают зарубежные и отечественные исследования.

     Наличие проблемы недоверия в экономике  приводит к тому, что при первых признаках нестабильности уровень доверия критически резко снижается. В России банки перестали доверять компаниям реального сектора, те — банкам. Государство также все меньше доверяет всем. Субъекты хозяйственной деятельности отвечают государству тем же.

     Идеального  антикризисного плана быть не может. Любые осмысленные антикризисные  меры лучше бездействия — более  вероятно, что это позволит смягчить кризис. Российские власти, с одной  стороны, недооценивали специфику  кризиса доверия; с другой стороны,  многие действия властей реально были направлены именно на преодоление недоверия. Вообще в кризисный период заявления из высоких кабинетов носили достаточно взвешенный характер. Власть стала понимать, что слова могут как поддержать, так и обрушить, например, фондовый рынок и поэтому к ним следует относиться особенно ответственно. Меж тем поддержка фондового рынка (как деньгами, так и словами) уже лет сто занимает важное место в антикризисном арсенале стран с рыночной экономикой.15

Особенности антикризисного PR в России

 

 Официальная пропаганда утверждает, что кризис — продукт, сделанный в США и именно просчеты экономической политики американских властей — причина всех наших  российских бед. Действительно, родина кризиса - США, однако развитие кризиса  в России носит гораздо более серьезный и болезненный характер, чем на Западе. Глубокая девальвация рубля — более 50%, крушение фондовых индексов более чем на 75% (в США — 40%), дефицит бюджета 20% в декабре 2008 (такого не было даже в момент распада СССР), крушение объемов железнодорожных перевозок в начале 2009 года — на 36%, спад производства более чем наполовину в металлургической промышленности, более миллиона новых безработных, резкое сокращение реальных зарплат, рост уровня бедности и разрушение среднего класса.

     Российские  власти, говоря о кризисе, пытаются представить дело так, будто в  экономическом кризисе виноваты только США, всячески избегая разговоров о собственной ответственности  за происходящее. 16

     Российская  политическая система имеет авторитарные тенденции. На сегодняшний день большинство СМИ подконтрольны власти или компаниям, зависящим от неё. Но во многих странах свободный поток информации помогает бороться с кризисом и укрепляет экономику, держа коррупцию под контролем. В России же под частичным запретом находится освещение коррупции или критика непродуманной экономической политики. Это может помешать России преодолеть экономический шторм.

Информация о работе Антикризисный PR в условиях экономического кризиса