Совершенствование управления иностранными инвестициями в нефтегазовом комплексе Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:45, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана в качестве одного из основных приоритетов развития общества выделяет экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Политика привлечения иностранного капитала исходит из общей экономической стратегии развития страны.

Работа содержит 1 файл

Omarova диплом.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

В 2003 году в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес, занимали отрасли промышленности - 47,5%, из них 56,3% - ПИИ приходится на добычу сырой нефти и природного газа.

В первую очередь это напрямую связано с тем, что львиная доля ПИИ приходится на горнодобывающую промышленность, имеющая тенденцию к снижению в 2003 году с 35,5% до 23,2% в 2007г.

Проблемы сырьевой направленности и неоптимального распределения ПИИ по отраслям экономики и регионам в Казахстане пока остается, но мы можем наблюдать положительную тенденцию - снижение доли ПИИ в горнодобывающей  промышленности и их переориентация в обрабатывающую промышленность и другие отрасли экономики.

Инвестиционная активность частных предприятий по сравнению с государственными выше. Основной объем инвестиций в основные средства за 2005 год был освоен предприятиями и организациями частной собственности (61,2%), на долю государственного сектора приходится (12,9%), и соответственно (24,4%) приходится на долю иностранных инвестиций.

Произошли серьезные структурные изменения в инвестиционной активности. Усилилась роль государства по источникам финансирования, если в 1997г. на его долю пришлось 6,9% совокупных вложений в нефинансовые активы, то по итогам 2003г. уже 11,2%, а в 2007г. этот показатель снизился до 9,7%, что показывает не столь большой интервал (рисунок 3).

             

 

                                          Примечание – разработано автором по данным Агентства по статистике.
Рисунок 3 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования

 

Вместе с тем структурные диспропорции промышленного производства и усиливающаяся сырьевая направленность экономики страны диктует необходимость государственных инвестиций, направленных на структурную перестройку экономики, поскольку будет нарастать технологическое отставание.

Принципиальным изменением в инвестиционной активности стало сокращение в 2004 году доли иностранных инвестиций и рост доли собственных средств казахстанских предприятий и организаций. Это означает сокращение зависимости Казахстана от мирового финансового рынка.

 

 

 

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.*

Млн. тенге

В % к итог

Млн. тенге

В % к итог

Млн. тенге

В % к итог

Млн. тенге

В % к итог

Млн. тенге

В % к итог

Инвестиции в нефинансовые активы, в т.ч.:

1472341

100,0

2090266

100,0

3040031

100,0

3595876

100,0

4565,65

100,0

Собственные средства

917061

62,3

1454339

69,6

1936091

63,7

2327660

64,7

3013,3

66,0

Иностранные инвестиции

291345

19,8

305091

14,6

581429

19,1

576030

16,0

758,0

16,6

Бюджетные средства

164982

11,2

193772

9,3

286116

9,4

370857

10,3

442,8

9,7

Другие заемные средства

98953

6,7

137064

6,5

236395

7,8

321329

9,0

447,4

9,8

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

* предварительные данные

Таблица 1 - Источники финансирования инвестиций в нефинансовые активы

 

При анализе динамики инвестиций в реальный сектор экономики в 2000 -2007 годах следует отметить, что повышение деловой активности в национальной экономике в значительной степени инициировалось интенсивным развитием промышленности. За последние два года произошли существенные изменения в структуре инвестиций по промышленно-производственным комплексам.

Если в 2003 году из-за рубежа было профинансировано 19,8% инвестиций, 17,9% получено из отечественных источников, а 62,3% доля собственных средств казахстанских предприятий и организаций. То в 2007 году иностранные инвестиции составили - 16,6%, отечественные источники 19,5% и собственные средства казахстанских предприятий и организаций 66,0% (таблица 1).

При ограниченности собственных инвестиционных средств и высокой стоимости кредитных ресурсов уровень инвестиционной активности существенно дифференцируется по отраслям.

В 2005 году топливная промышленность по масштабам инвестирования занимала лидирующее положение среди отраслей промышленности и экономики. Инвестиции в добывающие отрасли вызвали мощный мультипликативный эффект оживления спроса на капитальные и промежуточные товары. По существу инвестиционный спрос в 2006 году практически полностью инициировался нефтедобывающей промышленностью, на долю которой приходилось более 50% инвестиций в промышленность. Хотя экспортеры и повысили инвестиционные расходы на развитие профильного производства, однако остающиеся в их распоряжении свободные средства вкладывать в казахстанскую экономику не стремятся. Таким образом, углубляется разрыв между производителями (экспортерами) энергоресурсов и большей частью остальной экономики.

Существующая структура инвестиций фактически закрепляла сырьевую ориентацию казахстанской экономики. Если в 2004г. добывающая промышленность получила 41,6% от общего объема инвестиций в капитальное строительство, то в 2006г. - уже 65,5% и в 2007 году составляет 68,8%. Основной объем приходится на добычу углеводородов.

Совокупный объем иностранных инвестиций в казахстанскую экономику за период независимости превысил 60 млрд. долл. В дальнейшем также наблюдается тенденция к возрастанию.

Инвестиционные расходы выступают одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях высокие и устойчивые темпы экономического роста характерны обычно для стран с высокой нормой сбережений и значительной долей инвестиций в ВВП (рисунок 4).

Примечание: разработано автором по данным Агентства РК по статистике.

Рисунок 4 - Динамика объемов ВВП и прямых иностранных инвестиций в РК, (млн. долл.)

 

В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан крен на привлечение прямых инвестиций.

В экономику Казахстана поступило инвестиций преимущественно из 11 стран. Лидирующая роль принадлежит США - 46,6% от совокупного объема иностранных инвестиций, на втором месте Канада - 11,8%. Далее идут Великобритания - 10,9%, Китай - 4,5%, РФ - 3,8%, Италия - 9,0%, за ней - Нидерланды, Индонезия, Южная Корея и Германия.

Из общего объема привлеченных в экономику республики инвестиций на долю нефтегазового сектора приходится 40%. В 2004 году на долю нефтегазовой отрасли в объеме прямых иностранных инвестиций пришлось 82,5%. По мнению специалистов отрасли, максимальный уровень добычи на месторождениях Тенгиз и Кашаган придется на 2015 год. В целом же на шельфе насчитывается более 100 перспективных структур. Сумма затрат на работы по созданию инфраструктуры развития сервисного сектора в нефтегазовой отрасли до 2020 года оценивается более чем 70 млрд. долл.

В третьей главе – рассмотрены вопросы совершенствования методов инвестиционных решений при привлечении зарубежного капитала, перспективные модели управления инвестиционной деятельностью предприятий нефтегазового комплекса, а также прогнозная оценка инвестиционной деятельности в нефтегазовом комплексе страны.

Деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инвестициям, их привлечение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инвестиционный характер. Избранная инвестиционная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инвестиционных целей необходим способ управления изменениями инвестиционного характера. Другими словами, предприятию необходима модель управления инвестиционной деятельностью. Воплощение инвестиционных процессов в новые проекты является основой экономического роста. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.

Необходимо разработать и описать такую модель управления инвестиционной деятельностью, чтобы процесс своевременных изменений был заложен в саму суть системы функционирования организации с целью осуществления непрерывного движения к очередной намеченной цели.

Исходя из того, что концентрированным выражением процесса управления является управленческое решение, модель управления инвестиционной деятельностью предприятия представляет собой управленческое решение относительно принятия инвестиционной программы предприятия. Необходимое условие, которому должна соответствовать данная модель - это возможность интеграции в процессе стратегического управления предприятием.

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательностъ действий оргаиизации по разработке и реализации стратегии. Главная задача любой стратегии предприятия - достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке.

Также нами предлагается методика оптимизации инвестиционных проектов в рамках инвестиционной программы предприятия (рисунок 5).

Использование предлагаемой методики на практике дает возможность предприятию с большей эффективностью проводить управление инвестиционной деятельностью предприятия и нивелировать некоторые из самых существенных и наиболее вероятных экономических рисков, появление которых объясняется самим фактом вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот. Наиболее важными факторами, препятствующими эффективному управлению инвестиционной деятельностью, являются: опасность запоздалого вывода ивестиции на рынок, отсутствие подрядчиков - исполнителей проекта, проблема нахождения стратегических партнеров по реализации проекта. Согласно указанным факторам мы определили критерии оптимизации - оптимумы - инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Примечание - составлено автором             

Рисунок 5 - Соотношение этапов в процессах стратегического и инвестиционного управления

 

Актуальность проблемы управления инвестиционной деятельностью предприятия предопределила необходимость создания модели, позволяющей управлять этой деятельностью, используя алгоритмический инструментарий.

Исходя из того, что концентрированным выражением процесса управления является управленческое решение, модель управления инвестиционной деятельностью предприятия представляет собой управленческое решение относительно принятия инвестиционной программы предприятия.

Модель управления инвестиционной деятельностью, на наш взгляд, должна отражать математическую зависимость результатов управления или результатов деятельности предприятия от качественного или количественного состава мероприятий инвестиционной программы предприятия.

На основе вышеизложенного и разработки инвестиционной программы предприятия в нефтегазовых отраслях разрабатываются основы государственной экономической политики в области использования минерального сырья и недропользования.

Для казахстанской нефтедобычи характерен достаточно высокий уровень монополизации. Как правило - это вертикально-интегрированные компании. Активная работа, которых, начиная с 2003г. дало государству положительный результат увеличения основных средств государственных компаний, а также увеличило налоговые поступления в бюджет государства.

Следует использовать мировой опыт нефтедобывающих стран (США, Канада, Норвегия, Франция и др.). В них эффективно функционирует простой и надежный механизм государственного управления, обеспечивающий рост нефтедобычи, несмотря на то, что структура запасов в этих странах, как и в Казахстане, ухудшается.

В Казахстане мы предлагаем ввести следующие обязательные технические условия:

- ежегодный перерасчет извлекаемых запасов, а значит, и нефтеотдачи;

- ежемесячное предоставление основных параметров добычи по скважинам, пластам, объекту, месторождению;

- согласование мест бурения скважин;

- регламентация качества вскрытия;

- ограничение верхнего предела дебита скважин;

- ограничение нижнего предела темпа отбора от извлекаемых запасов; 

- регламентация частоты проведения исследований скважин.

Все эти меры прямо или косвенно направлены на повышение эффективности разработки месторождений и их нефтеотдачи.

Необходимо формирование структуры государственного управления и контроля рационального использования запасов нефти и газа, способной реализовать механизм стимулирования и обязательного применения достижений научно-технического прогресса в целях правильности разработки месторождений и кардинального увеличения нефтеотдачи.

Предлагаем рекомендуемую схему управления и контроля рационального использования запасов нефти в Республике Казахстан (рисунок 6).

Государству необходимо обеспечить действенный контроль за добычей полезных ископаемых, регулировать уровень отбора и добычи. Необходимо с государственных позиций пересмотреть условия ранее выданных лицензий на недропользование. Для этого необходимо:

- принять новый закон об активной форме налогообложения;

- принять поправки по закону «О соглашениях о разделе продукции»;

- принять Постановление Правительства РК по Республиканской Программе проектов современных методов увеличения нефтеотдачи, разработать в комплексе законодательную базу для реализации крупномасштабных проектов;

- поручить Министерству энергетики и минеральных ресурсов РК формирование Республиканской Программы и контроль за ее освоением континентального шельфа РК;

Информация о работе Совершенствование управления иностранными инвестициями в нефтегазовом комплексе Казахстана