Совершенствование управления иностранными инвестициями в нефтегазовом комплексе Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:45, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана в качестве одного из основных приоритетов развития общества выделяет экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Политика привлечения иностранного капитала исходит из общей экономической стратегии развития страны.

Работа содержит 1 файл

Omarova диплом.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Публикация. Всего автором по теме диссертации опубликовано 8 работ, в том числе, в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК - четыре и четыре в материалах международных научно-практических конференций.

Объем и структура исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

В первой главе – исследованы понятие, основные принципы управления инвестициями, а также экономические основы управления инвестиционными процессами в нефтегазовом комплексе Республики Казахстан, а также зарубежный опыт по управлению инвестициями.

Как показывает анализ литературных источников, инвестиции на макроуровне являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства; ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех  отраслей народного хозяйства; создания необходимой сырьевой базы промышленности; гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также решения других социальных проблем; смягчения или решения проблемы безработицы; охраны природной среды, конверсии военно-промышленного комплекса; обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.

Инвестиции играют исключительно важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей: расширения и развития производства; недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов; повышения технического уровня производства; повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия; осуществления природоохранных мероприятий; приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.

В условиях глобализации и международной интеграции успех социально-экономического развития любой страны во многом зависит от эффективности использования и функционирования как национальных, так и иностранных инвестиций. Для Казахстана инвестиции – это не только один из источников роста, но также своеобразная предпосылка для вступления в мировую экономику.

Нами выделены ряд факторов, оказывающих влияние на необходимость привлечения иностранного капитала. Основными из них являются: крайняя ограниченность инвестирования за счет внутренних ресурсов; стремление насыщать внутренний рынок дефицитной продукцией; объективная необходимость более тесного включения в мировые хозяйственные связи.

Как показывает опыт, исходной методологической проблемой в процессе изучения теории иностранного капитала и инвестиций является определение форм привлечения международного капитала.

Несмотря на увеличившееся в последние годы количество публикаций по проблемам импорта международного капитала в экономической литературе сегодня практически отсутствуют классификации форм такого привлечения. Поэтому рассмотрение данного вопроса с методологической точки зрения, на наш взгляд, является весьма важным.

Известный американский экономист М.И.Голдман отмечает 2 формы участия иностранного капитала в национальной экономике страны: покупку ценных бумаг иностранными участниками (так называемые пассивные инвестиции) и полное или частичное управление предприятиями. Вряд ли такая классификация может претендовать на полноту, поскольку в ней не отражен важнейший кредитный источник.

Следовательно, говоря о формах привлечения зарубежного капитала, не следует отождествлять их с иностранными инвестициями (хотя рассматривать их необходимо вместе).

На наш взгляд, зарубежный (иностранный) капитал может привлекаться в страну в следующих формах:

1) ссудная форма в виде различных международных кредитов;

2) предпринимательская форма (международное предпринимательство). Предпринимательский капитал в данном случае выступает результатом капитализации части прибавочной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание - разработано автором.

Рисунок 1 - Схема привлечения и самостоятельного притока международного капитала

 

Кроме различия понятий «Иностранный (международный, зарубежный) капитал» и «Иностранные (зарубежные) инвестиции», в теории иностранного капитала следует четко выделять и термины «привлечение» и «использование» зарубежного капитала. Последнее как раз связано с выходом на непосредственно инвестирование экономики других государств.

Взаимосвязь между ними и одновременно классификация привлекаемого международного капитала как инвестиционного ресурса показано в рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, международный капитал следует различать:

1)              по его природе (ссудный и предпринимательский);

2)              по его организационной форме (капитал консолидированный, то есть объединенный и частный капитал).

Таким образом, такое разделение позволяет всю проблему иностранного капитала и инвестиций разделить на две самостоятельные большие проблемы: международное кредитование (привлечение и использование международных кредитов) и международное предпринимательство (привлечение и использование предпринимательского капитала).

Обобщая опыт работы нефтегазового комплекса можно сделать вывод, о том, что главным фактором экономического роста и подъема производства является повышение инвестиционной активности.

Как экономический инструмент управления инвестиции способны влиять на общественное производство путем мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов.

В условиях обеспечения перехода к устойчивому экономическому росту объем инвестиций должен ежегодно увеличиваться не менее чем на одну четверть. Всего же для вывода экономической системы на траекторию устойчивого экономического развития необходимо, как минимум, 4-5-кратное увеличение объема инвестиций. При этом главным отличием нового направления экономической политики от прежнего курса должна стать ориентация на широкомасштабное инвестирование национальных хозяйств и отраслей, производств и территорий страны как за счет внутренних, так и внешних инвестиций. Другими словами, государство должно обеспечить создание условий, стимулирующих привлечение источников инвестирования.

Как показал анализ, в настоящее время казахстанская экономика в значительной степени нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано отсутствием достаточных средств у предприятий и большим износом установленного на предприятиях оборудования и другим причинам. Действительно, иностранный капитал, привлечённый в национальную экономику и, используемый эффективно с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

В связи с этим, необходимо расширение технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров, а уже затем привлечение инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории страны. Принят комплекс нормативно- правовых актов, регулирующих инвестиционную политику государства. Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК «Об иностранных инвестициях».

Обобщение теоретического анализа показало, что, несмотря на кризис, переживаемый нефтегазовой отраслью Казахстана, существует ряд факторов, позволяющих оптимистично оценивать возможности притока инвестиций в отрасль и прогнозировать ее будущее развитие. Первый из этих факторов связан с мировой ценой нефти. Второй фактор - доступ к ресурсам в альтернативных нефтедобывающих регионах. Третий фактор - постепенное старение традиционных нефтедобывающих регионов. Четвертый фактор - процесс консолидации и глобализации нефтегазовой промышленности мира. Пятый фактор - потенциальные рынки сбыта.

Важнейшим условием успешного развития нефтегазовой отрасли является совершенствование структуры управления нефтегазовым комплексом. Обобщая опыт зарубежных и отечественных компаний по управлению нефтегазовым комплексом, нами предложена схема его управления. Схема управления нефтегазовым комплексом Казахстана выглядит следующим образом (рисунок 2).

На наш взгляд, концепцию структурных преобразований и дальнейшего развития системы управления в нефтегазовой отрасли необходимо вести на следующих принципах:

- сохранение единых производственно-технологических комплексов;

- сохранение на переходный период контроля государства над базовыми предприятиями комплекса, используя прямое участие государства и механизм нормативного регулирования;

- привлечение инвестиций для финансирования производства, реконструкции действующих и создания новых производственных мощностей;

- создание финансово-устойчивых организационных структур, которые будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках энергоресурсов;

- интеграция хозяйствующих субъектов Казахстана и других стран СНГ на принципах рыночных отношений, включая создание транснациональных структур;

 

 

 

 

 

 

Основные функции по нефтегазовому комплексу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие субъектов на основе договоров, соглашений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание - разработано автором.

Рисунок 2 - Схема управления нефтегазовым комплексом Республики Казахстан

 

- приведение правовой базы для ведения нефтяных операций в соответствие с международной практикой и перехода экономики отрасли на рыночные отношения.

Перспективы же для инвесторов в Казахстане в настоящее время являются весьма многообещающими. Отсутствие существенной конкуренции  со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления и самое главное высокий процент прибыли, во много раз, превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Во второй главе - проведен анализ состояния использования иностранных инвестиций в экономике Республики Казахстан и инвестиционного климата.

Как известно, главной задачей инвестиционной политики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечений частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

В настоящее время на казахстанском рынке активно действуют прямые и портфельные инвестиции как национальных, так и иностранных инвесторов.

За период 2003-2007гг. инвестиции в нефинансовые активы предприятий и организаций выросла с 1472 млрд. тенге до 4044 млрд. тенге, т.е. на 2,74 раза.

Наибольший удельный вес в структуре инвестиций в нефинансовые активы, занимают инвестиции в основной капитал. За рассматриваемый период ее удельный вес снизился с 90,1% до 83,8%.

Инвестиционная активность предприятий значительно колеблется по регионам. В общереспубликанском объеме инвестиций в основной капитал за 2003-2007 гг. удельный вес Атырауской области, снизился с 25,4% до 22,5% в 2005 году, Западно-Казахстанской с 9,4% до 5,5%, Актюбинской с 8,7% до 6,6%.

              В 2007 году в региональной структуре инвестиций в основной капитал намечаются некоторые изменения, которые характеризуются показателями в сторону понижения некоторых регионов республики, которые в 2006 году показывали высокие значения, в частности, в Мангистауской области произошло понижение на 1,7%, т.е. от 8,1% до 6,4%, в Павлодарской области - на 0,5% - от 4,2% до 3,7%, в Восточно-Казахстанской области - на 0,2% - от 4,1% до 3,9%.

Информация о работе Совершенствование управления иностранными инвестициями в нефтегазовом комплексе Казахстана