Учет МПЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В представленной работе мы остановимся на понимании действующих принципов классификации, оценке и задачах учета материально-производственных запасов предприятия; уясним методологические основы организации первичного учета поступления и отпуска (выбытия) материально-производственных запасов, взаимосвязь учета этого имущества на складе и в бухгалтерии организации; выявим принципы построения синтетического учета процессов поступления (заготовления) и отпуска материальных ценностей, проведения инвентаризации запасов и нормативного регулирования инвентаризационных разниц.

Содержание

Введение 3
1. Понятие материалов как объекта бухгалтерского учета 5
1.1. Сущность и классификация материалов 5
1.2. Нормативное регулирование учета запасов 10
2. Организация учета поступления материалов 13
2.1. Документальное оформление и учет поступления материалов на складе 13
2.2. Оценка поступивших материалов в бухгалтерском учете 21
2.3. Синтетический и аналитический учет поступления материалов 25
3. Проблемы учета материалов и их сохранности. Взаимосвязь складского и бухгалтерского учета материалов 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Если  в номенклатуре указывается цена за единицу, то такие классификаторы называются номенклатурой-ценником.

    Значимость  материально-производственных запасов  в формировании текущих издержек по выпуску продукции, их высокая ликвидность и другие отличительные признаки (большая номенклатура, естественная убыль и пр.) предъявляют жесткие условия к содержанию учетной политики в процессе их использования, а в конечном итоге — и к бухгалтерской отчетности.

    1.2. Нормативное регулирование учета  запасов

 

    Законодательство  Российской Федерации устанавливает  единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета наличия и движения материальных запасов.

    Основными целями законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

      Положение по бухгалтерскому  учету "Учет материально -производственных запасов" ПБУ 5/01 устанавливает  правила  формирования  в бухгалтерском учете  информации  о  материально – производственных запасах организации. Для  целей  настоящего  Положения к бухгалтерскому учету в качестве   материально   -  производственных  запасов  принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции,  предназначенной для  продажи  (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.

    Учетный  стандарт  можно определить  как свод  основных  правил,  устанавливающий направление учета определенного объекта или их  совокупности.

    Учетные  стандарты  должны  разрабатываться  на  основе  Закона  о  бухгалтерском  учете,  международных стандартов  по  бухгалтерскому  учету и директив  ЕЭС.  Содержание  учетных стандартов  существенно отличается  от  остальных регламентирующих  документов.  К ним можно предъявить  следующие требования: 

  • разработка  на  достаточно  длительную  перспективу;  
  • определение  лишь  основных  правил  учета  соответствующих  объектов  и  вследствие  этого   -  необходимая  и  возможная  краткость;
  • взаимосвязанность:   в  каждом  из  учетных  стандартов  содержится  ссылка  на  соответствующие  параграфы  предыдущих  стандартов.

Вместе  взятые,  стандарты  составляют  единую  учетную  систему:

  • не  обязательный,  а  рекомендательный  характер; 
  • ориентированность  на  достижение  максимальной  согласованности  с  международными  учетными  стандартами  и  директивами  ЕЭС;
  • разработка  по  строго  определенной  форме.  Они  должны  включать:  целевое  назначение  стандарта;  концепцию,  являющуюся  основой  его  разработки;  перечень  вопросов,  охваченных  соответствующим  стандартом;  определение используемых  терминов;  критерии  применения  соответствующего  стандарта;  базы  измерения и методы  учета;  способы раскрытия информации  и пояснительные замечания.

    В проекте нового Федерального закона о бухгалтерском учете, подготовленного Министерством финансов Российской Федерации, определены четыре уровня нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет.

    Первый  уровень охватывает разработку вопросов по ведению бухгалтерского учета на законодательном уровне. При этом здесь имеется в виду не только закон о бухгалтерском учете, но и другие законодательные акты, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, затрагивающие методологию бухгалтерского учета. Это практически все законы, связанные с хозяйственным и налоговым правом.

    Второй  уровень включает Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

    Первый  и второй уровни согласно проекту  закона разрабатываются Минфином России.

    Хотелось  бы напомнить, что государственный статус регулирования бухгалтерского учета закреплен Конституцией РФ и Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

    Согласно  ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находятся  статистический и бухгалтерский  учет. Действующим Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (ст. 5) определено, что "общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации". При этом фактически Правительство РФ возложило функции регулирования бухгалтерским учетом на Министерство финансов Российской Федерации.

    Можно ли переложить выполнение задач первого  и второго уровней регулирования  бухгалтерского учета на профессиональную организацию, например, на ИПБ России или Национальный совет по международным стандартам финансовой отчетности, который создается по инициативе РСПП? Нам представляется, что ни одна профессиональная организация не способна в настоящее время выполнить эту задачу лучше, чем это делает государство.

2. Организация учета поступления материалов

    2.1. Документальное оформление и  учет поступления материалов  на складе

 

    Операции  по приобретению материально-производственных запасов возлагаются на работников отдела снабжения, которые ведут Журнал учета поступающих грузов. В нем содержится необходимая информация о поступлении грузов, включая согласие на оплату или отказ от акцепта.

    Экспедитор  должен получить в бухгалтерии доверенность (ф.№М-2 или М-2а). Доверенность по ф. № М-2 предполагает заполнение корешков доверенностей.

    Применение  доверенности по ф. № М-2 исключает  необходимость ведения в организации  Журнала учета выданных доверенностей. Доверенность по ф. № М-2а выписывается в том случае, если получение материалов организацией носит массовый характер. Она должна быть зарегистрирована в момент выдачи экспедитору под расписку в Журнале учета выданных доверенностей. Доверенность подписывается лицом, на имя которого она выдана. Срок ее действия — до 15 дней. В отдельных случаях, например при получении материалов в порядке плановых платежей, этот срок может быть удвоен.

    Приемка поступивших на склад материально-производственных запасов осуществляется материально-ответственными лицами, уполномоченными администрацией организации.

    Лицо, уполномоченное на приемку груза, осуществляет получение материалов по количеству и качеству в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, действующими правилами перевозок на транспорте, иными нормативными документами и условиями договора. В частности, необходимо проверить наличие и исправность пломб отправителя на транспортных средствах (вагоне, барже, трюме, автофургоне и пр.), исправность тары, наличие маркировки грузов и соответствие ее данным, указанным в транспортном документе (железнодорожной накладной, товарно-транспортной накладной, коносаменте), комплектность груза, соответствие его качеству согласно эталонам (образцам) и пр.

    Основанием  приемки служат транспортные и сопроводительные документы (счета-фактуры, сертификаты, упаковочные ярлыки, отвесы, описи  и др.) отправителя (изготовителя).

    Если  данные сопроводительных документов груза  соответствуют его фактическому наличию, работник склада выписывает в двух экземплярах приходный ордер (ф. № М-4), который подписывается также и экспедитором. Первый экземпляр остается на складе и в дальнейшем используется как основание к приемке материалов. Второй экземпляр передается экспедитору для отчета.

    В некоторых организациях приходный  ордер не выписывается, а на обратной стороне транспортного документа  или счета поставщика работник склада ставит штамп с указанием количества принятых материалов, даты приемки и своей подписи.

    При отсутствии сопроводительных документов или в случае несоответствия поступивших материалов по количеству и качеству, расхождения по ассортименту организация составляет акт приемки материалов (ф. № М-7) в двух экземплярах. Один является основанием для предъявления претензии транспортной организации или поставщику. Другой экземпляр передается в бухгалтерию организации для текущего учета материально-производственных запасов.

    В том случае, когда поступившие  материалы не соответствуют условиям договора, они принимаются складом  на ответственное хранение и учитываются обособленно. Материалы, образовавшиеся при ликвидации основных средств, сдаются на склад по акту об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35). Акт составляется в трех экземплярах за подписями представителей заказчика и подрядчика. Два экземпляра остаются у заказчика, из них один передается в бухгалтерию как основание для выписки счета на оплату подрядчику, а второй остается на складе для подтверждения совершенной операции по оприходованию указанных ценностей. Третий экземпляр передается подрядчику.

    Материалы поступают на предприятие от подотчетных лиц, которые приобретают их за наличные деньги в розничной сети или у физических лиц. Основанием для их оприходования служит товарный чек магазина или акт о приемке. В акте указываются наименование, цена, количество материала, дата и место приобретения, а также паспортные данные продавца.

    Работник  склада на основании первичных документов о приемке материалов делает запись в карточку учета материалов (ф. № М-17), в которой ведется их количественный учет.

    Данный  учетный регистр является основным источником формирования информации по движению на складе материалов по каждому наименованию, сорту, виду и размеру. Записи в карточку производят по каждой операции в день ее совершения с одновременным исчислением нового остатка.

    В соответствии с графиком документооборота заведующий складом сдает в бухгалтерию отчет о движении материально-производственных запасов. После его проверки формируется информация о поступлении их с учетом номенклатурных номеров, складов, материально-ответственных лиц, а также общая сумма издержек по приобретению в разрезе счетов первого и второго порядков. Данная выходная информация по приходу представлена в виде Ведомости прихода материалов по складам и Сводной ведомости прихода материалов по организации

    На  основании этих учетных регистров осуществляется синтетический учет поступления материально-производственных запасов. В плане счетов для их учета предусмотрены следующие счета и субсчета:

    счет 10 «Материалы»:

    субсчета 10-1 «Сырье и материалы»;

    10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

    10-3 «Топливо»;

    10-4 «Тара и тарные материалы»;

    10-5 «Запасные части»;

    10-6 «Прочие материалы»;

    10-7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону»;

    10-8 «Строительные материалы»;

    10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

    15 «Заготовление и приобретение  материалов»;

    16 «Отклонение в стоимости материалов».

    Организации, являющиеся плательщиками НДС, кроме  того, обязаны вести счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». К нему должен быть открыт субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

    Принятые  к акцепту платежные документы  поставщика, и в первую очередь счет-фактура, должны быть зарегистрированы в Книге покупок. Данный учетный регистр используется в дальнейшем для составления расчета (декларации) по НДС в целях его определения, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

    Каждый  счет-фактура регистрируется в книге  покупок по мере их поступления в хронологическом порядке. Если имеет место частичная оплата покупателем, то в указанном регистре запись производится на каждую сумму платежа с указанием реквизитов ранее полученного счета-фактуры по данной поставке. Против каждой суммы погашения по основному долгу делается пометка «частичная оплата».

    Оценка  приобретенных материально-производственных запасов осуществляется методами твердых учетных цен и фактической себестоимости.

    Твердая учетная цена может включать договорную цену поставщика, состоящую из отпускной цены с учетом определенного уровня рентабельности. Дальнейшие издержки по заготовлению зависят от вида франке (итал. franco — свободный), с последующим существительным «франка» означает, на какой стадии заготовления материально-производственных запасов поставщик берет на себя определенную часть расходов по их транспортировке или погрузке. Следовательно, покупатель освобождается от их возмещения, поскольку они уже учтены в среднем размере в договорной цене поставки.

Информация о работе Учет МПЗ