Экономическое содержание налога, его эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение посто-янно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах глубоко разбира-ются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание налога, его эволюция……..6
Параграф 1.Экономическое содержание налога………………….6
Параграф 2.Эволюция налога……………………………………...21
Глава 2.Роль и место налогов в экономической системе, пути
совершенствования системы Российской Федерации …..28
Параграф 1.Роль и место налогов в экономической системе……28
Параграф 2.Пути совершенствования системы Российской
Федерации ………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………39
Литература……………………………………………….................47

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

       Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что должно привести к росту про-изводительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это способствует увеличе-нию государственных доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу «на свет» теневой экономики.

      Кроме этого, необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предостав-ленных закрытым административно-территориальным образованиям, продол-жить упрощение системы таможенных тарифов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственности бюджетной политики. Про-цесс регулирования налоговой задолженности предприятий должен быть су-щественно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм рас-четов.

       Продолжающееся осуществление бартерных сделок, а также проведение за-четов взаимных требований между предприятиями достаточно серьезно услож-няют работу, как бухгалтеров, так и осуществление налогового контроля со сто-роны налоговой службы. Кроме того, необходимость дальнейшей реализации товаров, полученных в счет оплаты за реализованную продукцию (работы, ус-луги) с целью получения наличных денег или необходимых для собственного производства материалов (работ, услуг), приводит к вынужденной дополни-тельной реализации, которая влечет за собой начисление соответствующих на-логов. Таким образом, происходит усиление налоговой нагрузки на предприя-тие.    

    Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием проч-ного экономического базиса и стабильных политических условий общественно-го развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устой-чивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

       России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение

          В данной курсовой работе я узнала, что сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную. 
          Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рас-сматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим фор-мациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства фор-мируется единый централизованный денежный фонд. 
          В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объ-ем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более ак-тивно проводить свою политику в экономической и социальной сферах, значе-ние фискальной функции возрастает. Налоги в этом случае превращаются в ос-новной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80—90%. Для сравнения налогового бремени по странам в международной статистике пользуются показателем удельного ве-са налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте.    Таким образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структу-рам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловли-вает экономическую функцию налогов.

        В развитии форм и методов  взимания налогов  можно   выделить  три  круп-ных этапа.  На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и  сбора  на-логов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую  желает  получить,  а  сбор налогов поручает городу или общине.  Очень  часто  оно  прибегает  к  помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране  возни-кает  сеть государственных учреждений, в том  числе  финансовых,  и государ-ство  берет часть  функций  на  себя:  устанавливает  квоту  обложения,   наблю-дает   за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более  или  менее широкими рамками. Роль  откупщиков  налогов в этот  период  еще очень ве-лика.  И, наконец, третий, современный, этап -  государство  берет  в  свои  руки  все функции установления  и  взимания  налогов,  ибо  правила  обложения  ус-пели выработаться.  Региональные  органы  власти,  местные  общины  играют   роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

          Применение  налогов  является одним из экономических методов управле-ния и обеспечения  взаимосвязи  общегосударственных  интересов   с   коммер-ческими интересами  предпринимателей,  предприятий   независимо   от   ве-домственной подчиненности,  форм  собственности  и  организационно -  право-вой  формы предприятия. С помощью налогов определяются     взаимоотноше-ния предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государствен-ными и местными бюджетами, с банками,  а  также  с  вышестоящими организа-циями.  При   помощи    налогов   регулируется   внешнеэкономическая деятель-ность,  включая  привлечение  иностранных   инвестиций,   формируется хоз-расчетный доход и прибыль предприятия.

       В условиях перехода от административно - директивных методов управ-ления к экономическим резко возрастают роль и  значение  налогов   как  регу-лятора рыночной экономики, поощрения и развития  приоритетных  отраслей  народного хозяйства, через налоги государство может проводить  энергичную  политику  в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных пред-приятий.

    На  пути к рыночной  экономике   налоги  становятся  наиболее  действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В  частности,  они призваны ограничивать  стихийность  рыночных  процессов,  воздейство-вать  на формирование  производственной   и   социальной   инфраструктуры,   укрощать инфляцию.

     Однако,  как  показывает  опыт  развития  благополучных  стран, успех на-циональной реформы, прежде  всего зависит от  надежности  государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности  правоотношений. Отсутст-вие или  неэффективность   таких   гарантий,   как   правило,   создает   угрозу экономической безопасности государства.

       Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, полу-чающих доходы, участвовать  в  формировании  государственных  финансовых  ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

       Кроме того,  являясь фактором  перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие  “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей  в развитии той или иной   формы деятельности.

       Сколько веков существует государство, столько же существуют  и налоги  и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогооб-ложения.

    Безусловно,  налогообложение в любой стране  не  может быть  чем-то

неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом,  но и  инструментом  государственной  политики,  которая  меняясь,  обрекает  на перемены и систему налогообложения.  В условиях  высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового  фактора  может  при-вести  к весьма   неблагоприятным   последствиям   или   даже   вызвать   бан-кротство предприятия.  С другой  стороны,  правильное  использование  предус-мотренных налоговым  законодательством  льгот  и  скидок может  обеспечить  не  только сохранность  и  полученных  финансовых   накоплений, но и возмож-ности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за  счет  экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

             Налоговая теория и практика  на протяжении тысячелетий выработала  огромное количество специальных  налоговых терминов, которые прочно  вошли в быт налогоплательщиков  и налоговое законодательство.

       Вместе с тем в области налогов  и налогообложения разных стран  хотя и су-ществует своя налоговая терминология, но в большинстве из них получили ши-рокое распространение общепризнанные названия элементов налогов  и нало-говой терминологии. Если элементы налога отражают социально-экономичес-кую сущность налога как явления, его родовые признаки , то характеристика элементов налога или налоговая терминология используются в законодательных актах и нормативных документах, определяющих условия налогообложения, его организацию, порядок исчисления и взимания налогов. 

       Подводя черту под всем выше  сказанным, еще раз остановимся  на основ-ных моментах работы, выделим ее ключевые аспекты.

       Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с по-следующим перераспределением в интересах государства. Она является важ-нейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государствен-ных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государ-ственное регулирование экономики (регулирующая функция).

      Оптимально построенная налоговая  система должна, с одной стороны,  обес-печивать финансовыми ресурсами потребности государства,а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской дея-тельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффек-тивности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налого-вого бремени, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерите-лем качества налоговой системы страны.  Доказано, что при повышении нало-говой нагрузки доходы бюджета сначала начинают расти, и достигают макси-мума, а затем резко снижаются, так как либо предпринимателю не выгодно раз-вивать производство и он снижает обороты, сворачивает производство, либо налогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты на-логов.

         По набору налогов, их структуре,  способам взимания, ставкам, фискаль-ным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам налоговые системы различных стран существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщатель-ном анализе можно выявить две главные общие черты: постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства и построение налого-вых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равен-стве, справедливости и эффективности налогообложения.

          Специфика перехода Российской экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налоговой системы нашей страны. Но какие бы основания ни выдвигались для построения налоговой системы, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

         Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной и ис-полнительной власти. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути. История показала ошибочность этого направления. Ярким примером тому может послужить экономика СССР, когда в условиях командно-административной системы управления страной товарно-денежным отношениям отводилась минимальная роль. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямого изъятия валового внутреннего продукта, проводившегося на основе государственной монополии. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы, что и подвело страну к финансовому кризису.

       Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформиро-валась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Реформирование налоговой систе-мы продолжается и по сей день. Введение Налогового кодекса Российской Фе-дерации положило начало существенным изменениям в налоговой системе на-шей страны.

       Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации опреде-лены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.

     На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые обра-зуют налоговую систему России. Закон не предусматривает четких границ меж-ду названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательнос-ти и безэквивалентности.

         Налоговый кодекс РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об ос-новах налоговой системы в Российской Федерации»(5) и становится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы  налогообло-жения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отме-ны федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей. В основе Налогового ко-декса – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно упла-чивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании все-общности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дис-криминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве также реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении зак-рытого перечня налогов, действующий на территории Российской Федерации.

        Однако всех вопросов Налоговый кодекс РФ не решил. Так и не удалось создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, ста-билизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить про-тиворечия в законодательных актах.

        Проведенное исследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следую-щие выводы:

Информация о работе Экономическое содержание налога, его эволюция