Экономическое содержание налога, его эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение посто-янно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах глубоко разбира-ются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание налога, его эволюция……..6
Параграф 1.Экономическое содержание налога………………….6
Параграф 2.Эволюция налога……………………………………...21
Глава 2.Роль и место налогов в экономической системе, пути
совершенствования системы Российской Федерации …..28
Параграф 1.Роль и место налогов в экономической системе……28
Параграф 2.Пути совершенствования системы Российской
Федерации ………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………39
Литература……………………………………………….................47

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

        Особое место в индивидуалистических теориях налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А. Смита, Д. Риккардо и их последователей, которые внесли огромный вклад в разработку проблем экономической теории налога. В трактовке налога А. Смит занимал позиции теории обмена, но дополнил ее принципами построения налоговой системы. Анализ теории А. Смита позволяет сделать вывод о том, что на дан-ном этапе развития экономической мысли в качестве налога рассматривалось лишь то движение денежных средств в пользу государства, которое основыва-лось на четырех принципах обложения, защищающих интересы лица, уплачива-ющего налог, и получило название «декларация прав плательщика». В опреде-ление налога классики привнесли нечто принципиально новое, а именно поня-тие справедливости налогообложения, без соблюдения которой налог, возмож-но, перестает быть налогом и переходит в разряд штрафов, налагаемых госу-дарством, либо приобретает черты вымогательства или даже грабежа. Таким образом, налог - это индивидуально без эквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций, причем налог должен взиматься с соблюдением определенных принципов, обеспечивающих справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффек-тивности взимания налогов.

          Первым признаком налога является императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невы-полнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

            Второй отличительный признак налога - смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денеж-ной форме переходит в государственную, при этом образуется централизован-ный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются це-левыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образователь-ных учреждений, курортный сбор). Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъект налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права учас-тия в каких - либо хозяйственных операциях, ни права пользования материаль-ными и нематериальными объектами, ни права какого - либо действия (ввоза, вывоза товаров) ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов. В Налоговом кодексе РФ части 1(2), под налогом понимается «обязательный ин-дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйст-венного ведения или оперативного управления денежных средств с целью фи-нансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образова-ний»

         Формирование финансовой системы  и ее составной части — налоговой  системы — неразрывно связано  с эволюцией общества, с изменением  форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического  явле-ния обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налого-обложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталис-тические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на прове-дение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ. 
          Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта, создаваемого в про-цессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формиро-вание их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущ-ность налога». Подобные отчисления производятся главными участниками эко-номического процесса: 
- физическими лицами, получающими доход; 
- юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

          В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значи-мых служб: налог — это «форма, которую приобретают затраты на производ-ство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам». Таким образом, налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет. 
     К настоящему моменту в большинстве стран мира преобладает смешанная экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государст-венным управлением. С точки зрения теории оправданием вмешательства властных институтов в процесс внутреннего регулирования производственно-коммерческой сферы являются ситуации, когда рынок не в состоянии самосто-ятельно решить все проблемы (производство общественных благ, социальные вопросы, макроэкономическая стабильность, развитие научно-технического прогресса, экологическое равновесие). Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основ-ным источником которых в данном случае выступают налоги. 
          В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые обществен-ными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на пла-тельщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.

      В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ)(2) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ). Исходя из этого опре-деления можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принци-пах: 
- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с зако-нодательством как субъекты налогообложения, т. е. налогам присущ принуди-тельный характер; 
- индивидуальность определения величины налога в отношении каждого на-логоплательщика; 
- безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непос-редственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, доку-ментов взамен уплачиваемой суммы;  
- отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или фи-зическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть соб-ственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства. 
          При определенных экономических и политических условиях уплата нало-гов может происходить и в натуральном виде, что характерно, главным образом, для слаборазвитых стран. Впрочем, подобные обстоятельства могут возникнуть в любом обществе. Так, в годы Великой Отечественной войны налоги чаще все-го взимались не в денежной форме, а в натуральной. 
           Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор — это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, ины-ми уполномоченными органами и должностными лицами юридически значи-мых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разре-шений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ)(2). Главное отличие сбора от налога — отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора пред-полагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации). К отличительным признакам сбора также относится нерегулярный характер его уплаты, которая производится по мере необходимости, до начала функционирования субъекта в качестве участ-ника экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачива-ются по результатам хозяйственной деятельности. 
        Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономии-ческую, контрольную. 
          Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рас-сматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим фор-мациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства фор-мируется единый централизованный денежный фонд. В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою по-литику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает.

          Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет сос-тавляет 80—90%. Для сравнения налогового бремени по странам в междуна-родной статистике пользуются показателем удельного веса налоговых поступ-лений в валовом внутреннем продукте. Таким образом, фискальная функция на-логов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хо-зяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную. 
         Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственно-го регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, ин-вестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование сопредель-ных отраслей и сфер экономики. 
          Распределительная подфункция реализуется при распределении и пере-распределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы, изменения схем зачисления налоговых поступлений по бюдже-там различного уровня. 
         Стимулирующая подфункция органично дополняет регулирующую и про-является в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства про-дукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности. Например, при исчислении налога на добавленную стоимость установлены три ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НК РФ)(2). Первая из них — нулевая — применяется в основном в отношении экспортных операций; тем самым государство стимулирует развитие внешне-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, что является одним из основных показателей экономического развития страны.  
         Обложение по 10%-ной ставке производится при реализации продуктов питания (за исключением деликатесных) и товаров детского ассортимента. В этом случае государственная политика направлена, с одной стороны, на стиму-лирование жизненно важных отраслей, а с другой — на повышение жизненного уровня населения страны.             

        Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования на-селения. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и ижди-венцев при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социаль-ного налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защи-щенности граждан. Кроме того, за счет общих налоговых поступлений финан-сируются здравоохранение, образование, развитие науки и культуры, другие программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, сле-довательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе. 
          Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный и ряд других. 
     Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов — фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени спо-собствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном пе-риоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. И наобо-рот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых по-рах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут и, следовательно, воз-растет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложе-ния. Эти закономерности были математически исследованы, и результат извес-тен в мировой экономической науке как эффект «кривой Лаффера»: линия, пос-троенная ученым, отражает взаимосвязь между величиной ставки налога и объ-емом поступления налоговых платежей в государственный бюджет. Установле-но, что при ставке подоходного налога свыше 30—35% средства уходят в тене-вую экономику или предприятия прекращают деятельность по причине отсут-ствия экономической выгоды. 
           Действие контрольной функции позволяет оперативно оценивать эффек-тивность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в це-лом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюд-жетную политику, т.е. сущность данной функции состоит в том, что появляется возможность количественного анализа налоговых поступлений и их сопостав-ления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Реализуется рас-сматриваемая функция специальными органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачисле-нием налогов, соблюдением установленных норм заполнения и представления налоговой отчетности.

         Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

          Многие ученые и практики выделяют  принцип эффективности налогооб-ложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

– налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических  решений, или, по крайне мере, это влияние  должно быть минимальным;

– налоговая  система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики  страны;

– не должны устанавливаться  налоги, нарушающие единое экономическое  прос-транство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существова-ние налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное пере-мещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

– налоговая  система должна исключать возможность  экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого–либо субъекта Федерации  или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;

– налоговая  система не должна допускать произвольного  толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей  частью общества. Налог, кото-рый налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налого-вым чиновником;

– максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низ-ких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогово-го аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению нало-говой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть мини-мальными.    Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.

           Суть его можно выразить двумя  взаимосвязанными требованиями:

Налоговая система  должна предъявлять одинаковые требования к эффективнос-ти хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или   иной принад-лежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных на-логов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно–правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного  (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Информация о работе Экономическое содержание налога, его эволюция