Экономическое содержание налога, его эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение посто-янно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах глубоко разбира-ются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание налога, его эволюция……..6
Параграф 1.Экономическое содержание налога………………….6
Параграф 2.Эволюция налога……………………………………...21
Глава 2.Роль и место налогов в экономической системе, пути
совершенствования системы Российской Федерации …..28
Параграф 1.Роль и место налогов в экономической системе……28
Параграф 2.Пути совершенствования системы Российской
Федерации ………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………39
Литература……………………………………………….................47

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

        В 1990 году вместо управлений, отделов и инспекций, государственных до-ходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Минис-терства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.

      О важности налоговой системы для народного хозяйства свидетельствует и тот факт, что этот вопрос нашел отражение в Конституции Российской Федера-ции, принятой 12 декабря 1993 г., где оговорены общие черты налоговой систе-мы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в Конституции (1) отме-чается, что система налогов взимаемых в Федеральный бюджет, и общие прин-ципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным зако-ном (ст. 75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить за-конно установленные налоги и сборы (ст. 57).

        Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» принятый в декабре 1991 года положил начало построению современной налоговой систе-мы России. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса,   а три его статьи все еще определяют перечень налогов и сборов действующих на тер-ритории Российской Федерации.

        Первая часть Налогового кодекса России вступила в силу 01.01.2000 года, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых отно-шений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходи-мые. Постепенное введение в действие втрое части кодекса продолжает рефор-мирование налоговой системы.

       Формирование налоговой системы не завершено и по сей день

         
 
 
 
 
 
 

                                                  Глава 2

     Параграф 1. Роль и место налогов в экономической системе       

                                                    общества.

          Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. 
          В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы. Безуслов-но, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструмен-том государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и сис-тему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находит-ся в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необхо-дим. 
           Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, по-лучающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 
          В то же время, являясь фактором перераспределения национального дохо-да, налоги призваны: 
• гасить возникающие «сбои» в системе распределения; 
• заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности. 
         Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об-ществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы. 
     В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто фискальной функции налоги используются для экономичес-кого воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. 
       Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом уп-равления экономикой. От того, насколько правильно построена система нало-гообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяй-ства. 
        Именно поэтому налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожа-луй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также предметом острой критики. 
         В послании Президента РФ  Федеральному Собранию РФ отмечались глу-бинные причины неустойчивости экономического развития, которые заключа-лись в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии его там, где оно необходимо. «Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике... Необходимо из-влечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в эко-номике - это, без всяких сомнений, защита экономической свободы». 
         Одним из приоритетных направлений деятельности российского Прави-тельства в сфере улучшения делового климата Президент называл совершен-ствование налоговой политики, делая упор на снижение налогового бремени: «Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики в «тень», уменьшению инвестиционной активности, в конеч-ном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса». 
          Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неиз-менным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на пере-мены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложе-ния находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политичес-кая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятель-ности. Поиск путей повышения эффективности российской налоговой системы просто необходим. 
         Переход к социально-ориентированной рыночной экономике в  нашей стране предполагает поэтапное реформирование всей системы налогообложе-ния, выработку такой налоговой политики, которая отвечала бы требованиям времени и задачам, стоящим перед страной в социальной сфере. 
           Применение налогов является одним из экономических рычагов управ-ления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммер-ческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведом-ственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплатель-щиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организа-циями и другими субъектами налоговых отношений. Это означает, что при пе-реходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой поли-тики в регулировании общественного производства и распределения  нацио-нального дохода. Возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяй-ства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий. 
           Налоговая система способна, в определенной степени, к саморегуляции - автоматическому увеличению налоговых поступлений, сокращению государ-ственных расход в период подъема, и наоборот, уменьшению налоговых пос-туплений и увеличению государственных расходов в период спада за счет су-ществования стабилизаторов. 
           Таким образом, налоговая политика, определяемая экономической поли-тикой, и имеющая свои собственные принципы, может стать эффективным ма-кроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные про-цессы, но и на весь комплекс экономических проблем. 
           В то же время бессистемная, непродуманная налоговая политика, пре-следующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации «налоговой ловушки», когда платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства. 
          Отсюда, актуальность изучения и анализа налоговой системы является бесспорной. Несовершенство налогового законодательства РФ, проблемы в области налогообложения требуют своего решения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Параграф 2. Пути совершенствования системы Российской   

                                               Федерации. 
          На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенство-вания налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою оче-редь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

        Анализ исполнения федерального  бюджета показывает, что основные  при-чины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Осо-бенно обнаружили всю неустойчивость социально- экономического и финансо-вого положения страны решения Правительства РФ и Банка России от 17 авгус-та 1998 года о девальвации обменного курса рубля, реструктуризации государ-ственных краткосрочных обязательств, введении моратория на валютные опе-рации капитального характера.

       Избыточные обязательства государства  породили  высокие и  слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают «налоговые оазисы», создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не дос-тигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

       Налоговая система еще содержит  большое количество плохо собираемых  налогов, осложняющих хозяйственную  деятельность предприятий, способству-ющих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государст-венного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто пря-чутся от налогов обычные коммерческие предприятия. (9)

       По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обяза-тельных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участ-ников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых право-нарушений.

       В настоящее время с особой остротой встал вопрос о необходимости при-нятия дополнительных мер по улучшению федерального налогового и банков-ского законодательства.

        Существенный недосбор налогов связан, прежде всего, с тем, что действу-ющее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих пол-ноту учета налогоплательщиков. В среднем в стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на налоговый учет и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10% предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность.

       Каковы же главные цели совершенствования налоговой политики Россий-ской федерации? В средне срочной перспективе – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, кон-центрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эф-фективной системы межбюджетных отношений и управления государствен-ными финансами.

        Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплатель-щиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики долж-ны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога.

        В Налоговом кодексе РФ (2) установлена норма о постановке налогопла-тельщиков на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.     

       Исключения для отдельных юридических лиц, целых регионов и отраслей экономики из общего порядка налогообложения приводят к значительному не-допоступлению платежей в федеральный бюджет.

       В налоговом кодексе РФ не содержится запрета на установление индиви-дуальных налоговых льгот. Напротив, статья 56 Кодекса (2) допускает возмож-ность установления индивидуальных налоговых льгот, что противоречит прин-ципам рыночных отношений и принятой налоговой политике. Налоговые льго-ты, первоначально носящие индивидуальных характер, являются прецедентом для их распространения в последующем и размывают налоговую систему, обя-зательный характер налоговых платежей. Только последовательное проведение линии на сокращение налоговых льгот будет способствовать выполнению нало-гоплательщиками своих обязательств перед бюджетом, улучшит собираемость налогов и повысит объем доходов бюджета.

         Также следует отметить, что значительные суммы выводятся из-под нало-гообложения и контроля налоговых органов путем открытия налогоплательщи-ками многочисленных счетов в различных банках. Многие счета, в том числе и те, на которые обращается взыскание налогов в бюджет, являются бездейству-ющими, остатки средств, как правило, на них минимальны. Однако закрытие таких счетов растягивается на длительный период, так как в соответствии со ст. 859 ГК РФ (8)  вопрос о закрытии банковского счета решается по требованию банка в судебном порядке при отсутствии операций по расчетному счету в те-чение года. Следовало бы существенно упростить порядок закрытия банков-ских счетов при отсутствии операций по ним в течение трех месяцев либо при проведении одноразовых, минимальных по объему операций в течение года.

         Далее одним из методов уклонения от уплаты налогов в бюджет является использование ссудных счетов в банке в качестве расчетных. Это стало возмож-ным вследствие того, что действующим законодательством не установлена от-ветственность кредитных организаций за использование ссудных счетов не по назначению.

         Было бы целесообразным также дополнить налоговое законодательство нормами, вводящими временные правовые ограничения в деятельности пред-приятий, уклоняющихся от уплаты налогов и имеющих в течение длительного времени устойчивую, не снижающуюся задолженность по платежам в бюджет.

         Таким образом, настало, по-видимому, время существенно изменить поло-жения федеральных законов о федеральных бюджетах в части налоговых пос-туплений. В настоящее время объемы поступления доходов по основным ис-точникам в этих законах не утверждаются, а лишь определяются в качестве учетных показателей. Такой характер показателей бюджета не имеет силу за-конодательной нормы, обязательной к исполнению. В связи с этим невыполне-ние намеченных объемов поступлений доходов не влечет за собой каких-либо правовых последствий для соответствующих органов исполнительной власти.

       Очевидно, также, что с преобразованием Госналогслужбы России в Минис-терство РФ по налогам и сборам должна быть повышена роль налоговых орга-нов.

       Надежды на решение указанных проблем принято связывать с Налоговым кодексом РФ(2). Вступление его в силу немало способствовало укреплению са-мосознания налогоплательщиков, повышения их статуса в системе взаимоотно-шений с налоговыми органами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплатель-щиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в на-логовом законодательстве в пользу налогоплательщиков. Несмотря на отдель-ные недостатки части первой Налогового кодекса РФ, его принятие стало важ-ной вехой на пути создания системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое – задача второй (специальной) части Налогового кодекса Российской Федерации.

         Налоговый кодекс предусматривает сокращение общего числа налогов при сохранении наиболее значимых налогов, как с фискальных позиций, так и с позиций регулирования экономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная часть действующих местных налогов, имеющих слабое фискаль-ное и регулирующее значение. В то же время состав местных налогов попол-няется переводом под юрисдикцию местных органов власти налога на наследо-вание и дарение

          Из числа федеральных налогов исключаются недостаточно эффективные: сбор за использование наименования «Россия», налог на операции с ценными бумагами, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на реали-зацию горюче-смазочных материалов. В то же время состав федеральных нало-гов пополняется рядом новых налогов, связанных с использованием природных объектов.

           Налоговый кодекс РФ предусматривает принципиально новый подход к взиманию имущественных налогов, имея в виду постепенную замену традиции-онных имущественных налогов налогом на недвижимость.

         Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей.     Принципи-ально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на при-быль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различны-ми налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую   эффектив-ность, за многие годы существования к ним адаптировались и российские пла-тельщики.(10)

        Во второй части Налогового Кодекса (2) сделана попытка устранить недос-татки и упорядочить взимание НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. В частности, совершенствование порядка исчисления и уплаты НДС предус-матривает следующие направления:

- расширение  круга налогоплательщиков за счет индивидуальных предпри-нимателей;

- упорядочение  системы исчисления и уплаты  налога;

- введение единого  порядка возмещения входного  НДС для всех сфер деятель-ности, включая розничную торговлю и общественное питание;

- закрепление в законодательном порядке методики исчисления налога на до-бавленную стоимость на основе счетов-фактур;

- сокращение  налоговых льгот. 

       Введение единой ставки подоходного налога, уменьшение обложения фон-да оплаты труда, ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот и другие предложенные ме-ры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более прос-той для налогоплательщиков.

Информация о работе Экономическое содержание налога, его эволюция