Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

•изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;
•рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
•определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
•рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

Содержание

1.Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками
1.Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками
2.Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками


2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ
2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности


3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ
1.Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ
2.Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков
3.Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 13 файлов

диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

         Процент выполнения договорных  обязательств (Кдп) рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн)  на плановый объем (ОПпл): 

Кдп = (ОПпл – Опн) / ОПпл                           (3.1) 

         Рассчитаем процент выполнения  ЯЭРЗ договорных поставок продукции  Московской железной дороге  по формуле (3.1): 

Кдп = (ОПпл – Опн) / ОПпл =     (65307 – 1194) / 65307 = 0.982 или 98.2 % 

         Из таблицы 3.3 и приведенного  расчета видно, что за 2002 год  ЯЭРЗ недопоставило продукции  по договорам с Московской  железной дорогой на сумму 1194  тыс. руб., или на 1.8 %.  В частности,  по сравнению с договорами меньше было выполнено  таких работ, как ремонт электровозов (на 1171 тыс. руб.), ремонт тяговых двигателей (на 16  тыс. руб.), ремонт колесных пар (на 7 тыс. руб.). Причиной невыполнения договорных обязательств по данным видам работ была несвоевременная поставка необходимых запасных частей и комплектующих изделий поставщиками.  Положительно можно оценить тот факт, что остальные виды продукции и работ были поставлены Московской железной дороге  в большем объеме, чем это планировалось.

         Далее целесообразно изучить  выполнение  всех договорных обязательств  ЯЭРЗ за 2002 г. (таблица 3.4).

         Таблица 3.4

Анализ  выполнения договорных обязательств на ЯЭРЗ за 2002 год

тыс. руб.

 
Месяц
План  поставки продукции Недопоставка  продукции Выполнение, %
За  месяц С начала года За месяц С начала года За месяц С начала года
Январь 10012 10012   - 100 100
Февраль 9938 19950 520 520 94.8 97.4
Март 9632 29582   520 100 98.2
Апрель 10025 39607   520 100 98.7
Май 9782 49389 748 1268 92.4 97.4
Июнь 9431 58820   1268 100 97.8
Июль 8013 66833   1268 100 98.1
Август 12708 79541 1135 2403 91.1 97.0
Сентябрь 10123 89664 230 2633 97.7 97.1
Октябрь 13653 103317 1012 3645 92.6 96.5
Ноябрь 7994 111311   3645 100 96.7
Декабрь 8325 119636   3645 100 97.0

     Как видно из таблицы 3.4, за 2002 год ЯЭРЗ  недопоставило продукции  и недовыполнило работ по договорам  на сумму 3645 тыс. руб., или на 3 %. Наибольший уровень выполнения  плана по поставкам  был  достигнут в январе, марте, апреле, июне, июле, ноябре и декабре, а наименьший – в феврале, мае и августе. Причиной такой несбалансированности продаж продукции и выполнения работ является несвоевременная поставка необходимых материалов поставщиками.  В данном случае отрицательную роль сыграли и недостатки в планировании. Изучаемому предприятию необходимо совершенствовать систему планирования, так как        недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности ЯЭРЗ, но и на работу предприятий – смежников.

         Далее в работе  необходимо  проанализировать ритмичность отгрузки  и продажи продукции ЯЭРЗ покупателям  и заказчикам.

         Ритмичность – это равномерная  продажа продукции и выполнение  работ  в соответствии с  графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

         Ритмичная работа является основным  условием своевременной продажи   продукции. Неритмичность отрицательно  влияет на все экономические  показатели ЯЭРЗ:

  • увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки  готовой продукции на складе и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;
  • не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
  • несвоевременно поступает выручка;
  • перерасходуется фонд  заработной платы в связи с   тем,  что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы.

         Все это приводит к повышению  себестоимости  продукции, уменьшению  суммы прибыли, ухудшению финансового  состояния ЯЭРЗ.

         Для оценки выполнения плана продаж по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес продажи продукции за каждую декаду, сутки) к месячному выпуску, удельный  вес проданной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес проданной продукции за каждый квартал к годовому объему продаж, удельный вес продукции, проданной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

         Косвенные показатели ритмичности  - наличие доплат за сверхурочные  работы, оплата простоев по вине  хозяйствующего субъекта, потери  от брака, уплата штрафов за  недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных  остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

         Один из наиболее распространенных  показателей – коэффициент ритмичности  (К ритм). Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов (УДi) продажи за каждый период (таблица 3.5), но не более планового их уровня: 

К ритм = å УДi                            (3.2) 

          Рассчитаем  коэффициент ритмичности,  показывающий удельный вес продукции,   проданной ЯЭРЗ в 2002 г. без  нарушения плана по данным  таблицы 3.5:

Таблица 3.5

 Ритмичность  продажи продукции и выполнения  ремонтных работ ЯЭРЗ в 2002 году  по декадам

 
Декада
Продажа продукции
план факт В пределах плана
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1 39607 33.1 40864 33.2 39607 33.1
2 39934 33.4 40199 32.7 40199 32.7
3 40095 33.5 41922 34.1 40095 33.5

Всего за год

119636 100 122985 100 119901 99.3

         Как видно из таблицы 3.5, коэффициент  ритмичности продаж  продукции  ЯЭРЗ составил 99.3 (33.1 + 32.7 +33.5).

         В процессе анализа необходимо  подсчитать  упущенные возможности предприятия по продаже продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим (ВР ф) и возможным объемом продаж продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (ВРв ср): 

D ВР = ВРф – (ВРв ср * 3)                     (3.3) 
 

            Рассчитаем по формуле 3.3, сколько  дополнительно продало бы продукции  изучаемое предприятие, если бы  работало более ритмично: 

D ВР = 122985 – (40199 х 3) = 2388 тыс. руб. 

         Если бы ЯЭРЗ работал более ритмично, то объем продаж увеличился бы на 2388 тыс. руб.

         Далее необходимо рассчитать  отклонение продаж   продукции  и выполнения работ от графика  в среднем за декаду, т.е. коэффициент  вариации (Кв). Данный показатель определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал)  к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

                                                _________

КвÖ å Dх 2 / n   / х пл ,                  (3.4) 

где D х2 – квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

n -  число суммируемых плановых заданий;

х  ср – среднедекадное задание по графику. 

         Рассчитаем отклонение  продаж продукции ЯЭРЗ от плана в среднем за декаду по формуле (3.4): 

                         _____________________________________________

Кв =  Ö (40864 - 39607) 2+ (40199-39934) + (41922-40095)2 /3 = 0.3

122985 : 3 

          По итогам расчета можно сделать  вывод, что объем продаж продукции   ЯЭРЗ  в 2002 году по декадам  отклоняется от плана  в  среднем на 0.3 %.

         Рассчитаем коэффициент аритмичности  продаж продукции ЯЭРЗ,  получая  его как сумму отклонений в продаже продукции от плана за каждую декаду (таблица 3.6)

         Таблица 3.6

Аритмичность  продажи продукции и выполнения  ремонтных работ  ЯЭРЗ в 2002 г. по декадам

Декада План по прода-жам, тыс. руб. Фактически  продано,тыс. руб. Коэффициент вы-полнения плана Отклонение  от плана
1 39607 40864 1.04 0.04
2 39934 40199 1.01 0.01
3 40095 41922 1.05 0.05

Коэффициент аритмичности

0.10

         Как видно из таблицы 3.6, коэффициент  аритмичности  продаж продукции  ЯЭРЗ невысок, что  свидетельствует  о ритмичных продажах продукции и выполнении ремонтных работ.

         Причинами неритмичности продаж  продукции  на изучаемом предприятии   в первую очередь является  неритмичность ее производства, а также недостатки в планировании  объема продаж по месяцам. В связи с этим  ЯЭРЗ можно порекомендовать правильно формировать портфель заказов на свою продукцию, анализировать  уровень спроса на свою продукцию  на  различных рынках. Кроме того, изучаемое предприятие должно вести поиск новых поставщиков материалов; предусматривать в договорах на поставку сырья выплату поставщиками штрафов и неустоек за несвоевременную поставку сырья и в меньших объемах, чем это было предусмотрено договорами. ЯЭРЗ должно  также изыскать возможности сокращения производственного цикла предприятия, например, за счет уменьшения остатков сырья, готовой продукции, незавершенного производства с целью увеличения объема продаж

Приложение 1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 107.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Приложение 6.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 7.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 8.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 9.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

74.jpg

— 262.89 Кб (Скачать)

43472014.jpg

— 304.74 Кб (Скачать)

476492501.jpg

— 573.54 Кб (Скачать)

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии