Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

•изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;
•рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
•определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
•рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

Содержание

1.Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками
1.Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками
2.Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками


2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ
2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности


3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ
1.Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ
2.Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков
3.Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 13 файлов

диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

    дебет счета 90, субсчет "НДС" кредит счета 68 – 50000 руб. -  на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров;

    дебет счета 62 кредит счета 68 (сторно) – 16670 руб. - на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса);

    дебет счета 62-2 кредит счета 62 – 100000 руб. -  на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя;

    дебет счета 51 кредит счета 62 – 200000 руб. - на сумму  денежных средств, поступивших на расчетный  счет ЯЭРЗ в окончательный расчет.

    Зачет взаимных требований  позволяет  сократить изучаемому предприятию   излишнюю денежную массу, ликвидировать  неплатежи, повысить ликвидность баланса  в результате сокращения  дебиторской  задолженности.  Рассмотрим особенности  отражения на счетах бухгалтерского учета  взаимного погашения требований.

             ЯЭРЗ 25 декабря отгрузило  продукцию   собственного производства (комплектующие  изделия)  Челябинскому ЭРЗ на  сумму 150000 руб., в том числе  НДС 25000 руб. Фактическая себестоимость  отгруженной продукции составила 85600 руб. Челябинский ЭРЗ принял комплектующие изделия к учету и в свою очередь отпустило ЯЭРЗ  излишние запасные части на сумму 240000 руб., в том  числе НДС 40000 руб.  При инвентаризации расчетов ЯЭРЗ  выявил взаимные требования и обратился  к Челябинскому ЭРЗ  с письмом о зачете  взаимных требований. Были составлены акт сверки  задолженности и соглашение о зачете  требований на сумму 150000 руб.   В бухгалтерском учете ЯЭРЗ были сделаны следующие записи:

    Дебет 62 кредит 90 – 150000 руб. – отгружена продукция Челябинскому ЯЭРЗ.

    Дебет 90 кредит 68 – 25000 руб. – начислен НДС  от продажи комплектующих изделий;

    Дебет 90 кредит 20 -  85600 руб. – списана  фактическая себестоимость проданной  продукции.

    Дебет 90 Кредит 99 – 39400 руб. -  отражена прибыль от продажи комплектующих изделий.

    Дебет 10 Кредит 60 – 200000 руб. – оприходованы полученные запасные части от Челябинского ЯЭРЗ.

    Дебет 19 Кредит 60 – 40000 руб. – отражен НДС  по поступившим запасным частям.

    Дебет 60 Кредит 62 – 150000 руб. -  на основании соглашения произведен зачет взаимных требований с Челябинским ЭРЗ.

    Дебет 68 Кредит 19 -  25000 руб. – НДС предъявлен бюджету к вычету.

         При договоре мены каждая из  сторон  обязуется передать  в  собственность другой стороны  один товар в обмен на другой.  Особенностью данной сделки является то, что  каждая из  сторон  признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.  Рассмотрим  особенности отражения на счетах бухгалтерского учета товарообменных операций.

             Изучаемое предприятие  заключило  с предприятием Яртранстехмонтаж  договор мены. ЯЭРЗ обязался передать  данному предприятию продукцию  собственного производства –  запчасти, обычная цена продажи  которых составляет 18000 руб., в том числе НДС 3000 руб. Фактическая себестоимость запчастей составляет 10000 руб.  В обмен Яртранстехмонтаж передает ЯЭРЗ  комплектующие изделия, цена продажи которых также составляет 18000 руб.  Изучаемое предприятие отгрузило  запасные части Яртранстехмонтаж 12 декабря 2002 года, а Яртранстехмонтаж отгружает комплектующие изделия после получения запасных частей – 25 декабря. По данной сделке на ЯЭРЗ были оформлены  следующие документы: договор мены, счет – фактура на отгруженные запасные части, накладная на отгрузку запасных частей с  приложенной доверенностью, акт приемки  от Яртранстехмонтаж комплектующих изделий. В бухгалтерском учете ЯЭРЗ были сделаны следующие записи:

         Дебет 45 кредит 43 – 10000 руб. –  отгружены запасные части Яртранстехмонтаж по договору мены.

          Дебет 10 кредит 60 – 15000 руб. - поступили  комплектующие изделия по товарообменной  операции.

         Дебет 19 кредит 60 – 3000 руб. –  отражен НДС по поступившим  комплектующим изделиям.

         Дебет 62 Кредит 90 – 18000 руб. – отражен момент перехода права собственности по договору мены.

         Дебет 90 Кредит 68 – 3000 руб. –  начислен НДС от продажи запасных  частей.

         Дебет 90 Кредит 45 – 10000 руб. - списана  фактическая себестоимость отгруженных запчастей.

         Дебет 60 Кредит 62 – 18000 руб. –  Зачтены обязательства по договору  мены.

         Дебет 68 Кредит 19 – 3000 руб. –  НДС предъявлен бюджету  к  вычету.

         Дебет 90 Кредит 99 – 5000 руб. –  отражена прибыль от товарообменной  операции.

         Покупатель  может за полученную  продукцию  выдать ЯЭРЗ  вексель  -  безусловное денежное обязательство   выплатить в момент окончания  отсрочки платежа  согласованную  сторонами  денежную сумму.  Это позволяет изучаемому предприятию  как продавцу быть  более  уверенным  в возможности взыскать  с покупателя причитающуюся денежную сумму и дает ему в руки самостоятельное расчетное средство, которым он может погасить собственную кредиторскую задолженность.  При этом у покупателя или  заказчика  появляется шанс  использовать льготный товарный кредит на свои неотложные нужды.

               Изучаемое предприятие отгрузило  1 декабря для Октябрьской железной  дороги  запасные части к электровозам  на сумму 720000 руб., в том числе  НДС 120000 руб. Себестоимость продукции  составила 500000 руб. Октябрьская железная дорога   в оплату продукции выписала  простой вексель на сумму 720000 руб.,  со сроком уплаты  через 30 дней после даты составления. Вексель по сроку был предъявлен и оплачен. В бухгалтерском учете ЯЭРЗ были сделаны следующие записи:

         Дебет 62 Кредит 90-1 – 720000  руб.  – отгружена  продукция Октябрьской  железной дороге.

         Дебет 90-2   Кредит 20 – 500000 руб.  – списана себестоимость запчастей.

         Дебет 90-3 Кредит 68 – 120000 руб. –  начислен НДС  от продажи продукции.

         Дебет 62 Кредит 62 – 720000 руб. -  получен  в оплату вексель.

         Дебет 51 Кредит 62 – 720000 руб. –  вексель в срок предъявлен  и оплачен.

         Необходимо отметить, что на изучаемом  предприятии  на счете 62 оформляются также проводки по реализации покупателям прочего имущества данной организации. Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками на предприятии может использоваться счет 76.

             Довольно часто в отношениях  с покупателями и заказчиками имеют место расчеты по  претензиям. Взаимные претензии возникают в основном из – за несоблюдения  условий договоров и обязательств по расчетам.   Претензии составляются в письменной форме, подписываются руководителем организации и передаются другому предприятию под расписку.  В претензии указываются требования заявителя, сумма предполагаемого возмещения и ее расчет, а так же  содержатся ссылки на соответствующие доказательства, перечень прилагаемых документов или заверенные их копии. Обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете, является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

    Для расчетов по претензиям на изучаемом предприятии предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет "Расчеты по претензиям". С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Аналитический учет к этому субсчету  организуется по каждому покупателю и заказчику и по каждой претензии. Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по претензиям.

         В декабре 2002 года ЯЭРЗ заключило  договор с ОАО «Альфа» на поставку продукции, однако через несколько дней данное предприятие от продукции отказалось. К этому времени  изучаемое предприятие уже произвело расходы на упаковку данной продукции в сумме 3580 руб. В этой сумме  ЯЭРЗ предъявило претензию ОАО «Альфа», которое, в свою очередь, признало и оплатило данную претензию.   В бухгалтерском учете эти хозяйственные операции отражаются проводками:

    дебет счета 76 кредит счета 91 – 3580 руб. – сумма  неустойки включается в состав  внереализационных доходов

    дебет счета 51 кредит счета 76 – 3580 руб. - поступление  денежных средств от ОАО «Альфа»  в погашение задолженности по финансовым санкциям.

    Нарушение  сроков расчетов  согласно условиям договоров приводит к образованию  у изучаемого предприятия  просроченной дебиторской задолженности, что в перспективе грозит убытками. Просроченная задолженность покупателей и заказчиков  подлежит списанию на убытки. До окончания срока исковой давности можно списать  задолженность, которую нельзя взыскать (например, неоплаченные долги ликвидированных предприятий или суммы, во взыскании которых имеется отказ суда).

    Дебиторская задолженность, по которой истек  срок исковой давности, в соответствии с п. 77 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации списывается на финансовый результат ЯЭРЗ.  Согласно ПБУ 10/99  «Расходы организации»  такие суммы включаются в состав  внереализационных расходов.

    Рассмотрим  порядок списания просроченной дебиторской  задолженности на ЯЭРЗ.  Учетной политикой изучаемого предприятия   предусмотрено списание такой задолженности без образования резерва по сомнительным долгам.

    ЯЭРЗ  отгрузило организации ОАО «Сокол»  продукцию на сумму 75000 руб. (включая  НДС).  Покупатель в срок не оплатил  продукцию.  По истечении срока исковой давности  изучаемое предприятие списало просроченную задолженность на внереализационные расходы. При этом в бухгалтерском учете ЯЭРЗ были сделаны следующие записи:

    Дебет 91 Кредит 62 – 75000 руб. -  списана просроченная задолженность ОАО «Сокол»  с истекшим сроком исковой давности.

    Дебет 007 – 75000 руб. – списанная задолженность  ОАО «Сокол»  отражена на забалансовом счете.

    Необходимо  отметить, что  списание долгов в  убыток  вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности, которая в соответствии с Планом счетов  учитывается в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток  задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения  имущественного положения должника.

    Если  после списания задолженности ОАО  «Сокол» данное предприятие ее погасит, эта сумма будет признана в  учете   ЯЭРЗ как  внереализационный  доход и будет отражена записью:

    Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы».

    При этом она будет списана с забалансового  счета 007.

    Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками  на ЯЭРЗ производятся в журнале – ордере № 11 (приложение 8). В конце каждого месяца обороты по указанным счетам переносятся из журнала – ордера № 11 в Книгу «Журнал – Главная» 
 

2.3 Раскрытие информации  о расчетах с  покупателями и  заказчиками в  финансовой отчетности 

         В существующих в настоящее  время формах финансовой отчетности  информация о состоянии расчетов  с покупателями и заказчиками отражается в виде их  задолженности.

         Задолженность покупателей и  заказчиков, платежи по которой  ожидаются в  течение 12 месяцев  после отчетной даты,  на начало  и конец отчетного периода  отражается в составе всей  дебиторской задолженности по строке 241 «Покупатели и заказчики» раздела «Оборотные активы» актива бухгалтерского баланса ф. № 1. По данной строке на начало 2002 года ЯЭРЗ отражает сумму 522 тыс. руб., на конец года – 1607 тыс. руб.

           Задолженность покупателей и  заказчиков, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты,  на начало и конец отчетного периода отражается в составе всей дебиторской задолженности по строке 231 «Покупатели и заказчики» раздела «Оборотные активы» актива бухгалтерского баланса ф. № 1. По данной строке на начало 2002 года ЯЭРЗ отражает сумму 168 тыс. руб., на конец года – 175 тыс. руб.

         Задолженность покупателей и  заказчиков по отгруженной продукции  и выполненным работам, обеспеченная  полученными векселями, отражается по строкам 232 «Векселя к получению» (платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)  и 242 «Векселя к получению» (платежи по которым ожидаются в  течение 12 месяцев после отчетной даты). Так, по строке 232 ЯЭРЗ отражает на начало 2002 года сумму 15 тыс. руб., на конец года – 163 тыс. руб. По строке 242 отражаются суммы 80 тыс. руб. и 196 тыс. руб. на начало и конец 2002 года соответственно.

Приложение 1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 107.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Приложение 6.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 7.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 8.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 9.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

74.jpg

— 262.89 Кб (Скачать)

43472014.jpg

— 304.74 Кб (Скачать)

476492501.jpg

— 573.54 Кб (Скачать)

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии