Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

•изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;
•рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
•определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
•рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

Содержание

1.Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками
1.Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками
2.Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками


2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ
2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности


3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ
1.Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ
2.Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков
3.Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 13 файлов

диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

         Далее в работе необходимо  изучить структуру и динамику  задолженности покупателей и  заказчиков ЯЭРЗ за отгруженную продукцию и оказанные услуги.  

3.2 Анализ задолженности  покупателей и  заказчиков 
 

         Анализ задолженности покупателей  и заказчиков за выполненные  работы и отгруженную продукцию  на предприятии ЯЭРЗ целесообразно  начать с  определения  ее  удельного веса  в составе всей дебиторской задолженности, в составе оборотных активов  и в составе всего имущества (активов) данного предприятия по состоянию на начало и конец 2002 года (таблица 3.7).

Таблица 3.7

Удельный  вес задолженности покупателей  и заказчиков в структуре дебиторской задолженности и активов ЯЭРЗ

 
Показатели
На 01.01.2002 г. На 01.01.2003 г.
Сумма, тыс.руб. Удельный вес, % Сумма, тыс.руб. Удельный вес, %
Дебиторская задолженность (всего) 5515 100 8491 100
В том числе:

Задолженность покупателей и заказчиков

 Из  нее векселя к получению

 
785 

95

 
14.2 

1.7

 
2216 

359

 
26.1 

4.2

Оборотные активы, всего 135118 100 218451 100
В том  числе:

Задолженность покупателей и заказчиков

 Из  нее векселя к получению

 
785 

95

 
0.58 

0.07

 
2216 

359

 
1.01 

0.16

Актив баланса 338833 100 576929 100
В том  числе:

Задолженность покупателей и заказчиков

 Из  нее векселя к получению

 
785 

95

 
0.23 

0.01

 
2216 

359

 
0.38 

0.06

   

         Как видно из таблицы 3.7, задолженность  покупателей и заказчиков на       начало 2002 года составляет 14.2 % всей дебиторской задолженности, на конец изучаемого периода ее удельный вес в структуре дебиторской задолженности увеличился до 26.1 %. Положительно можно оценить рост задолженности покупателей и заказчиков, обеспеченной векселями, в структуре всей дебиторской задолженности  с 1.7% на 1 января 2002 года до 4.2 % на 1 января 2003 года. Доля задолженности покупателей в структуре оборотных активов изучаемого  предприятия  также увеличилась с 0.58 % на начало года до  1.01 % на конец года.

         Далее в работе необходимо  проанализировать структуру и  динамику задолженности покупателей  и заказчиков, выявить и изучить  причины  их изменения (таблица  3.8). 
 
 
 

         Таблица 3.8

Динамика  и структура задолженности покупателей  и заказчиков ЯЭРЗ

Наименование  долговых обязательств Количественные  изменения Структурные сдвиги
На  начало года, тыс. руб. На конец  года, тыс. руб. Абсо-лютное изме-нение (гр.3-гр.2) Относи-тельное  оттклонение (гр.4/гр.2)-100 % В % к итогу  на начало года В % к итогу  на конец года Откло-нение (гр.7-гр.6)
1 2 3 4 5 6 7 8
Задолженность, платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты 183 338 +155 +84.7 23.3 15.3 -8.0
В т.ч. необеспеченная векселями 168 175 +7 +4.2 91.8 51.8 -40.0
Обеспеченная  векселями 15 163 +148 +986.7 8.2 48.2 +40.0
Задолженность, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты 602 1878 +1276 +212.0 76.7 84.7 +8.0
В т.ч. необеспеченная векселями 522 1682 +1160 +222.2 86.7 89.6 +2.9
Обеспеченная  векселями 80 196 +116 +145.0 13.3 10.4 -2.9
Всего задолженности покупателей и  заказчиков 785 2216 +1431 +182.3 100 100 -
В т.ч. необеспеченная векселями 690 1857 +1167 +169.1 87.9 83.8 -4.1
Обеспеченная  векселями 95 359 +264 +277.9 12.1 16.2 +4.1
 

         По данным таблицы 3.8 можно  сделать вывод, что в течение  изучаемого периода дебиторская  задолженность ЯЭРЗ  увеличилась  в абсолютном выражении на 1431 тыс. руб., или на 182.3 % в  относительном  выражении. При этом наиболее  существенно увеличилась задолженность покупателей и заказчиков, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты – на 1276 тыс. руб., или на 212 %. Кроме того, ее доля в общей сумме задолженности также возросла с 76.7 % на начало года до 84.7 % на конец года (на 8%).

          Задолженность покупателей и  заказчиков, платежи по которой  ожидаются после  12 месяцев после  отчетной даты, увеличилась в  течение отчетного года на  155 тыс. руб., или на  84.7 %. Положительно  можно оценить снижение ее  доли в структуре всей задолженности покупателей и заказчиков с 23.3 % по состоянию на 1  января 2002 года до 15.3 % на 1 января 2003 года, однако удельный вес долгосрочной задолженности все же остается относительно большим.

            Увеличение  задолженности покупателей и заказчиков и ее доли в текущих активах в данном случае может свидетельствовать либо о неосмотрительной  кредитной политике предприятия по отношению к покупателям  либо об увеличении объема продаж. Поэтому далее в работе необходимо сопоставить темпы роста объема продаж и темпы роста задолженности покупателей и заказчиков (таблица 3.9)

Таблица 3.9

Динамика  продаж продукции и задолженности  покупателей и заказчиков ЯЭРЗ за 2002 год

Месяц Объем продаж, тыс.руб. Темпы роста Задолженность покупателей и заказчиков на 1 число  следую-щего месяца, тыс. руб. Темпы роста
базисные цепные базисные цепные
Январь 10135 - - 656 - -
Февраль 9418 92.9 92.9 713 108.7 108.7
Март 9793 96.6 104.0 844 128.7 118.4
Апрель 11518 113.6 117.6 512 78.0 60.7
Май 9034 89.1 78.4 918 140.0 179.3
Июнь 9504 93.8 105.2 416 63.4 45.3
Июль 10088 99.5 106.1 793 120.9 190.6
Август 11573 114.2 114.7 941 143.4 118.7
Сентябрь 9893 97.6 85.5 1089 166.0 115.7
Октябрь 12641 124.7 127.8 1750 266.8 160.7
Ноябрь 10144 100.1 80.2 1854 282.6 105.9
Декабрь 9244 91.2 91.1 2216 318.1 112.6

        Из таблицы  видно, что в  течение 2002 года объем продажи  продукции ЯЭРЗ снизился на 8.8 %, а размер задолженности покупателей  и заказчиков вырос на 218.1 %.  В течение всего изучаемого  периода темпы роста продаж были ниже темпов роста задолженности, что можно оценить отрицательно, так как данный факт свидетельствует о неосмотрительной кредитной политике изучаемого предприятия.    

         Далее необходимо рассчитать  среднегодовые темпы роста продаж продукции ЯЭРЗ и задолженности покупателей и заказчиков. Этот показатель можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной: 

                                      n-1_______________________   

Т вп =     √ Т1 х Т2 х Т3 х Т4  х Т5     …            (3.5) 

          Рассчитаем темпы роста продажи  продукции (Тпр) и задолженности  покупателей и заказчиков ЯЭРЗ (Тз) по формуле (3.5): 

              10   ___________________________________________________________ 

Т пр =     √0.929х1.04х1.176х0.784х1.052х1.061х1.147х0.8545х1.278х0.802х0.911 = 1.053

              10   ___________________________________________________________ 

Т з =     √1.087х1.184х0.607х1.793х0.453х1.906х1.187х1.157х1.607х1.059х1.126 = 1.112 

         Расчеты показывают, что среднегодовой темп роста задолженности покупателей и заказчиков составляет 11.2 %, что значительно выше  среднегодового роста продаж (5.3 %). Данный факт также свидетельствует либо  о неосмотрительной кредитной политике изучаемого предприятия, либо о резком увеличении объема продаж без предоплаты или немедленной оплаты. Причиной сложившейся ситуации может быть также неплатежеспособность или банкротство части покупателей.

         Далее в работе необходимо  рассмотреть перечень организаций  – дебиторов с целью выяснения  наиболее крупных должников (таблица 3.10)

Таблица 3.10

Перечень  организаций – дебиторов ЯЭРЗ по состоянию на 1 января 2003 года

Наименование  организации Сумма Удельный вес, %
Октябрьская ЖД 318 14.4
Московская  ЖД 1512 68.2
С-Кавказская ЖД 23 1.0
Свердловская  ЖД 17 0.8
Ю-Уральская  ЖД 36 1.6
Экси  – Трейд 8 0.4
Челябинский ЭРЗ 123 5.6
Медиа – Люкс 15 0.7
Яртранстехмонтаж 41 1.9
ОАО «Сокол» 75 3.4
Прочие  покупатели и заказчики 48 2.0
Итого 2216 100
 

         Как видно из таблицы 3.9, наибольшая задолженность числится за такими покупателями и заказчиками, как Московская железная дорога (1512 тыс. руб., или 68.2 %) и Октябрьская железная дорога (318 тыс. руб., или 14.4 %). Изучаемое предприятие должно предпринимать меры по взысканию данной задолженности (например, направить данным организациям письма с напоминанием о долге).

         Для изучения сроков образования   задолженности покупателей и  заказчиков необходимо данные  о ней систематизировать в  таблице 3.11

Таблица 3.11

Сроки образования задолженности покупателей и заказчиков ЯЭРЗ

тыс.руб.

Дебиторы Суммы задолженности Задолженность на конец года по срокам
На  начало года На конец  года До 2 мес. От 2 до 6 мес. От 6 до 12 мес. От 1 до 2 лет От 2 до 3 лет От 3 до 5 лет
ОАО «Автодизель» 12              
ОАО «Альфа» 15              
ОАО «Сокол» 75 75           75
Октябрьская ЖД 51 318 216 50 4 48    
Московская  ЖД 487 1512 1300 52 18 142    
С-Кавказская ЖД 41 23   23        
Свердловская  ЖД 23 17 4       13  
Ю-Уральская  ЖД 38 36     36      
Экси  – Трейд - 8 8          
Челябинский ЭРЗ 19 123 100 11   12    
Медиа – Люкс - 15 15          
Яртранстехмонтаж 6 41   41        
Прочие  покупатели и заказчики 18 48 15 4 5 24    
Итого 785 2216 1658 181 63 226 13 75

Приложение 1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 107.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Приложение 6.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 7.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 8.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 9.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

74.jpg

— 262.89 Кб (Скачать)

43472014.jpg

— 304.74 Кб (Скачать)

476492501.jpg

— 573.54 Кб (Скачать)

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии