Обучение и навык в жизни животного

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:35, реферат

Описание работы

Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножению конкретного животного. Индивидуально-приспособительная деятельность животного весьма разнообразна и состоит из множества как врожденных, так и приобретенных компонентов разной природы. Самая большая доля этих компонентов приходится на разные формы обучения. В психологической литературе обычно фигурирует термин "научение", он, так же как и термин "обучение", на английском языке звучит "learhihg" и по своей сути означает совершенно одно и то же!

Содержание

Введение 3-4
Неассоциативное обучение 4-7
Ассоциативное обучение 7-8
Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности:
А)Классические условные рефлексы 8
Б)Инструментальные условные рефлексы 8-12
В)Дифференцировочные условные рефлексы 12-13
Обучение животных в естественных условиях 13-14
А)Натуральные условные рефлексы 14
Б)Импринтинг 15-16
В)Опосредованное, или имитационное, обучение 16-17
Г)Облигатное обучение 17-18
Д)Факультативное обучение 18-19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

ОБУЧЕНИЕ И НАВЫК В ЖИЗНИ ЖИВОТНОГО.docx

— 54.24 Кб (Скачать)

           В прошлом умение подражать  рассматривали как показатель  высокого уровня развития. Однако  способность к образованию имитационных  условных рефлексов связана не  с уровнем развития мозга, а  со степенью совершенства анализаторных  систем, в первую очередь зрительного  анализатора, со стадным образом  жизни, с характером семейных  отношений. У многих рыб (карасей, трески, сайды, пикши) имитационные рефлексы, пищевые и оборонительные, образуются лучше, чем у крыс. У собак они легче поддаются действию внешнего тормоза, чем у павианов; зато у последних на основе подражания возможно угашение условных рефлексов. Особенно хорошо развито подражание у молодых животных. Детеныши макаков лапундер способны образовывать на основе подражания пищевые условные рефлексы и длительное время их сохранять, ни разу не получая подкрепления. Можно обнаружить существенные различия лишь в отношении сложности и количества одновременно вырабатываемых имитационных условных рефлексов. Видимо, только у человекообразных обезьян на основе подражания возможны образование цепей условных рефлексов, состоящих из 8-10 движений, переделка положительных реакций в отрицательные, а отрицательных - в положительные, дифференцирование близких раздражителей при одновременном и последовательном их предъявлении.

 

                                                     Г)Облигатное обучение

 

Как уже неоднократно говорилось, подобно морфологическим признакам, поведение представляет собой своеобразную "визитную карточку" каждого вида. Видоспецифическое поведение является сложным переплетением врожденных и приобретенных элементов. Для нормального существования каждого биологического вида, каждый его представитель должен освоить вполне определенный комплекс навыков, составляющих особенности характерного для него поведения. Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта, правда, в жестких, типичных для данного вида рамках. Это, прежде всего, формы так называемого облигатного научения, которым, по Г. Темброку, обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида вне зависимости от частных условий жизни особи. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении в большой степени нуждается в процессах научения на ранних этапах поисковой стадии инстинктивного акта, поскольку реакции на единичные, случайные признаки каждой конкретной ситуации не могут быть запрограммированы в процессе эволюции. И так как без включения вновь приобретаемых элементов в инстинктивное поведение, реализация видового опыта неосуществима, а значит, эти включения наследственно закреплены, следовательно, диапазон научения является строго видотипичным. Другими словами, представитель биологического вида может быть научен только тем формам поведения, которые ведут к завершающим фазам видоспецифических поведенческих актов. Так, например, для формирования нормального охотничьего поведения кошки, котенку необходимо обучение разнообразным приемам ловли и умерщвления добычи. Однако, несмотря ни на какое обучение, в процессе охоты кошка использует только те приемы, которые типичны для данного вида.

 

Д)Факультативное обучение

 

В противоположность облигатному, факультативное обучение, согласно Г. Темброку, включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Совершенно естественно, что эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида. Способствуя, таким образом, максимальной конкретизации видового поведения в частных условиях среды обитания вида, факультативное научение является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных.

           Конкретизация видового опыта  путем добавления в инстинктивное  поведение индивидуального опыта  присутствует на всех этапах  поведенческого акта. Так, американский  этолог Р.А. Хайнд указывает на изменение инстинктивного поведения научением через изменение сочетания раздражителей, выделения их из общего фона, усиление и т.д.

           Существенно и то, что изменения  охватывают как эффекторную, так и сенсорную сферу. В эффекторной сфере примером научения могут являться как рекомбинации врожденных двигательных элементов, так и вновь приобретенные. У высших животных приобретенные движения эффекторов играют большую роль в процессе познавательной деятельности, интеллектуальной сфере функционирования.

           Модификация поведения в сенсорной  сфере значительно расширяет  возможности ориентации животного  вследствие приобретения новых  групп сигналов из внешнего  мира. Таким примером являются случаи, когда сигнал, биологически не важный для животного, в результате личного опыта в сочетании с биологически важным приобретает ту же степень важности. И этот процесс не является лишь простым образованием новых условных рефлексов.

           Основой научения в этом случае  являются сложные динамические  процессы в центральной нервной  системе, особенно в ее внешних  отделах, где осуществляется афферентный  синтез разнообразных реакций,  обусловленных внешними и внутренними  факторами. Затем эти раздражения  сопоставляются с ранним индивидуальным  опытом, и в результате формируется  готовность к выполнению вариабельных  ответных действий на ситуацию. Следующий за этим анализ результатов  является пусковым механизмом  нового афферентного синтеза  и т.д. Так, в дополнение к  видовым программам, формируются  индивидуальные программы, на  которых основываются процессы научения. Важно заметить, что животное является в этом процессе не пассивным научаемым, а само активно участвует, обладая "свободой выбора" взаимодействия.

           Подводя итог, можно сказать, что  основой научения является формирование  эффекторных программ предстоящих действий, в процессе которых происходит сопоставление и оценка внешних и внутренних раздражителей, видового и индивидуального опыта, регистрация параметров и проверка результатов совершаемых действий.

           Как известно, реализация видового  опыта в индивидуальном поведении  в большей степени нуждается  в процессах научения на начальных  этапах поискового поведения,  ведь реакции на единичные,  случайные признаки в каждой  конкретной ситуации не могут  быть запрограммированы в процессе  эволюции. И поскольку без включения  вновь приобретенных элементов  в инстинктивное поведение реализация  видового опыта неосуществима,  а значит, эти включения наследственно  закреплены, следовательно, диапазон  научения является строго видотипичным. Другими словами, представитель вида может быть научен только тем формам поведения, которое ведут к завершающим фазам видотипичных поведенческих актов.

           Эти рамки диспозиции к научению  у высших животных значительно  шире, чем требуется в реальных  условиях жизни, поэтому они  обладают большими возможностями  индивидуального приспособления  к экстремальным ситуациям. Уровень  пластичности поведения животного  в реализации инстинктивного  опыта может служить показателем  общего психического развития.

           Эти понятия являются взаимосвязанными, т.к. усложнение инстинктивного  поведения в процессе эволюции  требует расширения диапазона  способности к научению; усиленное  же в результате включения  элементов научения, инстинктивное  поведение становится более пластичным, т.е. поднимает его на более  высокий уровень, что приводит  к эволюции поведения как единого  целого. И, как мы видим, такие  эволюционные преобразования охватывают  как содержание врожденных поведенческих  программ, так и возможности обогащения  их научением. В этом процессе  развития разницей в поведении  между низшими и высшими животными  является не смена простого  поведения на более сложное,  как может показаться с первого  взгляда, а то, что к простейшим  формам добавляются более сложные,  что ведет к повышению вариабельности  поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Зорина З.А., Полетаева  И.И. "Зоопсихология. Элементарное мышление животных". М.: "Аспект Пресс", 2001.

Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1979.

Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной  деятельности животных. М., 1973.

Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного  мозга // Полное собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.

Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949.

Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.

Прайор К. Несущие ветер. М., 1981.

Савельев С.В. Введение в  зоопсихологию. М., 1998.

Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. М., 1986.

Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.

Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1997.

Дьюсбери Д. Поведение  животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.

Савельев С.А. "Введение в зоопсихологию". М., 2000.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.

Хрестоматия по зоопсихологии  и сравнительной психологии: Учебное  пособие МГППУ, 2003. Сост. М.Н. Сотская

 


Информация о работе Обучение и навык в жизни животного