Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:35, реферат
Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножению конкретного животного. Индивидуально-приспособительная деятельность животного весьма разнообразна и состоит из множества как врожденных, так и приобретенных компонентов разной природы. Самая большая доля этих компонентов приходится на разные формы обучения. В психологической литературе обычно фигурирует термин "научение", он, так же как и термин "обучение", на английском языке звучит "learhihg" и по своей сути означает совершенно одно и то же!
Введение 3-4
Неассоциативное обучение 4-7
Ассоциативное обучение 7-8
Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности:
А)Классические условные рефлексы 8
Б)Инструментальные условные рефлексы 8-12
В)Дифференцировочные условные рефлексы 12-13
Обучение животных в естественных условиях 13-14
А)Натуральные условные рефлексы 14
Б)Импринтинг 15-16
В)Опосредованное, или имитационное, обучение 16-17
Г)Облигатное обучение 17-18
Д)Факультативное обучение 18-19
Список литературы 20
В прошлом умение подражать
рассматривали как показатель
высокого уровня развития. Однако
способность к образованию
Как уже неоднократно говорилось,
подобно морфологическим
Д)Факультативное обучение
В противоположность облигатному, факультативное обучение, согласно Г. Темброку, включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Совершенно естественно, что эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида. Способствуя, таким образом, максимальной конкретизации видового поведения в частных условиях среды обитания вида, факультативное научение является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных.
Конкретизация видового опыта
путем добавления в
Существенно и то, что изменения охватывают как эффекторную, так и сенсорную сферу. В эффекторной сфере примером научения могут являться как рекомбинации врожденных двигательных элементов, так и вновь приобретенные. У высших животных приобретенные движения эффекторов играют большую роль в процессе познавательной деятельности, интеллектуальной сфере функционирования.
Модификация поведения в
Основой научения в этом
Подводя итог, можно сказать, что
основой научения является
Как известно, реализация видового
опыта в индивидуальном
Эти рамки диспозиции к
Эти понятия являются
Список литературы
Зорина З.А., Полетаева И.И. "Зоопсихология. Элементарное мышление животных". М.: "Аспект Пресс", 2001.
Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1979.
Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.
Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1973.
Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полное собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.
Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949.
Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.
Прайор К. Несущие ветер. М., 1981.
Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М., 1998.
Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. М., 1986.
Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.
Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.
Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.
Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1997.
Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.
Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.
Савельев С.А. "Введение в зоопсихологию". М., 2000.
Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.
Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ, 2003. Сост. М.Н. Сотская