Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:35, реферат
Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножению конкретного животного. Индивидуально-приспособительная деятельность животного весьма разнообразна и состоит из множества как врожденных, так и приобретенных компонентов разной природы. Самая большая доля этих компонентов приходится на разные формы обучения. В психологической литературе обычно фигурирует термин "научение", он, так же как и термин "обучение", на английском языке звучит "learhihg" и по своей сути означает совершенно одно и то же!
Введение 3-4
Неассоциативное обучение 4-7
Ассоциативное обучение 7-8
Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности:
А)Классические условные рефлексы 8
Б)Инструментальные условные рефлексы 8-12
В)Дифференцировочные условные рефлексы 12-13
Обучение животных в естественных условиях 13-14
А)Натуральные условные рефлексы 14
Б)Импринтинг 15-16
В)Опосредованное, или имитационное, обучение 16-17
Г)Облигатное обучение 17-18
Д)Факультативное обучение 18-19
Список литературы 20
При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются условными рефлексами.
Условные рефлексы существенно
отличаются от описанных выше
индивидуально вырабатываемых
Условные рефлексы являются обширным классом реакций. Существует множество принципов их классификации:
по модальности условного раздражителя (зрительные, звуковые, обонятельные, кожные и т. д.);
по характеру ответной реакции животного (двигательные или секреторные);
по ее биологическому смыслу (пищевые, оборонительные, половые);
по способу образования (условные рефлексы первого, второго, третьего и высших порядков, имитационные условные рефлексы и др.);
по временным характеристикам образуемых условных рефлексов (наличные и следовые).
Кроме того, имеются условные рефлексы, вырабатываемые на простые раздражители и на различные виды комплексных раздражителей, натуральные на естественные признаки предметов (например, на запах пищи) и искусственные - на случайные ее признаки (например, бренчание миски), классические, инструментальные и др.
Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности
Ассоциативное обучение, включающее классические и инструментальные условные рефлексы, интенсивно исследовалось на протяжении всего XX в.
К ним относятся слюнные условные рефлексы, настолько детально изученные в лабораториях Павлова, что это способствовало возведению их в ранг классических. Их особенность заключается в том, что они точно воспроизводят эффект, вызываемый безусловным раздражителем. Если пища, используемая в качестве безусловного раздражителя, вызывает обильное выделение слюны, то и условный пищевой рефлекс, образуемый на основе этого подкрепления, тоже будет выражаться в слюнотечении. Раз электрический ток вызывает отдергивание лапы, то таким же будет выработанный с его помощью оборонительный условный рефлекс.
Б)Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок)
При выработке классического УР последовательность событий в опыте никак не зависит от поведения животного. Она устанавливается либо экспериментатором, либо специальной программой, в соответствии с которой включаются те или иные стимулы, и в ответ на них можно наблюдать образование условных реакций.
Иначе обстоит дело при
Между классическими и
Начало исследований
Скиннер считал, что любое поведение,
относящееся к категории "
Такое постепенное
С помощью метода "последовательного
приближения" у животных
Примером продуктивного
Образование инструментальных
Дрессировка.
Все домашние и дикие животные,
вовлеченные в сферу
Дрессировка делится, по М.А. Герд, на три стадии:
Наталкивание - задача: впервые вызвать у животного нужную систему движений. Это осуществляется 3 способами: Непосредственное наталкивание - следование животного или поворачивание головы вслед за пищевыми или иными актуальными раздражителями. Косвенным наталкиванием провоцируются движения, непосредственно не направленные на раздражитель, но обуславливаемые общим возбуждением. При сложном наталкивании дрессировщик вырабатывает у животного сначала определенный навык, а потом меняет ситуацию, заставляя животного применять выработанное умение.
Стадия отработки - этап, при котором совершается отшлифовка первичной требуемой системы движений и выработка удобной сигнализации для дальнейшего управления животным. Также на этом этапе происходит замена пищевого награждения положительной реакцией дрессировщика на подаваемый им сигнал.
Стадия упрочнения - усилия дрессировщика направлены на закрепление навыка и надежность его воспроизведения на сигнал дрессировщика.
Произведенный М.А. Герд анализ
дрессировки указывает на сложность,
гетерогенность и многоплановость
поведения животных при дрессировке.
Аналогичная картина
Дрессировка осуществляется
Так, в начале XX в. большой популярностью пользовалась история "умного Ганса", лошади, которая демонстрировала способность "считать", "складывать", "извлекать корни", отвечать на вопросы и т.п. Столь "разумное" поведение объяснялось тем, что конь научился замечать малоуловимые движения дрессировщика, которые тот непроизвольно совершал, видя, что конь вот-вот даст правильный ответ. Ориентируясь на эти условные сигналы, конь в нужный момент прекращал стучать копытом.
В начале XX в. (1900-1904) барон В. фон Остен, убежденный в огромных умственных способностях лошадей, обучал нескольких из них различению цветов, азбуке и "счету". Узнавание каждой буквы или цифры лошадь обозначала соответствующим числом ударов копытом. Друг фон Остена художник Редлих обучил таким же образом свою собаку. Наиболее способным учеником оказался орловский рысак Ганс, который производил достаточно сложные арифметические подсчеты, отвечал на разнообразные вопросы, а иногда высказывался по собственной инициативе. Так, супруги Н.Н. и А.Ф. Коте, специально приехавшие для знакомства с ним в 1913 г., рассказывали, что после нескольких относительно коротких ответов на вопросы Ганс заявил: "В поле я встретил милую госпожу Краль, которая меня кормила".
Поведение его было столь
Для проверки своего
Как указывают З.А. Зорина и И.И. Полетаева (2001), история "умного Ганса" оставила заметный след в развитии науки о поведении животных:
она показала, сколь сложное поведение могло быть результатом обучения методом проб и ошибок;
продемонстрировала