Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:35, реферат
Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножению конкретного животного. Индивидуально-приспособительная деятельность животного весьма разнообразна и состоит из множества как врожденных, так и приобретенных компонентов разной природы. Самая большая доля этих компонентов приходится на разные формы обучения. В психологической литературе обычно фигурирует термин "научение", он, так же как и термин "обучение", на английском языке звучит "learhihg" и по своей сути означает совершенно одно и то же!
Введение 3-4
Неассоциативное обучение 4-7
Ассоциативное обучение 7-8
Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности:
А)Классические условные рефлексы 8
Б)Инструментальные условные рефлексы 8-12
В)Дифференцировочные условные рефлексы 12-13
Обучение животных в естественных условиях 13-14
А)Натуральные условные рефлексы 14
Б)Импринтинг 15-16
В)Опосредованное, или имитационное, обучение 16-17
Г)Облигатное обучение 17-18
Д)Факультативное обучение 18-19
Список литературы 20
ОБУЧЕНИЕ И НАВЫК В ЖИЗНИ ЖИВОТНОГО
План
Введение
Неассоциативное обучение
Ассоциативное обучение
Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности:
А)Классические условные рефлексы
Б)Инструментальные условные
рефлексы
В)Дифференцировочные условные
рефлексы
Обучение животных в естественных
условиях
А)Натуральные условные рефлексы
Б)Импринтинг
В)Опосредованное, или имитационное,
обучение
Г)Облигатное обучение
Д)Факультативное обучение
Список литературы 20
Введение
Итак, каждый инстинктивный
акт представляет собой сложное
переплетение врожденных и приобретенных
элементов. Более того, анализ инстинктивного
поведения приводит к выводу, что
все богатство и разнообразие
полноценного психического отражения
связаны с накоплением
Индивидуальный опыт животного
позволяет ему адаптироваться
к условиям среды обитания, он
способствует выживанию и успешному
размножению конкретного животного. Индивидуально-
Из существующих в настоящее
время определений феномена "обучение"
предпочтение отдается
Обучение - это появление адаптивных
изменений индивидуального
Индивидуально-
Обучение играет исключительно
важную роль в жизни животных
и человека, поэтому изучению
этой проблемы посвящено
Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций.
В частности, З.А. Зорина и
И.П. Полетаева (2001), на основе
данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери
(1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и др., предлагают
следующую классификацию форм индивидуально-
Неассоциативное обучение:
-сенсибилизация;
-привыкание.
Ассоциативное обучение:
-классические условные рефлексы;
-инструментальные условные рефлексы.
Когнитивные процессы:
-латентное обучение;
-выбор по образцу;
-обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, времени, числе.
О. Меннинг и Д. Дьюсбери включали в свои классификации также и "инсайт-обучение". Однако и когнитивные процессы, и инсайт обучение в большой степени относятся к области рассудочной деятельности.
В. Торп (1963) выделяет две группы процессов, связанных с обучением: неассоциативное и ассоциативное, при этом в понятие "ассоциативное" он включает и те типы, которые у предыдущих авторов рассматриваются в качестве когнитивных.
Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя.
Способность к обучению
Привыкание и сенсибилизация
относятся к самым примитивным
видам индивидуально
1. Сенсибилизация. Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента. В качестве примера сенсибилизации можно привести аллергию, когда повышается чувствительность к определенным химическим стимулам, обычно безвредным, но у сенсибилизированных организмов способным вызывать целый комплекс патологический реакций. Сенсибилизацией называют три типа реакций, имеющих между собой мало общего. Главное, а может быть, и единственное, что их объединяет, - это повышение возбудимости организма по отношению к определенным раздражителям.
К первому типу реакции
В обычных условиях инфузории-
Если же инфузорию перенести
в небольшую емкость, имеющую
форму круга, глубиной не
в круглом аквариуме это будет почти правильной восьмиугольник;
в квадратном - квадрат, расположенный косо по отношению к стенкам аквариума;
в пятиугольном сосуде - пятиугольник;
в шестиугольном - шестиугольник и т.д.
При этом, будучи перенесенными
в сосуд другой формы, инфузории
в течение некоторого времени
продолжают двигаться по предыдущей
траектории. Подобных опытов было проведено
множество. Почти всегда инфузории
демонстрировали высокую
Вторым типом реакций,
Описанные выше реакции
Третий тип реакции для своего
возникновения нуждается в сист
Так, например, сильно напуганный
человек вздрагивает от любого
звука, от любого внезапного
раздражителя. Причина повышения
возбудимости - суммация возбуждения.
Удар электрическим током
Суммационный рефлекс по многим признакам существенно отличается от условного рефлекса. Как известно, для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени малозначимого для животного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс, причем первый должен действовать раньше второго. Для образования суммационного рефлекса такие сочетания необязательны, хотя они и облегчают его возникновение. Причина этого явления заключается в том, что в нервных клетках, воспринимающих свет, в свою очередь, развивается суммация возбуждения, что серьезным образом облегчает возникновение оборонительной реакции. Образование суммационного рефлекса возможно у любых существ. Он возникает у животных с совершенно примитивной нервной системой и даже у одноклеточных организмов, еще не имеющих на нее и намека. Суммационный рефлекс имеет явно адаптивное значение: организму, подвергшемуся вредному воздействию, выгодно отреагировать оборонительной реакцией на любой новый раздражитель, так как в этой ситуации достаточно велика вероятность, что и он связан с опасностью. При систематическом столкновении с пищевыми раздражителями организму целесообразно отреагировать на любой новый раздражитель пищевой реакцией, так как он может оказаться связанным с присутствием пищи. Образование суммационного рефлекса должно повышать приспособленность животных к условиям существования и увеличивать их шанс на выживание.
2. Привыкание - наиболее примитивная форма обучения. Это самая элементарная индивидуально вырабатываемая реакция снижения возбудимости. Она возникает при многократном систематическом повторении определенного раздражителя, не грозящего организму существенными последствиями, и заключается в постепенном достаточно устойчивом ослаблении самой реакции или уменьшении частоты появления вплоть до полного ее исчезновения. Иными словами, животное "обучается" не реагировать на раздражитель, не причиняющий ему вреда, и привыкание становится как бы "отрицательным обучением". Так, например, человек, живущий в непосредственной близости от железной дороги, вскоре совершенно перестает реагировать на шум проходящих поездов, хотя вначале они его заметно раздражают и мешают спать.
Мы привыкаем к тиканью часов,
к шуму текущей воды, к рекламным
щитам и вывескам. Эти раздражители
перестают доходить до нашего
сознания. Для нас привыкание
означает возникновение такого
состояния, когда мы легко
Реакция привыкания не
Привыкание распространено