Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:41, дипломная работа
Мировой океан в современный период играет все возрастающую роль в деятельности подавляющего большинства государств. Одним из важных видов деятельности государств в Мировом океане является международное судоходство. Известно, что свыше 90% мирового грузооборота приходится на морской транспорт. В России с его участием осуществляется около 60% внешне торгового грузооборота.
Введение 3
Глава 1. Смешанное плавание судна как объект правового регулирования 7
1.1. Понятие смешанного плавания судна и специфика его правового регулирования 7
1.2. Правовая характеристика морских пространств и внутренних водных путей 13
Глава 2. Правовой режим судна смешанного плавания во внутренних водах 22
2.1. Требования к судам смешанного плавания для судоходства во внутренних водах 22
2.2. Свобода транзита судов смешанного плавания через внутренние водные пути 28
2.3. Государственный контроль судов смешанного плавания во внутренних водных путях 31
Глава 3. Правовой режим судна смешанного плавания в международных водах 35
3.1. Требования к судам смешанного типа для судоходства в международных водах 35
3.2. Правовой режим судна смешанного плавания в морских водах 39
3.3. Таможенный режим судна смешанного плавания в порту 46
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65
Правовые особенности данного вида мирного прохода проявляются в следующем:
1) он носит региональный характер;
2) основывается на соглашениях прибрежных государств;
3) понятие мирный проход является более узким, чем судоходство,
включающее в себя перевозки, буксировки, промысел, исследования и пр.
Существует пять видов мирного прохода. При любом виде мирного прохода судну запрещено заниматься какой-либо деятельностью, кроме спасания людей.
Мирный проход через территориальное море унифицирован в
единой конвенции, а мирный проход по внутренним водным путям регулируется региональными международными договорами и/или односторонними заявлениями государств.
Применительно к открытым внутренним водным путям существует принцип свободы судоходства. Принцип свободы судоходства по внутренним водным путям не имеет всеобщего характера в отличие от принципа свободы судоходства в море.
Ограничения на доступ иностранных судов смешанного плавания в морские и речные порты устанавливаются правительствами прибрежных государств или администрациями портов.
Судоходство по пограничным рекам регулируется двусторонними договорами, а по интернациональным река - двух и многосторонними договорами и односторонними актами государств.
Отдельный блок вопросов формирует проблема транзита по внутренним водам России судов стран СНГ. Так например проход судов каспийских стран по внутренним водам России регламентируется ежегодными постановлениями правительства РФ на всю навигацию (где точно указанно число проходов, названия судов, общие параметры грузов). Главная особенность режима - одно судно может пройти на Каспий, и вернутся обратно в Черное море на место постоянной работы только один раз. Стоимость одного прохода по каналу (в одну сторону) порядка $20-25 тыс. Российские компании платят за проход по каналу $5-$6 тыс. Перевозят в основном зерновые; лес; ГСМ; насыпные грузы.
В международном праве используется только понятие «внутренние воды» (ст. 8 Конвенции 1982 г.), в то время как в российском законодательстве наряду с ним используется и понятие «внутренние морские воды» (ст. 6 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г.).
Это разграничение продиктовано тем, что если морскими путями наряду с российскими судами, могут пользоваться, как правило, и иностранные суда (например, для захода или выхода из порта), то внутренние водные пути открыты исключительно для судов под российским флагом. Для захода и плавания по внутренним водам иностранным судам в каждом случае требуется разрешение Правительства РФ.
В соответствии с международным правом его ширина не может превышать 12 морских миль, отсчитываемых от исходных береговых линий в сторону открытого моря. Основу международно-правового режима территориального моря составляет право мирного прохода всех иностранных судов через территориальное море. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (п. 1 ст. 18). Речь идет о любом районе территориального моря.
Ограничение прохода судов может иметь место лишь в некоторых случаях, установленных конвенцией. Так, прибрежное государство вправе потребовать от иностранных судов, пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения, которые оно может установить или предписать в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства (ст. 22).
Из этого положения следует, что данное ограничение относится только к тем районам территориального моря, где установлены соответствующие коридоры и схемы разделения движения, а в других его частях в полной мере действует общее право мирного прохода. В большей степени данное ограничение относится к танкерам и судам, перевозящим ядерные и другие опасные вещества. Для таких судов может быть выдвинуто требование следовать только по установленным морским коридорам (п. 2 ст. 2). Однако прибрежное государство не вправе вообще лишать такие суда права мирного прохода, мотивируя это тем, что таких коридоров им не установлено.
Контроль - это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы международных перевозок, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности в тот или иной момент времени.
Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.
Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей системы международных перевозок. Конкретные задачи и методы контроля производны от обстановки.[23]
Система контроля судов смешанного плавания во внутренних водных путях, осуществляет функции по контролю и надзору:
1) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
i) о торговом мореплавании;
ii) о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
iii) о порядке осуществления перевозок (транспортный контроль);
iv) о безопасности движения и эксплуатации судов, а также промышленной безопасности на водном транспорте;
v) об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации судов смешанного (река-море) плавания;
2) осуществляет в установленном порядке:
i) принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок;
ii) присвоение рейсам судов смешанного (река-море) плавания при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;
iii) участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования, используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
iv) контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти членов ТС в установленной сфере деятельности. [24]
Органы система контроля судов смешанного плавания во внутренних водных путях с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
2) организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;
3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органов системы контроля;
4) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Особое место в системе контроля судов смешанного плавания во внутренних водных путях занимает подсистема – «таможенный контроль».
Любое государство реализует систему функций по таможенному контролю, что устраняет неопределенность в принадлежности контрольных функции к числу функций государства. Таможенный контроль здесь трактуется как особые меры, применяемые в рамках системы контроля международных перевозок, в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность именно таможенные учреждения.
Такая формулировка позволяет отграничивать таможенный контроль от иных видов контроля судов смешанного плавания во внутренних водных путях и одновременно устанавливать их тесную взаимосвязь. Действительно, таможенные органы «предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. «ж», «л» ст.71 Конституции РФ)». [25]
При этом таможенный контроль обоснованно не отождествляется, не объединяется в обобщенную функцию с правоохранительной деятельностью таможенного органа.
В целях обеспечения или укрепления реальной связи между государством и судами, плавающими под его флагом, и для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов государство флага применяет положения, содержащиеся в Конвенции ООН об условиях регистрации судов 1986 г. «Судно» означает любое самоходное морское судно, используемое в международной морской торговле для перевозки грузов, пассажиров или того и другого. Каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. [26]
Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Суда плавают под флагом только одного государства. Ни одно судно не вносится одновременно в регистры судов двух или более государств. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации.
Государство флага имеет компетентную и полноценную национальную морскую администрацию, которая находится под его юрисдикцией и контролем.
Государство флага выполняет применимые международные правила и нормы, касающиеся, в частности, безопасности на море судов и лиц, находящихся на борту, и предотвращения загрязнения морской среды. Морская администрация государства флага обеспечивает: чтобы суда, плавающие под флагом такого государства, соблюдали его законы и правила, касающиеся регистрации судов, и применимые международные правила и нормы, касающиеся, в частности, безопасности судов и лиц, находящихся на борту, и предотвращения загрязнения морской среды; чтобы суда, плавающие под флагом такого государства, периодически проходили освидетельствование его уполномоченными инспекторами в целях обеспечения соблюдения применимых международных правил и норм; чтобы суда, плавающие под флагом такого государства, имели на борту документы, в частности документы, подтверждающие право плавать под его флагом, и другие действительные соответствующие документы, включая те, которые требуются международными конвенциями, участником которых является данное государство регистрации; чтобы собственники судов, плавающих под флагом такого государства, соблюдали принципы регистрации судов в соответствии с законами и правилами такого государства и положениями Конвенции. Государство регистрации включает в свой регистр судов, в частности, информацию, касающуюся судна и его собственника или собственников.
Государство регистрации выдает документацию, свидетельствующую о регистрации судна. Регистры судов должны быть доступны лицам, имеющим законный интерес в получении содержащейся в них информации, в соответствии с законами и правилами государства флага. Государство должно обеспечить, чтобы суда, плавающие под его флагом, располагали документацией, включающей информацию о личности собственника или собственников, оператора или операторов, либо лица или лиц, ответственных за эксплуатацию таких судов, и предоставляли подобную информацию властям государства порта. Судовые журналы должны вестись на всех судах и храниться в течение разумного периода времени независимо от какого-либо изменения названия судна, и должны предоставляться для контроля и снятия копий лицами, имеющими законный интерес в получении такой информации, в соответствии с законами и правилами государства флага. Государство принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы суда, заносимые им в свой регистр судов, имели собственников или операторов, которых можно было бы идентифицировать соответствующим образом для целей обеспечения их полной подотчетности. Государство флага предусматривает в своих законах и правилах положения о собственности на суда, плавающие под его флагом. Государство регистрации в соответствии со своими законами может разрешить лицам, имеющим другое гражданство, работать на судах, плавающих под его флагом.