Понятие и сущность образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования.
Прежде необходимо дать определение термина «образовательная услуга», кратко обозначить сущность понятий «услуга» и «образование». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность образовательных услуг……………………………. 6
2. Методы ценообразования на образовательные услуги………………….. 8
2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения …………………… 8
2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги…. 12
2.3 Метод «ощущаемой ценности»………………………………………. 17
2.4 Методы, ориентированные на конкурентов ………………………. 20
3. Использование затратного метода ценообразования для определения цены обучения и точки безубыточности……………………………………
22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованных источников………………………………………... 28

Работа содержит 1 файл

образовательные услуги курсовая 1.1.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

(с 193-194)-                            [8]

12. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 01.11.2002г. № 242/48 «Об утверждении Положения о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования» в редакции Постановления Минэкономики и Минобразования № 138/50 от 17.08.2009г.

13. Закон Республики Беларусь «О ценобразовании» от 26.04.1999г.

14. Положение о порядке форимирования и применение цен и тарифов. Утв.постановление Министерства экономики № 43 от 22.04.99г.

15. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь № 285 от 19.05.99г.

16. Методические указания по составу затрат и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86.

17. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Утв.Министерством экономики Республики Беларусь от 26.01.1998г. №19-12/397.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоит учитывать, что рынок образовательных услуг в Беларуси молод, недостаточно развит, с явным перевесом государственного сектора.  Это связано с тем, что в системе высшего образование доля негосударственных учебных заведений мала, так же как и количество обучающихся в этих учреждениях. Всего 10 из 55 высших учебных заведений негосударственной собственности. Необходимо учитывать и специфику учебных заведений. В своем большинстве негосударственные учреждения предлагают крайне узкий перечень специальностей, ограничиваясь экономическим и юридическим направлением, отдельными специальностями в области искусства, философских и психологических наук. Одновременно можно констатировать высокий спрос среди населения, что подтверждают данные о растущем с каждым годом количестве поступающих.

 

 

Согласно представлениям восходящим еще к теории планового хозяйства и хозяйственного расчета вся работа системы высшего образования производится, по сути, в кредит, а цена товара «молодой специалист» должна определяться в отрасли его потребления, например в промышленности. Поэтому промышленные предприятия должны оплачивать системе высшего образования расходы по подготовке молодых специалистов.

 

 

Сделать приложением!!!

 

(пример  1)

     Пример 1

     Данные для расчета:

     среднегодовая численность, чел.:

     - студентов дневного отделения - 5100;

     - студентов заочного отделения - 500;

     - слушателей подготовительного отделения - 30 ;

     -   слушателей   подготовительного   отделения   заочной  формы

обучения - 3;

     - докторантов - 2;

     - аспирантов - 69;

     - аспирантов без отрыва от производства - 12.

     Итого:

    

Экономическое обоснование:

 

Код расходов

Наименование статей затрат

Сумма тыс. руб.

1.10.01.00

Заработная плата                         

 

1.10.02.00

Начисления на заработную плату           

 

1.10.03.00

Приобретение предметов снабжения и        расходных материалов 

 

в том числе:

1.10.03.01

канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей 

 

1.10.03.03

мягкий инвентарь и обмундирование        

 

1.10.03.04

продукты питания (спецпитание)

 

1.10.03.05

прочие расходные материалы и предметы снабжения

 

1.10.04.00

Командировки и служебные разъезды   

 

1.10.05.00

Оплата транспортных услуг 

 

1.10.06.00

Оплата услуг связи             

 

1.10.07.00

Оплата коммунальных услуг

 

в том числе:

1.10.07.01

потребления тепловой энергии

 

1.10.07.02

потребления газа

 

1.10.07.03

потребления электрической энергии

 

1.10.07.04

прочих коммунальных услуг

 

1.10.10.00

Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг

 

в том числе:

1.10.10.02

текущего ремонта оборудования и инвентаря

 

1.10.10.03

текущего ремонта зданий и помещений      

 

1.10.10.05

текущего содержания сооружений благоустройства

 

1.10.10.08

прочие текущие расходы (в том числе 0,5% в фонд содействия занятости)    

 

Итого текущих расходов:

2.40.00.00

Капитальные вложения в основные фонды    

 

Всего:

 

 

     Стоимость     обучения     одного     студента    в    год    -

∑ (тыс.руб.) / g (чел.) = h (руб.)

     Стоимость   обучения   одного   студента-заочника   в   год   -

h (руб.) * 40% = j (руб.)

     Расчет      стоимости     обучения     составляет     начальник планово-финансового отдела и утверждает ректор.

 

и  стоимости обучения на двухнедельных подготовительных курсах (пример 2).

Данные для расчета:

количество обучающихся человек;

количество групп.

 

Экономическое обоснование:

 

Код расходов

Наименование статей затрат

Расчет статей затрат

Сумма в руб.

1.10.01.00

Заработная плата:

 

 

 

1. Оплата за проведение занятий

преподавателями:

(36 ч * 38 недели * 41 количество групп (с учетом подгруппы)) * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

1696101120

 

 

2. Оплата за проверку письменных работ     

преподавателями:

(1230 Количество обучающихся чел.* 35 количество заданий *  0,25 ч. время выделяемое на проверку одной работы) * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

325458000

 

 

 

3. Оплата за подготовку преподавателями

материалов к экзаменам:

(4 ч. время выделяемое на подготовку материалов к экзаменам * 41 количество групп * 7 количество экзаменов)  * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

34715520

 

 

4. Проведение индивидуальных консультаций:

1230 количество обучающихся человек * 1 ч.* 5 количество дисциплин * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

185976000

 

 

5. Проведение консультаций перед экзаменами:

(2 ч. время отведенное на консультацию * 41 количество групп) * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

2479680

 

 

6. Проведение экзаменов:

(4 ч. время отведенное на проведение экзаменов * 41 количество групп * 7 количество) * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

34715520

 

 

7. Проверка экзаменационных работ:

(1230 количество обучающихся человек * 7 количество экзаменационных дисциплин * 0,3 ч время выделяемое на проверку одной работы ) * 30240 часовая ставка зарплаты преподавателя

78109920

 

 

9. Зарплата административно-управленческого

персонала (согласно штатному расписанию):

 

 

848050560

 

Итого:

 

 

3205606320

 

 

 

Код расходов

Наименование статей затрат

Сумма тыс. руб.

1.10.02.00

Начисления на заработную плату               

1121962212

1.10.03.00

Приобретение предметов снабжения и расходных 

материалов

 

 

в том числе:

1.10.03.01

 

канцелярских принадлежностей, материалов и   

предметов для текущих хозяйственных целей    

7750490

 

1.10.03.03

мягкий инвентарь и обмундирование        

40370100

1.10.03.04

продукты питания (спецпитание)

11312000

1.10.03.05

прочих расходных материалов и предметов

снабжения

9906200

 

1.10.04.00

Командировки и служебные разъезды   

13603220

 

1.10.05.00

Оплата транспортных услуг 

52555000

 

1.10.06.00

Оплата услуг связи                           

10817600

 

1.10.07.00

Оплата коммунальных услуг                    

1075429160

 

1.10.10.00

Прочие текущие расходы на закупку товаров и  

оплату услуг                                 

312017800

 

Итого текущих расходов:                       

 

2.40.00.00

Капитальные вложения в основные фонды        

725613000

 

Всего:    

 

3 381 336 782

 

 

Стоимость обучения  одного слушателя подготовительных курсов =

= ∑' (тыс.руб.) / количество обучающихся человек 5355238,294

В данном расчете расходы по статье «Заработная плата» определены исходя из норм учебной нагрузки при выполнении определенных видов работ и ставок почасовой оплаты труда.

 

 

 

Стоит учитывать, что рынок образовательных услуг в Беларуси молод, недостаточно развит, с явным перевесом государственного сектора. Это связано с тем, что в системе высшего образование доля негосударственных учебных заведений мала, так же как и количество обучающихся в этих учреждениях. Всего 10 из 55 высших учебных заведений негосударственной собственности. Необходимо учитывать и специфику учебных заведений. В своем большинстве негосударственные учреждения предлагают крайне узкий перечень специальностей, ограничиваясь экономическим и юридическим направлением, отдельными специальностями в области искусства, философских и психологических наук. Одновременно можно констатировать высокий спрос среди населения, что подтверждают данные о растущем с каждым годом количестве поступающих.

 

 

Среди методов по достижению целей самым доступным является метод начисления наценки на среднюю себестоимость услуг. Этим методом пользуются все вузы. Его легко рассчитать как модель "затраты плюс прибыль". Особенно им часто пользуются экономисты, так как просто посчитать свои расходы и сделать наценку. Его можно считать универсальным, если нет серьезной ценовой конкуренции и если есть уверенность, что покупатели заплатят именно эту сумму денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На характер и размер расходов в негосударственных высших учебных заведениях оказывают влияние такие факторы как:

- количество часов по учебному плану в соответствие с ГОСами;

- квалификация привлекаемых преподавателей;

- количество студентов в группе;

- формы обучения;

- сроки обучения и др.

В процессе идентификации, учета и группировки затраты образовательного учреждения можно классифицировать по различным признакам (Таблица 1.).

 

Таблица 1.

Классификация затрат образовательного учреждения

 

Признаки классификации

Виды затрат

По видам деятельности             

 

- от образовательной деятельности

- от предпринимательской деятельности 

По экономическому содержанию

- по элементам

- по статьям калькуляции

По отношению к основной деятельности учреждения

- основные затраты

- накладные затраты

По возможности планирования             

- планируемые затраты

- непланируемые затраты

По способу включения в себестоимость образовательных услуг

- прямые затраты

- косвенные затраты

По отношению к объему оказываемых услуг

- условно-переменные затраты

- условно-постоянные затраты

 

Информация о работе Понятие и сущность образовательных услуг