Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа
Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования.
Прежде необходимо дать определение термина «образовательная услуга», кратко обозначить сущность понятий «услуга» и «образование». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность образовательных услуг……………………………. 6
2. Методы ценообразования на образовательные услуги………………….. 8
2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения …………………… 8
2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги…. 12
2.3 Метод «ощущаемой ценности»………………………………………. 17
2.4 Методы, ориентированные на конкурентов ………………………. 20
3. Использование затратного метода ценообразования для определения цены обучения и точки безубыточности……………………………………
22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованных источников………………………………………... 28
Исследуемые учебные заведения:
- Институт предпринимательства и парламентаризма;
- Академия управления при Президенте РБ;
- Белорусский государственный университет;
- Белорусский государственный экономический университет;
- Минский институт управления
Сопоставим цены на образовательные услуги в высших учебных заведениях по специальности экономика и управление предприятий.
Рисунок 5 – Сопоставительный анализ цен на обучение в ВУЗах
На основании данных рис. 5 о ценах по специальности в различных учебных заведениях получим среднюю цену 4038800 белорусских рублей. Учитывая существование устойчивого спроса на данную образовательную программу, наличие существенной ценовой эластичности спроса, проиллюстрируем процедуру затратного ценообразования на примере одной группы учащихся.
Расчет цены обучения одного слушателя затратным методом.
Исходные данные:
численность контингента обучаемых — 30 человек;
средняя ставка почасовой оплаты труда — 12240 руб./час;
общий объем часов учебной работы — 1560 (560 часов аудиторных занятий и 1000 часов индивидуальной работы).
Наименование статьи расходов | Коэффициент | Расчет затрат | Затраты, руб. |
Заработная плата ППС |
| 1560 * 12240 | 19094400
|
Оплата труда учебно-вспомогательного персонала | dy = 0,15 | 19094400 * 0,15 | 2864160
|
Оплата труда административно управленческого персонала и прочего персонала | da = 0,10 | 19094400 * 0,10 | 1909440
|
Общий фонд оплаты труда с начислениями | Kн = 1,34
| (19094400+2864160+190944)* *1,34
| 31983120
|
Прямые затраты на реализацию образовательной программы | Кп = 0,7 | 19094400 * 0,7
| 13366080
|
Затраты на содержание вуза | Кв = 3 | 1909440 * 3
| 57283200 |
Всего затрат |
| 31983120+13366080+57283200
| 102632400 |
Себестоимость обучения одного слушателя |
| 102632400/30
| 3421080 |
Цена обучения | P = 0,5 | 102632400+0,5*1909440/30 | 3739320 |
Так как единая расчетная база — фонд оплаты труда ППС — складывается из двух составляющих: постоянной (оплата аудиторных занятий) и переменной (оплата индивидуальной работы со слушателями), то и общие затраты на реализацию данной образовательной программы имеют постоянную и переменную компоненты, пропорциональные соответствующему объему часов, т.е.
36842400 + 2193000n
где n — количество слушателей.
Тогда точка безубыточности no находится из соотношения:
36842400 + 2193000n =4038800n
n=20
Соответственно двадцати студентов достаточно для работы вуза, прием свыше этого количества будет приносить прибыль. Этот расчет может быть проиллюстрирован графиком, приведенным на рис. 6.
Доходы/затраты
мил. руб.
110
102,632
100 Переменные затраты
90
80 А точка
безубыточности
70
60
50
40
36,84
30 Постоянные затраты
20
10 количество слушателей
0
10 20 30
Рисунок 6 - Расчет точки безубыточности образовательной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Затрудненность количественного определения степени влияния многих факторов мешает созданию четкой формулы, по которой можно было бы определить рыночную цену образовательных услуг. Однако уже само выявление определяющих ее факторов дает хороший шанс конкретным субъектам рынка образовательных услуг (личностям, предприятиям, образовательным учреждениям и органам государственного управления) видеть и использовать те рычаги, с помощью которых возможно оптимальное сближение их позиций в этом вопросе. А это и есть возможность фактически управлять ситуацией, осваивать конъюнктуру рынка.
Применение метода «ощущаемой ценности» на рынке образовательных услуг связано с рядом трудностей: потенциальные потребители не могут в большинстве случаев объективно оценить полезность образовательной услуги в силу специфических особенностей последней — невещественности, непостоянства качества. Наконец, недостаточные информированность и квалификация потребителей — также серьезные причины их необъективных оценок возможной цены образовательных услуг.
В условиях недостаточной компетенции потребителей зачастую достаточно выраженно проявляется эффект «оценки качества через цену», т.е. потребитель свое суждение о заключении или незаключении договорных отношений с вузом формирует на основе уровня цены на образовательные услуги (дорого — хорошо; дешево — плохо). Чрезвычайно важным в подобной ситуации является имидж высшего учебного заведения, его престижность в регионе.
Практика ценообразования, используемая в реальной деятельности, все еще не соответствует маркетинговому подходу. Потребители, целевая аудитория, клиенты (студенты) не становятся главным ориентиром в стратегическом планировании деятельности вузов. Руководители уверены, что их образовательные услуги высокого качества и главным препятствием к успеху по их распространению является невежество, низкая культура потребителей и клиентов. Маркетинговые исследования чаще игнорируются, и цель маркетинга рассматривается исключительно, как стимулирование сбыта. Высшее руководство вуза и линейные руководители учебных структур до сих пор уверены, что у них без всякой рекламы все идет хорошо, ничего менять не надо. Приходится констатировать, что маркетинговая стратегия еще не востребована в вузе в должной мере.
Среди методов по определению цены образовательной услуги самым доступным является метод начисления наценки на среднюю себестоимость услуг. Этим методом пользуются многие вузы. Его легко рассчитать как модель «затраты плюс прибыль». Данный алгоритм может быть использован как государственными, так и негосударственными вузами, а также другими хозяйствующими субъектами, реализующими свои образовательные услуги. Его можно считать универсальным, если нет серьезной ценовой конкуренции и если есть уверенность, что покупатели заплатят именно эту сумму денег.
В силу молодости и недостаточного развития, рынок образовательных услуг Беларуси характеризуется низкой конкуренцией. Из 55 высших учебных заведений всего 10 негосударственной собственности, в которых обучается не более 15% общего числа студентов. Крайне узкий перечень специальностей предлагаемых частными образовательными учреждениями, ограниченный экономическим и юридическим направлениями, отдельными специальностями в области искусства, философских и психологических наук. Высокий рейтинг, большой опыт, существенные наработки, обеспеченность квалифицированными кадрами, а так же государственная поддержка государственных высших учебных заведений не способствуют развитию конкурентной борьбы на рыке образовательных услуг. В тоже время можно констатировать высокий спрос среди населения на услуги высшего образования, что подтверждают данные о растущем с каждым годом количестве поступающих в высшие учебные учреждения.
Стимулируя самофинсирование и предпринимательскую деятельность, закрепленную законодательно, государство, тем не менее, сохраняет контроль над доходами и источниками финансирования. В соответствии с социальной политикой РБ плата за обучение вузе, в сравнении с постсоциалистическими республиками, остается относительно низкой. По данным министра образования платное образование дотируется из бюджета в среднем на 30%. Это означает, что плата частных лиц не покрывает расходов государственных вузов, что вынуждает их увеличивать прием студентов, не всегда считаясь с реальными потребностями рынка труда, своей материально-технической базой, обеспеченностью преподавательскими кадрами.
Следовательно, увеличение набора на платное обучение не повышает прибыль вузов, но существенно снижает качество образования, что, несомненно, вызывает опасения. В условиях финансового кризиса перспективы материального обеспечения высшей школы РБ становятся еще более туманными. Снижение бюджетов на научные проекты, внеплановые и дополнительные премии, ремонтные и ремонтно-восстановительные расходы, стипендии и другие выплаты в высших и средние специальные учебные заведения., главным образом, негативно сказываются на административно-хозяйственном персонале.
Развитие системы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом, с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. Даже в том случае, когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущий специалист. Ориентируясь на имеющуюся информацию о престижности разного рода профессий, а также исходя из собственных предпочтений и интересов, абитуриенты и их родители платят за образование как за мечту о лучшем будущем и надежду на получение перспективной специальности.
Разумеется, в таких условиях вуз должен предлагать студенту как реальному потребителю вполне качественный и полноценный товар, а именно современную образовательную программу и диплом о получении перспективной специальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Программа развития платных образовательных услуг на 2006 – 2010 годы. Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2006г. № 53
2. Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-ХII «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 3.10.2002г. № 1376 «Об утверждении Перечня платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования» (с изменениями и дополнениями)
4. Ф. Котлер, Г. Армстронг Основы маркетинга 9-е издание - Москва-Питер-Киев 2003; (c 36)- [1]
(с 528)- [2]
(с 540)- [3]
(с 543)- [4]
5. Журнал "Маркетинг в России и за рубежом" № 3, 2003
(с 11)- [5]
6. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998
(с 163)- [6]
7. Попов Е.Н., Евстигнеева Т.А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях / Под науч. ред. А.А.Воронина. (Экономика высшей школы: Обзор. информ./ НИИВШ; Вып.3). М., 1990.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. N 590 «О некоторых вопросах формирования стоимости обучения»
9. Указ Президента Республики Беларусь от 12.06.2006 г. № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы»
10. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: учебник для вузов. 3-е издание – СПб. Питер, 2000
(с 376-377)- [7]
11. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: - Интерпракс, 1995
Информация о работе Понятие и сущность образовательных услуг