Понятие и сущность образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования.
Прежде необходимо дать определение термина «образовательная услуга», кратко обозначить сущность понятий «услуга» и «образование». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность образовательных услуг……………………………. 6
2. Методы ценообразования на образовательные услуги………………….. 8
2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения …………………… 8
2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги…. 12
2.3 Метод «ощущаемой ценности»………………………………………. 17
2.4 Методы, ориентированные на конкурентов ………………………. 20
3. Использование затратного метода ценообразования для определения цены обучения и точки безубыточности……………………………………
22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованных источников………………………………………... 28

Работа содержит 1 файл

образовательные услуги курсовая 1.1.doc

— 383.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

3

1. Понятие и сущность образовательных услуг…………………………….

6

2. Методы ценообразования на образовательные услуги…………………..

8

     2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения ……………………

8

     2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги….

12

     2.3 Метод «ощущаемой ценности»……………………………………….

17

     2.4 Методы, ориентированные на конкурентов ……………………….

20

3. Использование затратного  метода  ценообразования для определения цены обучения и точки безубыточности……………………………………

 

22

Заключение…………………………………………………………………….

25

Список использованных источников………………………………………...

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы объем образовательных услуг на платной основе значительно увеличился, что было предусмотрено программой развития платных образовательных услуг на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 53. Благодаря расширению предоставления услуг по: дополнительному дошкольному образованию и воспитанию; углубленному и повышенному уровню (сверх установленных учебными планами) изучения предметов, дисциплин, курсов; подготовке специалистов на уровне среднего специального образования в профессионально-технических колледжах; подготовке в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, лиц с присвоением квалификации рабочего и служащего, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе; получению на платной основе второго и последующего высшего образования; подготовке специалистов для отраслей экономики, использующих новые и высокие технологии; повышению квалификации и переподготовке кадров (планируется организовать в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении повышение квалификации и переподготовку кадров); подготовке специалистов для зарубежных стран намечалось увеличить объем платных образовательных услуг населению за пятилетие в 1,4–1,5 раза. Согласно программы целью развития платных образовательных услуг является создание условий для получения качественного воспитания и образования, удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения в образовательных услугах и обеспечение их доступности. Неудивительно, что платные образовательные услуги в государственных образовательных заведениях являются основным видом предпринимательской деятельности. Размер получаемых внебюджетных средств от обучения в некоторых вузах достигает 50% от объема финансирования за счет бюджетных средств. В связи с этим важную роль играют вопросы ценообразования на платные образовательные услуги, регистрации цен на них и налогообложения полученных средств.

Стоит учитывать, что образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления.

Следует отметить, что негосударственные образовательные учреждения в Беларуси не заменяют, а, скорее, дополняют государственную систему образования в решении проблем построения личностно - ориентированных моделей обучения.

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29.10.1991 № 1202-ХII «Об образовании» (с  изменениями  и дополнениями) учебные заведения, финансируемые из средств республиканского бюджета, могут осуществлять прием лиц на платное обучение сверх доведенных контрольных цифр приема при условии соблюдения в указанных учреждениях норм и правил, предъявляемых к организации учебного процесса. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь 3 октября 2002 г. № 1376 «Об утверждении Перечня платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования» (с изменениями и дополнениями) перечень платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования, выглядит следующим:

1. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием, магистров, научных работников высшей квалификации, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе.

2. Подготовка специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, а также подготовка по отдельным сертифицированным курсам высшего образования сверх учебного плана.

3. Переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе.

4. Дополнительное (сверх установленных учебными планами часов) обучение по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), курсам*.

5. Изучение (сверх установленных учебными планами) дополнительных учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин), курсов*.

6. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих (служащих), кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе.

7. Подготовка на подготовительных курсах, подготовительных отделениях, факультетах довузовской подготовки для поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального образования, и высшие учебные заведения.

8. Организация итоговой аттестации для лиц, не сдавших государственные экзамены или не защитивших дипломный проект в установленные учебным планом сроки.

9. Организация текущей аттестации для лиц, не сдавших экзамены, зачеты, не прошедших иные формы контроля результатов учебной деятельности, предусмотренные учебными планами и учебными программами, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, высших учебных заведениях, учреждениях образования (подразделениях учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.

 

 

 

10. Дополнительная подготовка (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе*, воспитание и обучение на дому по программе дошкольного образования.

11. Проведение занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования*.

12. Подготовка моделей (демонстраторов одежды).

13. Репетиторство (консультативные услуги) по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), курсам.

При этом платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета), и их оказание не должно наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение обязано оказывать бесплатно для населения.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. В связи с обширностью структуры образовательных учреждений, а так же схожему набору характеристик, хотел бы в данной работе раскрыть тему на примере учреждений высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования.

Прежде необходимо дать определение термина «образовательная услуга», кратко обозначить сущность понятий «услуга» и «образование». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В соответствии с Законом РБ «Об образовании» Статья 2. Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [1]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ.

1)     Неосязаемость.

2)     Неотделимость от источника.

3)     Несохраняемость.

4)     Непостоянство качества.

Неосязаемость образовательных услуг не позволяет ощутить весь объем полученных знаний без практического применения. Это качество уникально. Важным следствием неосязаемости является то, что для большей части услуг результат приобретения услуги не подразумевает право собственности на нее.

Нематериальный характер  образовательных услуг означает, что их невозможно: увидеть, попробовать, транспортировать, хранить или изучать до момента их получения.

Для укрепления доверия абитуриентов, родителей, общественности организация, предоставляющая образовательные услуги может: по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности (брошюры, каталоги, сайты в Интернете и др.), подчеркивать значимость своей услуги; привлекать внимание получателей образовательной услуги к получаемой выгоде образования в данном образовательном учреждении (глубина знаний, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, востребованность выпускников на рынке труда и т.д.).

Неотделимость от источника образовательных услуг проявляется в том, что знания, которые дает учитель (преподаватель), дается и воспринимается одновременно.

Второй формой неотделимости от источника является неотделимость получателя знаний от процесса предоставления услуги, получатель знаний должен присутствовать при создании услуги.

С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны.

Многие образовательные услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Учащийся, студент, слушатель не просто потребляет образовательную услугу, он подключается к ее производству. Участие потребителя в сфере образовательных услуг означает, что производитель услуг должен заботиться о том, какой объем образовательных услуг оказывается, каким образом (очно, заочно, дистанционно), и каково качество этих услуг.

Несохраняемость образовательных услуг проявляется в том, что они  одновременно производятся и потребляются, и не подлежат инвентаризации. Но это не значит, что знания не устаревают, ведь наука не стоит на месте. Поэтому  потребитель образовательных услуг в праве требовать соответствия их велению времени.

Образовательную услугу невозможно произвести впрок или складировать. Она возникает непосредственно в процессе взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг.

Необходимо постоянное изучение спроса потребительского рынка образовательных услуг, введение системы предварительных заказов на дополнительные образовательные услуги.

Непостоянство качества образовательных услуг зависит от людей, взаимодействующих в процессе предоставления и получения услуги. С одной стороны, это означает, что даже если один и тот же человек (учитель, преподаватель) оказывает услугу нескольким потребителям образовательных услуг (учащиеся, студенты, слушатели курсов) абсолютно одним и тем же способом, у разных потребителей может быть разное восприятие того, что они получили, а следовательно, они будут испытывать различные чувства по поводу удовлетворения своей потребности. С другой стороны, человек, оказывая одну и ту же услугу, может варьировать  свои действия при каждом отдельном ее исполнении. Важную роль в этом играет его физическое и психологическое состояние, которое не может быть одинаковым каждый день.

Для повышения качества образовательных услуг необходимо не только соблюдение государственных стандартов образования, базисных планов, программ, но и разработка собственной политики контроля над качеством предоставляемых образовательных услуг, разработка фирменного стиля организации: название организации, логотип, проведение систематического обучения профессорско-преподавательского состава для повышения его профессионального уровня и качества образовательных услуг.

2. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения

Правильное определение объекта сделки (образовательной услуги как товара) позволяет найти точку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. «Ключевую роль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая в систематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведения до потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играет вопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные в экономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создают хорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегии конкретного учебного заведения.»[2]

Информация о работе Понятие и сущность образовательных услуг