Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1
1.1
РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма
6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма
16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
23
2.1
Европейские направления выездного международного туризма в РФ
25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3
3.1
ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации
53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
сформировали
следующие особенности
Особенности туристического спроса существенно воздействуют на туристический бизнес как Ростова, так и области.
Прежде всего, стоит отметить, что в 2004 году в Ростовской области зарегистрировано около 250 туристических фирм, из которых почти 180 функционируют в Ростове. Туристический рынок областного центра не только является самым емким на юге России (в силу, сравнительно высокого уровня жизни горожан, концентрации в городе слоя состоятельных клиентов – активных потребителей туристического продукта, большей информированности городского населения), но и предлагающим максимально комфортные для ведения выездной туроператорской деятельности условия. Так, в Ростове есть международный аэропорт и базируется крупнейшая на юге России авиакомпания «Дон-Авиа», что позволяет организацию как регулярных, так и чартерных программ на зарубежные и даже отечественные курорты (в планах авиакомпании организовывать чартер даже в Сочи в течение всего летнего сезона-2004). В городе созданы условия для эффективного продвижения туристического продукта – инфраструктура наружной рекламы, рекламы в СМИ, PR- мероприятий и средств стимулирования сбыта. Ростов-на-Дону – крупнейший центр деловой активности страны – довольно часто становится местом проведения туристических выставок, что привлекает внимание к городу даже со стороны крупнейших московских и иностранных туроператоров. Эти и многие другие объективные факторы за последние 15 лет превратили Ростов в крупнейший центр выездного туризма России.
Основные туроператоры – игроки выездных направлений рынка города в среднем имеют 3-7 летний возраст (что типично для российского турбизнеса). Анализ их предложений позволяет сделать следующие выводы.
В летний период времени все ведущие туроператоры города, в основном, предлагают зарубежные программы, основанные на чартерных перевозках. При этом на шаттл-чартере базируются программы в Мармарис (периодичность 10 дней), Анталию (вылеты от еженедельных в мае-июне до трех раз в неделю – в июле-августе), Милос (Турция) (раз в 10 дней), Варну (Болгария) (периодичность 14 дней), Форли (Италия) (периодичность раз в неделю).15 Перечисленные программы (кроме итальянской) стартуют в мае (Варна – в середине июня) и заканчиваются в конце сентября. По форме перевозки данные направления чартерные. При этом заказчиком выступает пул туроператоров (основные девять игроков – туроператоры «Розовый слон», «Семь чудес света», «Ростов-тур», «Спутник», «Маслины с жемчугом», «Юрта», «Росинтур», «Альбион» и альянс туроператоров «Клуб путешественников» с блоками мест на бортах от 10 до 35), только в одном случае – чартер на Милос (курорты Бодрум, Мармарис в Турции)- заказчиком выступает один туроператор «Розовый слон», а исполнитель – «Дон-Авиа» с бортами Боинг-737 вместимостью до 160 человек.
В ассортименте туров и по доле в продажах преобладают отели категории ****, ***** - для Турции (ценовой порог – 450 долларов США за неделю), категории **, *** - для Европы (аналогичный ценовой порог с учетом стоимости въездной визы). Организация наземного обслуживания в большинстве случаев строится на взаимоотношениях с принимающими турецкими туроператорами, наиболее востребованные из них в Ростове – постоянные участники региональных выставок – «Трек-тревел», «Детур», «Одеон», «Коралл». Хотя по непроверенным данным, крупнейший оператор региона – «Розовый слон» - осуществляет рисковые схемы сотрудничества (комитмент) с турецкими отелями категорий ****, *****.
Отдельно в отношении летнего сезона 2003 можно отметить запланированные, но не состоявшиеся программы в Хорватию, Тунис и Испанию. В первом и втором случае среди причин срыва программ можно выделить малую известность направлений на ростовском рынке, а также чрезмерную амбициозность организаторов, не обладающих эффективной агентской сетью ни в городе, ни в регионах. В случае с Испанией причиной отмены полетов можно считать ужесточение с мая визового режима этой страны в связи со сменой посла.
Среди внутренних направлений выездного туризма традиционно популярным остается отдых на Черноморском побережье Краснодарского края. Несколько туроператоров уже много лет подряд приобретают блоки мест в черноморских здравницах, начиная от комфортабельных пансионатов и отелей (блоки мест компании «Росинтур» в «Весне», «Черноморце», «Дагомысе»), заканчивая частными отелями («Одиссея», «Южный Дилижанс», «Донира», «Круиз») и базами отдыха («Альбион», «Русский вояж»). Еженедельно более семи автобусов (компаний «Одиссея», «Круиз», «Южный дилижанс», «Альбион» и т.д.) вывозили ростовчан на популярные туры выходного дня на Черном море (низкий сегмент, ценовой порог – 900 рублей).
По результатам прошлого года росла популярность Абхазии, хотя спецификой работы ростовских туроператоров («Россиянка», «Альбион») остается выкуп блоков мест только в небольших и недорогих частных отелях республики, сотрудничество с крупнейшими абхазскими принимающими «Аква-Абазой» и «Русалтуром» и организация челночного автобуса Ростов-Гагра- Пицунда.
Туроперейтинг
осуществлялся также в
В направлении популярных курортов Кавказских Минеральных Вод, Крыма, дорогих средств размещения курортов Черноморского побережья, познавательных центров России как такового туроперейтинга не было, присутствовали часто агентские продажи с возможной докомплектацией пакетов (приобретение проездов, трансферов, модификация сроков поездки).
Зимний туристический сезон в области заметно менее активный. Среди зарубежных программ можно выделить лишь новогодние чартеры в Париж, Пловдив (Болгария), Улудаг (Турция), Шарм-эль-Шейх, Хургада (Египет), У-Тапао,. Бангкок (Таиланд), Куопио (Финляндия), организованные теми же туроператорами на условиях квотируемого или блочного сотрудничества с иностранными «meet-компаниями» со средним (от 440 долларов за неделю в Египет) и высоким (от 800 евро за неделю – в Париж и Куопио) ценовым порогом. Кроме новогодних праздников успешно реализовывались программы в Египет и Таиланд на осенние школьные каникулы, а также впервые в области – шубные туры в Грецию (компании «Круиз» и «Росинтур»)16.
В направлении российских курортов наблюдалось увеличение числа туроператоров, напрямую сотрудничающих с хотельерами Домбая («Донира», «Альбион», «Круиз») и Приэльбрусья («Одиссея», «Альбион»), сохранилась популярность автобусных туров выходного дня на горнолыжные курорты.
Среди современных тенденций
ростовского туристического
Что касается области, то туроперейтинг в классическом его понимании за пределами Ростова отсутствует. Лишь единичные турфирмы (например, «Антинор» из Таганрога, «МСТ –тур» - Волгодонск, «Круиз-Шахты») организовывали разовые групповые поездки в направлении российских черноморских и горнолыжных курортов (летом и зимой, соответственно), ориентируясь не на рисковое анонсирование группового тура, а на корпоративные заказы. Большинство туристических фирм районных центров выступали агентами, предлагая туры ростовских и центральных туроператоров, наиболее крупные агенты даже срабатывали с туроператорами на условиях оптового приобретения путевок, блоков мест или нежесткого квотирования.
Агентский сектор туристического рынка Ростова и области проявил те же тенденции, что и турфирмы остальных регионов страны. Среди них можно выделить стремление к увеличению доли рынка крупных агентств, довольно быстрое «вымывание» с рынка мелких фирм, ужесточение конкуренции (особенно по профилю массовых групповых направлений), но, не смотря на ужесточение условий деятельности, общее сокращение рентабельности и прибыльности агентинга, на рынок в 2003 году вышли около 20 новых субъектов (ушло более 30), что можно объяснить низкими входными барьерами как на ростовском, так и областном рынке.
В
заключении можно отметить, что в
отличие от более развитого и
емкого туристического рынка российских
столиц (в первую очередь Москвы),
ростовская турдеятельность пока не
подвержена таким явлениям как демпинг,
жесткая ценовая конкуренция, интенсивные
рекламные кампании. Причинами такого,
более равновесного состояния рынка региона
можно считать монополию регионального
авиаперевозчика, отсутствие у туроператоров
существенной финансовой поддержки, уверенное
лидерство на рынке туроператоров – старожилов.
Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от уровня развития экономики страны в целом.
В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
В ходе анализа постсоветской истории развития международного туризма России, можно сделать вывод, что в первую очередь интенсивно развивался выездной туризм как деятельность, не требующая капиталовложений с российской стороны в туристскую индустрию и создание туристского продукта. Этот вид туризма основан на продаже туристского продукта других стран в России, чему способствовал ряд значимых факторов: