Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1
1.1
РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма
6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма
16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
23
2.1
Европейские направления выездного международного туризма в РФ
25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3
3.1
ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации
53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 2 | |
Глава
1 1.1 |
РЫНОК ВЫЕЗДНОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Смысл и содержание
рыночных отношений в сфере |
6 |
1.2 | Спрос на рынке выездного международного туризма | 7 |
1.3 | Предложение на туристическом рынке | 13 |
1.4 | Модели эффективного
взаимодействия на рынке выездного
международного туризма |
16 |
ГЛАВА 2 | СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА |
23 |
2.1 | Европейские
направления выездного
|
25 |
2.2 | Азиатские направления российского выездного туризма | 43 |
ГЛАВА
3 3.1 |
ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА
И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации |
53 |
3.2 | Возможные перспективы развития национального выездного туризма | 62 |
3.3 | Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области | 66 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 74 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 78 |
ВВЕДЕНИЕ
ХХ столетие ознаменовалось феноменальным развитием международного туризма, не только повсеместным распространением и глобализацией мировой туристской индустрии, но и включением России в участие в международных туристических потоках, и как страны реципиента, и как страны туристского донора. Современному туристическому рынку нашей страны чуть более 20 лет, однако, за этот небольшой период практически полностью оформлена нормативно-правовая база отечественного туризма, сформировались крупные национальные туристические операторы и агентские сети, расширены формы взаимоотношений туристических предприятий и отечественных и иностранных поставщиков туристических услуг, модернизированы технологии маркетинговых исследований туристического рынка, личных продаж, ценообразования.
Особенно стремительно развивался сегмент российского выездного туризма, что определялось, прежде всего, колоссальным отложенным спросом на иностранный туристический продукт, накопившимся за советский период российской истории. В настоящее время размер выездного туристического потока (около 12 миллионов человек в год) почти в четыре раза превосходит аналогичный показатель въездного туризма, не уступает по темпам роста внутренним перемещениям россиян.
Отдельным ученым туризмологам и экономистам1 данные статистические показатели внушают определенные опасения, связанные с ростом вывозимых в результате развития выездного туризма валютных сбережений россиян, с застоем национальной туристической индустрии, ухудшением торгового баланса России и т.д. Безусловно, перекос развития национального туризма в сторону выездного имеет ряд крайне вредных и для национальной экономики, и для национальной туристической инфраструктуры последствий, однако, в условиях, характеризуемых существенным отрывом в структуре международного туризма выездных туров, у нашей страны появляется возможность использовать рост темпов развития выездного туризма для развития иных, не связанных с туристической деятельностью, сфер национальной экономики.
Для ощущения экономического эффекта выездного туризма от государственной власти нашей страны требуется создание определенной модели, при которой выездной туризм посредством развития экспортно-импортных отношений будет стимулировать развитие наиболее конкурентных сфер отечественного производства или сферы услуг. Рассмотрение моделей формирования эффективного рынка выездного туризма занимает центральное место в предлагаемой дипломной работе, в связи с чем тема работы представляется актуальной и своевременной.
Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Структура работы включает три главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе раскрываются общие особенности и механизмы функционирования рынка международного туризма, рассматриваются основные характеристики рынка – спрос и предложение, а также детерминирующие их факторы. Анализируется механизм рыночной саморегуляции и его особенности в туристическом производстве.
В заключении первой главы акцентируется внимание на положительном воздействии и экономической эффективности выездного международного туризма, определяются недостатки распространенной среди туризмологов2 ошибочной точки зрения, что выездной туризм ведёт к гибели национальной экономической системы.
Вторая
глава работы - логически связана
с первой, так как после определения
особенностей функционирования рынка
отечественного выездного туризма,
необходимо проанализировать конкретные
регионы – направления
В третьей главе анализируются современные проблемы рынка отечественного выездного туризма, рассматриваются перспективы возможных, запланированных федеральной властью реформ (как например, введение института финансовых гарантий, отмены лицензирования туристической деятельности и т.д.), характеризуется состояние выездного туризма в Ростовской области.
В заключении формулируются основные выводы из проведенного исследования и отмечены важнейшие проблемы дальнейшего развития выездного туризма и государственного регулирования туристских потоков.
Приведен список использованной литературы из более чем 30 источников, включая нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия и web-страницы.
ГЛАВА 1
РЫНОК
ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1.
Смысл и содержание
рыночных отношений
в сфере международного
туризма
Наиболее
идеализированное и даже возведенное
в некое верховенство понятие
рынка давал сторонник
Таким образом рынок – своеобразный информационный механизм, обеспечивающий получение не фрагментарного, а системного знания, без которого невозможна сколько – нибудь эффективная хозяйственная деятельность.
Помимо выполнения информационной функции, современные рынки являются средством распределения ограниченного и к тому же известного объема ресурсов в соответствии с объемом и структурой потребностей покупателей. И, наконец, рынок является местом появления и развития абсолютно новых идей, хозяйственных целей и ресурсов, наступающих обычно в результате конкурентной борьбы на рынке.
Понимая туристический рынок, как часть общего рынка, можно выделить основные его черты:
Аналогично, можно выделить основные функции туристического рынка. К ним относятся:
1.2.Спрос
на рынке выездного
международного туризма
Основной
характеристикой рынка
Поскольку турпродукт является специфическим товаром, и имеет ряд отличительных черт, таких как: длительность во времени, неспособность к хранению и приобретению «про запас», приобретение только при возникновении потребности в ней, то спрос на него несколько отличен от спроса на обыкновенные товары.
Прежде всего, следует отметить, что суммарный спрос на туристический продукт ограничен. Под суммарным спросом подразумевается максимальное количество турпродукта, которое может быть реализовано на конкретном рынке по определенным рыночным ценам. Доказательством ограниченности суммарного спроса на турпродукт являются, во-первых, ограниченность средств у потребителей (аналогично ограниченности суммарного спроса на рынке обыкновенных товаров), а во-вторых, ограниченность их свободного времени, которое потенциально может быть потрачено на приобретение турпродукта. Второй аргумент основывается на утверждении, что любая услуга как вид товара имеет такую специфическую черту как длительность во времени. Услуга – это некий процесс, она требует взамен за свою реализацию не только денежные средства потребителя, но и часть его свободного времени, которое в силу своей ограниченности является одним из важнейших критериев ограниченности суммарного спроса на турпродукт. Продажа обычного товара требует от покупателей только лишь передачи денежных средств, и если клиент в них не ограничен, ничто не остановит его от покупки хоть всего ассортимента выпускаемой продукции. В случае же с турпродуктом подобное невозможно.
Помимо длительности во времени факторами ограниченности суммарного спроса на туристический продукт являются и такие специфические черты услуги, как невозможность приобретения двух услуг одновременно, либо приобретение услуг для удовлетворения какой –то потребности в будущем. Возможности предварительного бронирования туристического продукта (с ориентацией потребителя на пользование оплаченными услугами в будущем) также ограничены по причине отсутствия предложения (многие туры предлагаются в период максимального спроса на них, либо туристического сезона), либо уверенности потребителя в возможностях совершения поездки в будущем.
Из всего вышесказанного следует, что некий суммарный спрос на туристический продукт всегда ограничен не только по причине конечности средств у потребителей, но и по причине ограниченности их свободного времени.
Величина суммарного спроса на туристический продукт непостоянна и определяется рядом факторов.
Первый из них, связанный со способностью воздействовать на наличие денежных средств у потребителей, – доходы потребителей рынка. Бесспорно, что обогащение потребителей приводит к увеличению суммарного спроса на турпродукт. Становятся доступными и популярными казавшиеся ранее дорогими туры и поездки. Данная зависимость аналогична рынку обычных товаров и не вызывает сомнений.