Управление организацией культурно массовых мероприятий (музыкальных и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей организационно-методического обеспечения организации и проведения культурно массовых мероприятий в г. Санкт-Петербурге.
Задачи исследования:

Определить структуру понятия культурно массового праздника;

Рассмотреть особенности региональных музыкальных и театральных фестивалей;

Проанализировать составные части региональных праздников;

Рассмотреть технологию организации региональных праздников на примере г. Санкт-Петербурга;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

1.1 Понятие праздника и его основные виды

1.2 Особенности организации региональных фестивалей

Глава 2. Современные тенденции развития праздничной культуры России

2.1 Историография и практика организации региональных праздников в России

2.2 Основные художественные особенности современных фестивалей и их влияние на туристско-экскурсионный потенциал региона

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

      Глава 2. Современные тенденции развития праздничной культуры России

      2.1 Историография и практика организации  региональных праздников в России

      Для того, что бы знать, как организовывать и проводить праздничные мероприятия  на высоком профессиональном уровне, каковы современные тенденции развития праздничной культуры России в целом и Санкт-Петербурга в частности, необходимо знать историю праздников.

      Для начала стоит обратиться к современным  определениям праздника в толковом словаре русского языка. Под словом «праздник» понимается: день торжества, установленный в честь или  в память кого-нибудь, чего-нибудь. Или ещё одно определение: день игр, развлечений.9

      Например, в энциклопедии «Русский праздник»10 - авторы пишут о роли и функциях праздника: «Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.

      Праздники – это дни отдыха и веселья, но их смысл гораздо глубже. Неслучайно с давних пор праздником считался не только «нерабочий день», но и, прежде всего день памятный – посвященный  определенному событию. Праздники  играли значительную социальную роль в жизни людей, являлись носителями ряда социальных функций – от консолидации соседних селений и деревень, образовательной функции, функции психологической разрядки, более того, историки отмечают и такую функцию праздника, как способствование продолжению рода».

      Таким образом, основываясь на приведенных  цитатах, можно сформулировать общее  определение праздника, как –  увеселительного мероприятия, посвященного определенному событию, значимому  для группы, отмечающей это событие  как значимое или важное, и несущее определенную социальную функцию.

      Праздники являются необходимым условием существования  и специфическим выражения человека, обладающего в отличие от животных уникальной способностью - праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

      Для более правильного понятия «праздник» надо четко представлять разницу  между праздником и массовым представлением любого вида. Понятие «праздник» более  широко, чем представление, он не предусматривает локальные площади, а сосредоточен на широкой территории.

      Праздник - наиболее древний и постоянно  воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды  истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. С  его утратой общество не решилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во-первых, и, необходимого для своего нормального бытия источника, во-вторых.

      Ведь  этот элемент культуры призван формировать  и эстетически оформлять свободное  время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью.

      Праздники всегда были и остаются до сих пор  важным средством формирования и  утверждения общности, способствует социализации человека. На заре человечества праздники выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры и ориентированного на нее эстетического сознания. Позднее они постоянно выбирают в себя опыт искусства, по-своему используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры в сложном синтезе.

      Праздник  есть антитеза будней с их трудом и  заботами, это проявление особой, празднично свободной жизни, отличной от жизни  будничной, каждодневной. «Праздник» обозначает определенный период времени, когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отличают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий.

      Праздник  нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни. С недавних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, создающего общечеловеческие ценности.

      Ими являются11: положительная оценка (природы) свободы, праздничности, веселья и тому подобное, которые представляются благодаря празднику, не как исключительные состояния, а как равноправная и необходимая часть всего хода жизни. Праздник, если определить его нетрадиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Территория этой жизнедеятельности располагается, как правило, вне сферы материальной пользы и соотносится не столько с миром средств, сколько с миром идеалов.

      Праздновать, значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, и, следовательно, ощущать полноту жизни - индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром.

      Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его форме, какая в  будничных условиях подавляется  и игнорируется. Благодаря этому, он приносит людям разрядку от той  неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и, вместе с тем, подлинное прикосновение к счастливой жизни.

      «В  социуме у людей вытесняются  их естественные желания и накапливаются  деструктивность, рассогласование. Все  это напоминает пружину, которая в обычном состоянии слегка натянута. Человек «прогибается» под общество. Но напряжение необходимо время от времени сбрасывать, эту задачу и решают праздники»12.

      Обрядовые действия и ритуалы издревле были необходимы для поддержания мироздания. Из праздников древности ведет свое происхождение не только искусство, но и вся культура: праздники придавали жизни смысл.13

      В Киевской Руси князья устраивали застолья для своих дружин. Царские пиры всегда были событием и для участников, и для организаторов. Петровские ассамблеи с фейерверками уже были делом большого бизнеса. Апогеем же единения коллективов в Советские времена были майские и ноябрьские демонстрации.

      Но  если в Советские времена праздники  были средством массовой пропаганды идей правящей партии, то сегодня они стали неотъемлемой частью социально-культурной деятельности.

      Например, в настоящее время администрация  Санкт-Петербурга предлагает горожанам  встретить Рождество Христово как "светско-духовный праздник". Именно так обозначено великое христианское торжество в адресованной СМИ электронной рассылке Смольного.14

      В Санкт-Петербурге основным местом многочисленных народных гуляний становится Петропавловская  крепость. В ее Невской куртине  открывается ставшая традицией  по-своему знаковая выставка "Рождество в Петербурге". Рассказывая об истории празднования Рождества Христова и Нового года в бывшей столице Российской Империи, сотрудники Музея истории города отмечают, что "отдав дань религиозной традиции, христианский Петербург с удовольствием предавался светскому празднику".

      По  их мнению, после посещения храма  наступает череда бесконечных маскарадов, балов, детских утренников, народных гуляний и именно такая традиция бытует в северной столице Санкт-Петербурге с начала ХVIII века. Трудно не согласиться с тем, что еще в петровскую эпоху "у традиционного церковно-обрядового праздника Рождества Христова появилась светская сторона", но антиклерикальность наших предков явно преувеличена.

      Досуг и развлечения русских людей  в древности и в средневековый  период. В дохристианский период у восточных славян существовали традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вечерами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киевской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.

      После принятия христианства славянами и  жившими рядом с ними угро-финскими народами стали распространяться христианские праздники, а также регламентироваться свободное время в соответствии с религиозными догматами. В Киевской и Московской Руси развивалось также такое явление, как русская святость, вырастающая из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние, как на повседневную жизнь населения России, так и на досуг простых людей.

      Именно  благодаря религиозному мировоззрению  в обществе закреплялось отношение  к труду не как к источнику  богатства, а как к душеспасительному  занятию. Церковь формировала подозрительное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. От верующих и особенно от клира требовалось не увлекаться внешним, а сосредоточиваться на совершенствовании внутреннего мира. Так же как в средневековом западно-европейском обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обряд. В свободное время рекомендовались душеспасительные занятия - освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Весьма почитались те, кто предпринимал многодневные паломничества в отечественные монастыри, пустыни, а также на Святую землю. Поэтому общественные формы досуга долгий период развивались на церковно-религиозной основе.

      Но  в народной культуре продолжали воспроизводиться фольклорные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время буден и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходили на улице, в деревнях — на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в его подмосковных усадьбах. Представители всех сословий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя и та и другая были доступны далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превратилась в забаву господствующих слоев.

      По  улицам городов и деревенских поселений, по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами, танцорами. В конце XVII в. протест церкви против скоморошества прерывает эту традицию развлечения. Хотя в измененных формах остатки скоморошества еще долго продолжали существовать в русской провинции.

      Во  времена скоморохов на городских  улицах, в отдаленных селах, а также  во многих семьях можно было встретить  сказителя, гусельника, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались Игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвета), шашки. Карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы. Деревенские девушки и женщины водили хороводы, собирались зимними вечерами в одном из домов, занимаясь рукоделием, беседои. Девушки нередко провозили такие посиделки совместно с парнями. Для женщин из простых семей во дворах устраивались качели.

      Все эти особенности свободного времяпрепровождения  жителей села и горожан в XVI-XVII вв. свидетельствуют, что развлечения  не выходили за рамки собственной  культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудованных общественных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII-XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.

      В селах же и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выполняли  торговые агенты-одиночки или представители  торгово-ремесленных артелей —  офени, коробейники. Они несли в  глубинку не только городские товары повседневного спроса (мелкие предметы для домашнего хозяйства, дешевые женские украшения и др.), но и книги, способные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на листах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки с краткими и выразительными стихам и пояснениями, выражающими суть изображенного сюжета нередко поучительного характера.

      В послерсформенное время, когда из русской  деревни молодежь стала уходить  в город, традиционные формы деревенского досуга переживали кризис, хотя и смягченный деятельностью офеней с их культурным товаром. Офени доносили до жителей глубинки влияние фабричной, «трактирной культуры» с ее новшествами и уродствами, с ее грамотностью и тягой к развлечению, юмору.15

Информация о работе Управление организацией культурно массовых мероприятий (музыкальных и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге