Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, реферат
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов. Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном
этапе…………………………………………………………………………….6
1.2 Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском
крае…………….………………………………………………………………13
Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в
Приморском крае
2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики…….…...23
2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг
туристского рынка города Владивостока…….……………………..………25
2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города
Владивостока…………………………………………………………….…....31
Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного
туризма……………………………………………………………………..…35
3.2 Национальное достояние как основа турпродукта……...…….……..…42
Заключение…...…………………….……………………………………………..….47
Глоссарий ключевых слов………………………………………………………….50
Список литературы……………….………………………………………….……..52
размещения сдерживалось кризисными явлениями и невозможностью быстрой
адаптации к новым условиям вследствие относительно низкой эластичности
предложения.
Для выравнивания ситуации на туристском рынке Приморья и улучшения
условий для турбизнеса на современном этапе необходимы - формирование
информационной базы туризма на основании регулярных исследований
конъюнктуры рынка. В наиболее развитых туристских районах страны уже начали
проводить исследования, которые дают возможность направлять и
прогнозировать спрос, формировать ценовую политику. Для получения
наибольшего эффекта от таких исследований необходимо расширение
государственной статистической отчетности по туризму. Существующие
статистические формы пока не дают возможность полной оценки положения в
сфере туризма.
Такая политика
должна затрагивать весь
сферу туризма. В Приморье, где туризм может претендовать на отрасль
специализации, этот аспект приобретает наиболее весомое значение.
Глава 2. Конкуренция на рынке туруслуг города Владивостока
2.1 Конкуренция
как основа рыночной
Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на
рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции
или услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Конкуренция
представляет собой одну из
самых эффективных и
средств возбуждения деловой активности, роста качества товаров и услуг,
удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой отрасли
определяются влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это
экономическое состояние региона, содействие государства развитию отрасли,
нормативно правовая структура и т.д. К внутренним факторам относятся
финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.
Видовая конкуренция выражается в том, что конкурентные отношения
возникают между фирмами,
осуществляющими продажу
функционального назначения. Таким образом, видовая конкуренция определяется
совпадением ассортимента предлагаемых услуг, и когда предлагаемые услуги
существенно не отличаются по качеству и цене.
Следует различать прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой
понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного
функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции
подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного
функционального назначения.
Существуют так же три вида конкуренции:
1. Соревновательная
конкуренция ведется между
противоречии
интересов заинтересованных
2. Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного
удовлетворения потребностей покупателей.
Представительный тип конкуренции возможен в условиях преимущества над
конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не
для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых
потребностей в успехе и признании.
Конкурентоспособность предприятия определяется как возможность
эффективной хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной
реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается
всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация
конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости
предприятия, его умение эффективно использовать финансовый,
производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель
конкурентоспособности – это итоги работы предприятия.
Конкурентоспособность предприятия будет обеспечена в том случае, если
оно сможет своевременно предложить услуги, соответствующие требованиям
потребителей в необходимом количестве, ассортименте, качестве.
Конкурентоспособность предприятия характеризуется следующими
показателями:
1. Конкурентоспособность товара и услуг
2. Прибыль с объема продаж
3. Темпы роста объема продаж
4. Объем
реализованных товаров или
Увеличение перечисленных показателей будет свидетельствовать о
повышении конкурентоспособности предприятия.
Для анализа
конкуренции можно
показателей, характеризующим ситуацию на рынке относительно конкуренции
является показатель концентрации фирм, предлагающих товары и услуги.
Концентрация фирм отражает относительную величину и количество фирм,
действующих на данном рынке. Чем меньше число Фирм, тем выше уровень
концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются
друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше
уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга.
Так же уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или
сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать
взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на
сотрудничество.
Поэтому
можно сделать такой вывод,
что чем выше уровень
тем менее конкурентным будет рынок.
Уровень концентрации определяется с помощью индекса Герфенделя. Индекс
принимает значение от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда
на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует
ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма,
производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше
концентрация продавцов на рынке. Индекс концентрации Герфенделя (К)
определяется по формуле:
Где di- удельный вес i-ой фирмы в товарообороте рынка по соответствующей
товарной группе.
Другой способ анализа конкуренции разработан американским
математиком П. Саажи – метод анализа иерархии в конкуренции. Основа данного
анализа лежит в обработке экспертной информации, возникающей при парном
сравнении элементов системы
и иерархическом синтезе
Этот метод больше всего подходит для исследования конкурентных отношений в
розничной торговле.
2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг
туристского рынка города Владивостока.
Включение
России в мировую систему
важных проблем туристских услуг- конкуренцию.
Положение,
в котором находятся в
туризма в РФ со всеми острейшими проблемами (кризисное состояние экономики
переходного периода, спад производства, сокращение платежеспособного
спроса) делает решение проблемы конкурентоспособности туристских продуктов
действительно основным вопросом.
Конкурентоспособность
зависит от следующих составляющих:
- качество менеджмента,
- использование прогрессивных технологий при производстве туристской
продукции,
- сапостовимость качества и цены,
- равномерный покупательский спрос,
- профессиональные кадры.
Все эти составляющие для российских предприятий в сфере туризма
являются пока не благоприятными.
Интенсивное развитие турбизнеса в России началось в первой половине 90-
х годов. Туристский рынок находился в условиях свободной конкуренции,
которая способствовала появлению большого числа туристских предприятий,
занимающихся и туроператорской и турагентской деятельностью, не четко
понимая разницы в данных видах деятельности. В результате этого, на
российском туррынке сложилась ситуация, когда фирм туроператоров было в 4
раза больше, чем фирм- агентов. В то время, как на цивилизованном рынке
наблюдалась тенденция увеличения турагентов, и соотношение туроператоров к
турагентам равнялось 1:100.
Однако постепенно, с ростом конкуренции и повышения требований
клиентам к туристским организациям, наметилось изменение ситуации:
разделение туроператоров и турагентов.
На сегодняшний момент, российский туррынок претерпевает большие
изменения, которые выражаются в ужесточении конкуренции, как между собой,
так и между иностранными компаниями.
Важным фактором, послужившим импульсом в развитии международного
туризма в Приморском Крае стало принятое в 1992, решение Правительства
страны об открытии страны для посещения иностранцами Владивостока и ряда
других закрытых районов края.
До 1992г. большая
часть приморского туризма
Совет по туризму. Но в связи с либерализацией экономической жизни страны с
1992 года начался бурный рост туристских предприятий Приморья.
Но этот процесс увеличения фирм, оказывающих туристские услуги,
говорит лишь о количественном, но не качественном улучшении структуры
туристского рынка Приморского Края.
Во-первых, среди данного перечня турфирм лишь 40% были чисто
туристские. Во-вторых, остро ощущался недостаток профессионально
подготовленных кадров. В-третьих, в силу отсутствия материальной базы и
ряда других проблем национального уровня, турфирмы края предпочитают
заниматься коммерческим (шоп) туризмом.
Но, не смотря на уменьшение количества турфирм и попытки улучшения
качества обслуживания в компаниях, число претензий и жалоб со стороны
туристов на некачественное обслуживание не уменьшается.
Анализ статистики претензий туристов показывает, что из общего числа
жалоб на работу турфирм только 15% приходится на те турфирмы, которые
прошли сертификацию. За 1998 год из 165 фирм прошли сертификацию всего 140
предприятий. За 1997 год аннулировано действие сертификата у 7 предприятий,
действие лицензии у 17, а также у 37 предприятий действие лицензий
приостановлено вследствие нарушения требования Закона «Об основах
туристской деятельности» и Закон РФ «О защите прав потребителей». На
сегодняшний момент в Приморском крае зарегистрировано 197 туристских
предприятий, имеющих право на осуществление международной туристской
деятельности.
Среди характерных нарушений следует отметить:
- отсутствие полной и достоверной информации о предприятии и
оказываемых услугах,
- несоответствие
качества туристских услуг
относят несвоевременное начало маршрута, проблемы прохождения
таможенного и пограничного контроля, низкое качество услуг
принимающей стороны, начиная с момента проживания, питания и
предоставление экскурсионной программы и заканчивая их
невыполнением,
- несоответствие
применяемых бланков
с
клиентом требованиям
- отсутствие
договора между туристским
приводит к многочисленным жалобам и заявлениям на несоответствие
оказанной услуги, информации получаемой из рекламных объявлений,
проспектов и т.д.
Объем туристских услуг оказанных туристскими компаниями края составил
118млн. рублей, или 150 % к уровню прошлого года. Десятку лидеров по этому
показателю возглавляют «Диалог народов», «Лотос», «Спутник», БМТ
«Приморье», «Интурист-Владивосток», «Элипс-Тур», «Дальинтурист», «Фрегат-
Аеро», «Приморавтотранс», «Приматур».
Говоря о негативных факторах, следует отметить, что существенной
особенностью ситуации на рынке туристских услуг Приморского края и России в
целом являются кризисные явления.
Наиболее трудным для туристской отрасли Приморья стал 1996 год и
второе полугодие 1998 года. В1996 году произошло сокращение въездного и
выездного туризма.
Сокращение
въездного потока туристов
области фактором- недостатком услуг. Но помимо этого серьезное влияние на