Туризм как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

С каждым годом российская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы туризма, как объекта управления
1.1. Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма
1.2. Специфика организации и управления в сфере туризма
1.3. Особенности внутреннего российского туристического рынка на современном этапе
Глава 2. Анализ развития туризма, как объекта управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур»
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Реализация функций управления в ООО «Вояж Тур»
Заключение

Работа содержит 1 файл

Туризм как объект управления (курсовая) Word (2).docx

— 797.69 Кб (Скачать)

2. Пребывание в  другом месте. Главным условием  здесь является то, что место  пребывания не должно быть  местом постоянного или длительного  проживания. Кроме того, оно не  должно быть связано с трудовой  деятельностью (оплатой труда). Этот  нюанс следует учитывать, потому  что поведение человека, занятого  трудовой деятельностью, отличается  от поведения туриста и не  может классифицироваться как  занятие туризмом. Еще одним условием  является и то, что путешественники  не должны находиться в посещаемом  ими месте 12 месяцев подряд  и более. Лицо, находящееся или  планирующее находиться один  год или более в определенном  месте, с точки зрения туризма  считается постоянным жителем  и поэтому не может называться  туристом. 

3. Оплата труда  из источника в посещаемом  месте. Суть данного критерия  в том, что главной целью  поездки не должно быть осуществление  деятельности, оплачиваемой из источника  в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну  для работы, оплачиваемой из источника  в этой стране, считается мигрантом,  а не туристом этой страны. Это относится не только к  международному туризму, но и  к туризму в пределах одной  страны. Каждый человек, путешествующий  в другое место в пределах  одной страны (или в другую  страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в  этом месте (или стране), не  считается туристом этого места. 

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении  которых данные критерии все-таки недостаточны, - это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально  не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. 

Организация и управление в сфере туризма тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика». 

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и  иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [5, с. 18]. 

Туристская индустрия  располагает солидной материально-технической  базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует  со всеми отраслями экономического комплекса. Эффективное функционирование системы туризма невозможно без  планирования, регулирования, координации  и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это  обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики. 

Туристская политика – это система методов, мер  и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного  и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования  туристских ресурсов, повышения эффективности  функционирования системы туризма. 

Для реализации национальной туристской политики и координации  усилий по достижению общественно значимых целей государство создает органы управления туризмом – национальные туристские администрации (НТА) [8, с. 99]. 
 
 
 

Таким образом, туризм – это деятельность лиц, которые  путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с  целью отдыха, деловыми и прочими  целями. 

В производственно-обслуживающем  процессе туризма выделяют формы, виды и разновидности туризма. 

Являясь сложной  социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны  многочисленных факторов, роль которых  в каждый момент может быть различна. На эффективное функционирование системы  туризма оказывают влияние развитие туристской индустрии и разработка туристской политики. 

  

1.2. Специфика организации  и управления в сфере туризма 

  

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена  нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как  специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно  управлять. 

Труд в управлении туризмом специфичен и существенно  отличается от деятельности работников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия  системы «человек-человек». 

Первая особенность  туризма заключается в большой  глубине его проникновения и  сложности взаимосвязей между его  составными элементами. В туристской индустрии много туристских предприятий  и организаций, которые, так или  иначе, должны вписаться в единую систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. 

Вторую особенность  туризма как объекта управления можно представить в виде неясных  и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль… Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона. 

Следующая особенность  туризма заключается в сильном  влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации  не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести  себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между  владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Именно поэтому  нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение. 

Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского  продукта, его неотделимость от источника  формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания. 

В связи с тем, что при реализации туристского  продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристской услуги может быть автоматизирован  в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте  туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных  отношений.  

Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех  фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые  смогут создать хорошую атмосферу  в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии  туризма [7, с.43]. 

Специфика туристского  продукта связана со спецификой туристского  спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин. Первая из них – неосязаемость  и несохраняемость туристского продукта. Разнообразие потребителей туристских услуг – еще одна причина неоднородности спроса на них. Высокая значимость общественных факторов – экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов – вот третья причина различного спроса на туристские услуги [4, с.45]. 

Наконец, как особенность  туризма следует выделить его  сезонность. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление обязательно учитывается  руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может  существенно ухудшить условия функционирования всей туристской индустрии. 

Анализ приведенных  выше особенностей, характеристик и  критериев позволяет выделить следующие  признаки туризма: 

- деловые поездки,  а также путешествия с целью  проведения свободного времени  - это перемещение за пределы  обычного места жительства и  работы. Если же житель города  передвигается по нему с целью  совершения покупок, то он не  является туристом, так как не  покидает свое функциональное  место; 

- туризм - это не  только важная отрасль экономики,  но и важная часть жизни  людей. Он охватывает отношения  человека с окружающей его  внешней средой. 

Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью. 

Это обобщенное определение  в некоторых случаях может  быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme, turismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в XVII-XVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX ст. такие Поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как и в прошлые столетия - во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма - знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними. 

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и  название одной из отраслей экономики. Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и  посредников. Не все авторы принимают  во внимание данное ограничение. Кроме  туристических организаторов и  посредников к туристской сфере  можно отнести и другие виды предприятий  и организаций. Это могут быть различные объединения, а также  транспортные компании: железнодорожные  и авиационные. 

Таким образом, туризм - отрасль экономики, включающая в  себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников. 

Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры  туристского бизнеса должны считаться  с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и поэтому  механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый эффект, то применение ее в туристской отрасли может привести к деградации последней.  

В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления любым  туристским предприятием [4, с.54]: 

- во-первых, при планировании  туристской деятельности во главу  угла должны ставиться нужды,  потребности и желания конечных  потребителей. С учетом этого  и определяется сфера приложения  труда любого туристского предприятия.  Речь идет о том, удовлетворяет  ли туристская фирма нужды  промежуточных потребителей (посредников), или это может быть государственный  заказ. В связи с этим дислокация  туристского предприятия (в силу  его тяготения к непосредственному  конечному потребителю) определяется, с одной стороны, месторасположением  основного контингента потребителей  туристского продукта, а с другой  – месторасположением рекреационных  ресурсов, которые являются практически  основным фактором (частью) туристской  отрасли; 

- во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также сильно влияют политические и экологические явления; 

- в-третьих, в туристской  отрасли гораздо большее значение  имеет маркетинг. Это связано  с тем, что продавец туристской  услуги, не имея возможности представить  ее образец-эталон (как это практикуется  при реализации товаров), должен  найти аргументы в пользу своего  товара – услуги, а это можно  сделать только при хорошо  налаженной системе маркетинга. Кроме того, в связи с непостоянством  качества услуги, субъективизмом  в ее оценке возникает необходимость  ее постоянного контроля, т. е.  эта функция менеджмента приобретает  особую значимость. Одна и та  же туристская поездка может  быть по-разному оценена двумя  разными людьми, что иногда вызывает  недоразумения во взаимоотношениях  между туристской фирмой и  клиентами. В этой связи менеджмент  туризма должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации); 

Информация о работе Туризм как объект управления