Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа
Пассажиры морских круизных судов при посещении зарубежных стран не пользуются услугами отелей и питания и по статистике ВТО считаются экскурсантами с особыми иммиграционным паспортным режимом. Морские внутренние круизы в России проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен заход в 41 порт. Санкт-Петербург- крупнейший морской порт России. Он принимает крупнейшие океанские лайнеры ведущих круизных компаний мира. Здесь функционируют десятки регулярных, сезонных и чартерных маршрутов в Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию и другие европейские страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Анализ водного туризма в России
Специфика водного туризма. Морские круизы ……..…………….…….5
Организационная структура морских круизов………………………….16
Проблема развития круизного отдыха в России………………………..22
Пути решения проблем круизного отдыха в России…………………………..26
Предложения по решению проблем круизного отдыха в России…………….30
Заключение…………………………………………………………...…………..33
Литература………………
Проблема
развития круизного
отдыха в России
Морской пассажирский флот России находится в ведении: Азовского, Балтийского, Дальневосточного, Каспийского, Камчатского, Мурманского, Северного, Сахалинского и Черноморского пароходств, подчиненных Министерству морского флота России. Кроме судов названных пароходств, российские туристские фирмы и организации арендуют суда в Эстонском и Дунайском (Украина) пароходствах, "ЧИП-БЛАСКО" (Одесса). Туристские перевозки организуются во всех бассейнах, в том числе:
Зарубежные круизы традиционно организуют:
В каждом бассейне действуют пассажирские линии, среди которых различают:
а) внутренние (каботажные), связывающие между собой российские порты,
б) международные (заграничные)
в) местные, осуществляющие
г) пригородные - деятельность портового пассажирского флота.
Министерство морского флота России организует следующие рейсы:
Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морским пароходством.
Обязательными приложениями к договору являются:
Развитие речных и морских круизов в России в период с начала 90-х годов 20 века стало активным и наиболее известные компании это – «Бриз», «Натали турс», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» которое занимается организацией туров по рекам Волге и Каме.
У круизов есть
свои недостатки и достоинства. Например,
высокий уровень комфорта и возможность
совместить различные виды туризма
– это, несомненно «большой плюс», а «минусом»
здесь является то, что высокая стоимость
круиза, низкая скорость передвижения
и у некоторых людей «морская болезнь».
О
круизном бизнесе говорят как об одном
из самых перспективных и динамичных направлений
туриндустрии. Практика показывает, что
в условиях финансового кризиса мировая
круизная индустрия по-прежнему демонстрирует
хорошие результаты. Между тем в нашей
стране, несмотря на ее колоссальный природный
и культурно-исторический потенциал для
морского и речного круизного туризма,
развитие этого сегмента туррынка сдерживается
целым рядом проблем. Пути их возможного решения обсуждали участники международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм», проходившей в городе на Неве. |
Проблемы
известные: практически полное отсутствие
оборудованных пассажирских портов и
стоянок, собственного пассажирского
флота, отвечающего современным требованиям,
неудовлетворительное состояние речных
причалов.
Как отмечалось на конференции, не вызывает
сомнений необходимость развития данного
вида туризма и в России. По мнению специалистов
Минспорттуризма, наша страна обладает
для этого уникальными возможностями
- Россия омывается водами двух океанов
и четырех морей и обладает самой протяженной
береговой линией в мире 37.653 км.
В настоящее время наиболее популярные
морские круизы в России организуются
на северо-западе страны (Санкт-Петербург,
Калининград, Мурманск, Архангельск), где
они проходят вдоль побережий Балтийского,
Баренцева и Белого морей, на юге (Сочи),
и на Дальнем Востоке от берегов Камчатского
полуострова.
Особенно показателен пример развития
морского круизного туризма в Камчатском
крае. Так, с 1993 по 2008 годы в Петропавловск-Камчатский
было осуществлено 107 заходов круизных
судов, на борту которых прибыло почти
50 тыс. иностранных туристов. По оценкам
специалистов, в 2008 году общая сумма средств,
полученных в результате захода иностранных
круизных судов на Камчатку, составила
более 30 млн. руб.
Уникальные российские маршруты предлагает
экспедиционный туризм круизы вокруг
островов Северного Ледовитого океана
(Земли Франца Иосифа, Новой Земли), на
Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского
автономного округа с посещением о. Врангеля,
вдоль берегов Сахалина и Камчатки с посещением
Командорских, Курильских островов. Несмотря
на высокую стоимость экспедиционных
круизов, такие путешествия пользуются
огромным спросом, и места на них заказывают
заранее.
Пути решения проблем
круизного отдыха
в России
В большинстве российских городов,
рассматриваемых в качестве портов для
захода круизных судов, в существующих
генпланах не предусмотрено развитие
соответствующих зон, что не дает возможности
финансирования данных проектов.
Нам нужно играть по международным правилам,
учитывая принятую продолжительность
круизных маршрутов. Для плавания по Черному
морю нужен один тип судна, для Рейна –
уже совсем другой, а для Волги – третий. Вряд
ли найдется турист, который выдержит
маршрут такой протяженности.
Если мы хотим восстанавливать круизы
по Черному морю, то должны думать, как
в отсутствие своего флота уговаривать
лидеров мирового рынка ставить такие
недельные маршруты у нас, например, с
учетом развития Сочи. Причем именно маршруты,
а не судозаходы. С Санкт-Петербургом в
этом отношении все в порядке, а вот с портами
на Дальнем Востоке ситуация такая же,
как на Черном море. В них тоже нет современной
инфраструктуры для обслуживания туристов,
такой, которая позволила бы за 15–30 минут
произвести высадку на берег до шести
тысяч пассажиров, обеспечить их посадку
в автобусы, паспортный и таможенный контроль
на борту.
Мы отстали на десятки лет в области пассажирского
судостроения, а судостроители никогда
не научатся делать речные суда, если им
их не заказывать. С морскими судами мы
проиграли навсегда. Их придется покупать
за границей. Внутренняя инфраструктура
не выдерживает никакой критики. Даже
электронные карты для внутренних водных
маршрутов не обеспечивают безопасного
плавания. Пример Санкт-Петербурга, который
пробил всенеобходимые решения для развития
инфраструктуры через федеральные инстанции,
должен быть распространен на всей территории
России. Нужно развивать конкуренцию среди
фирм, занимающихся обслуживанием круизов
на берегу. Россия обладает единой мелководной
системой, исходя из этого, надо определить,
какой флот нам нужен, и начать строить
суда.
Санкт - Петербург является центром притяжения
туристов, в том числе совершающих плавания
на яхтах по Балтийскому морю. Ожидается,
что город ежегодно будут посещать около
10 тысяч яхт с 40–50 тысячами яхтсменов
на борту. По прогнозам, количество маломерных
судов к 2025 году составит около 60 тысяч.
В связи с этим в отраслевой схеме введена
классификация объектов, разработанная
на основе международного опыта в этой
сфере.
По данным Всемирной туристической организации,
в условиях экономического кризиса круизный
отдых остается единственным прибыльным
направлением мирового туризма. Сводки
с Уолл-Стрит о росте котировок акций круизных
компаний свидетельствуют о непотопляемости
данного бизнеса на фоне спада в других
секторах рынка туристических услуг. «Большой
взрыв» популярности круизов докатился
и до России: в Санкт-Петербурге открылся
крупнейший в Европе пассажирский порт,
построенный по последнему слову техники.
На выставке Seatrade Europe 2009 в Гамбурге питерский
порт «Морской фасад» победил в номинации
«Лучший транзитный порт года».
Необходимость более динамичного развития
круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает
сомнения. Cтрана обладает для этого уникальными
возможностями: она омывается водами двух
океанов и четырех морей и имеет самую
протяженную береговую линию в мире - 37
653 км.
Страна обладает колоссальной береговой
линией, которая в буквальном смысле слова
изобилует памятниками культуры и природными
достопримечательностями, в том числе
входящими в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО. И не использовать такой ресурс
– просто очевидный грех. Санкт-Петербург,
благодаря усилиям администрации и бизнеса,
в частности управляющей компании «Морской
фасад», сегодня стал явной круизной столицей
России. И у него есть шанс в будущем стать
круизной столицей Европы, хотя конкуренция
очень высокая.
Порт «Морской фасад» был открыт для судоходства
в мае. За летний сезон 28 судов, которые
привезли более 245 тысяч туристов, заходили
в порт 113 раз. К 2013 году в нем будет закончено
строительство 6 причалов. Длина причальной
стенки составит около 600 метров, что позволит
принимать до 15 больших судов одновременно.
С ростом потока круизных пассажиров в
Санкт-Петербурге происходит экономическое
развитие туристического сектора и смежных
отраслей. Исследования Европейского
круизного совета показали, что круизные
туристы состоят на 73 процента из американцев
и на 21 процент из европейцев. Центр развития
туризма города Хельсинки (Финляндия)оценил
расходы каждого туриста, прибывающего
в Санкт-Петербург на круизном судне, в
300 евро и выше. А это означает, что в 2012
году только от пассажиров круизных судов
порта «Морской фасад» город на Неве может
получить доход в размере 150 млн евро, что
составит более 2 процентов от доходной
части бюджета города, принятого на 2010
год».
Большинство круизных компаний швартуют
свои суда в Северной столице на 2 дня,
а такой чести удостаиваются не более
10 городов мира. И это объясняется просто:
в городе на Неве есть что посмотреть.
Богатейшее культурное наследие и исторические
памятники Санкт-Петербурга привлекают
не только зарубежных туристов, но и россиян
со всех уголков страны. Строительство
ультрасовременного международного терминала
в аэропорту «Пулково», скоростных железнодорожных
и автомобильных магистралей делает город
на Неве полноценной туристической столицей
России.
В настоящее время популярные морские
круизы в России организуются не только
по северо-западу страны, но и на Дальнем
Востоке. Среди уникальных российских
маршрутов: круизы вокруг островов Северного
Ледовитого океана - Земли Франца Иосифа
и Новой Земли, на Северный полюс из Мурманска,
вдоль Чукотского автономного округа
с посещением острова Врангеля. Несмотря
на высокую стоимость таких путешествий,
эти круизы пользуются огромным спросом,
и места на них заказываются заранее.
Пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге
стал для отечественных специалистов
местом отработки методов приема больших
круизных и паромных судов вместимостью
до 5 тысяч человек. Следующий этап становления
круизной индустрии в России - подготовка
порта в Сочи, который после реконструкции
также сможет принимать круизные лайнеры.
В будущем специализированными портами,
способными принимать современные круизные
суда, обзаведутся Приморье и Калининград
[2].
Предложения по решению проблем круизного отдыха в России
Россия обладает уникальными возможностями для речных и морских путешествий. Реки, озера и каналы ее Европейской части позволили соединить Балтийское, Азовское, Черное и Каспийское море, а Москва стала портом пяти морей.
Для туристских путешествий используются каналы: Беломорско-Балтийский(227 км.); Волго-Балтийский (361 км.); Волго-Донской(101 км.). Водная система России включает также озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, а также реки: Волгу, Каму, Оку, Свирь, Обь, Енисей, Лену, Иртыш, Амур и др. Здесь используются маломерные суда, быстроходные лайнеры типа «Ракета», «Метеор», а также суда типа «река-море».
На дальних речных круизных маршрутах эксплуатируются комфортабельные теплоходы вместимостью от 332 до 439 пассажиров, построенные на верфях Германии, Австрии, Финляндии, Швеции, крейсерская скорость которых 25-27 км/ч.
Крупнейшая судоходная компания России- Волжское пароходство -реализует 15 круизных маршрутов по Волге на комфортабельных 4-палубныхтеплоходах, вместимостью 320 человек. Здесь туристам предлагается 140 кают различной комфортабельности, два ресторана, бары, музыкальный салон и др., а также увлекательные береговые экскурсии по месту следования.
Круизная компания «Волга-Балт-Тур» осуществляет круизы по рекам и озерам Северо-Западного и Волжского бассейнов.
Наиболее популярны
круизы по Волге: Москва-Астрахань-Москва
и Санкт-Петербург-Астрахань-
В сезон пользуется
популярностью круиз Санкт-
Однако
статистика показывает снижение числа
круизных пассажиров в России. В этом,
в частности, повинен не только мировой
экономический кризис, но и сдерживающие
развитие данного вида туризма факторы,
характерные именно для России.
К таковым Минспорттуризма РФ относит:
- несовершенство нормативно-правовой
базы, регулирующей туристскую отрасль;
- недостаточное развитие туристской инфраструктуры
(например, малое количество гостиниц
туристского класса) и ее значительный
моральный и физический износ;
- отсутствие эффективной региональной
инвестиционной политики;
- недостаточность ассортимента современных
туристских продуктов и узнаваемых брендов;
- отсутствие активного имиджевого позиционирования
России как туристской державы;
- дефицит квалифицированных профессиональных
кадров.
Ликвидация этих проблем должна проводиться
на государственном уровне. Имеются и
первые успехи на этом пути. Так, теперь
иностранные туристы, прибывающие в Россию
на морских паромах, имеют право находиться
на нашей территории 72 часа без оформления
виз.
Также государству следует вплотную заняться строительством инфраструктур для обеспечения посадки и высадки пассажиров в портах России.
Увеличение количества морских судов, а также улучшение комфорта и повышение квалификации персонал значительно повысят рейтинг круизных лайнеров РФ.
Также
составление грамотных маршрутов и обеспечение
туристов вспомогательным материалом
значительно повысит интерес к российским
круизным лайнерам
Заключение
Безопасное, быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса в турах зависит как от наличия транспортных средств, так и от развития инфраструктуры транспорта, — путей сообщения, пассажирских вокзалов и станций, устоявшейся системы продаж транспортных услуг и др.
Транспортная стратегия России предусматривает модернизацию инфрастуктуры, в частности:
♦
обеспечение внутренних, внешних
и транзитных перевозок на основе
максимального использования
Распоряжением правительства РФ № 909-р от 3.06.2003 г. одобрена концепция развития внутреннего водного транспорта, предусматривающая в том числе:
- организацию новых круизных и туристских маршрутов, включая и не использовавшиеся ранее для этих целей внутренние водные пути;
- обеспечение высокого уровня обслуживания, развитее береговой инфраструктуры.
Водные туристские путешествия имеют как ряд неоспоримых достоинств:
■ высокий уровень комфорта;
■ значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);
■ возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
■ возможность полноценного отдыха;
■ полный комплекс жизнеобеспечения.
Информация о работе Тенденция развития морских круизов в России