Технология принятия управленческих решений в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель этого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, которые имеют прямые и обратные связи, это мы и называем технологией. В данном контексте термины «подход» и «технология» в определенном смысле являются синонимами.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: несмотря на многообразие методов и способов принятия решений не может существовать единственная, лучшая технология осуществления этого процесса.

Работа содержит 1 файл

в инет.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

1) Особую культуру  общения с клиентами (понимание,  информативность, порядочность)

2) Традиции и  атмосферу путешествий и отдыха 

3) Групповые  нормы совместной, бесконфликтной  эффективной деятельности 

4) Философию  удовлетворения всесторонних запросов  клиентов 

5) Благоприятный  социально-психологический климат 

6) Умелые оперативные  навыки работы с оргтехникой  и базами данных 

7) Базовые метафоры, воплощенные в оформлении офиса,  дизайне помещений, ориентированные на потенциальных туристов (удобная мебель; современная оргтехника; сувениры, напоминающие о путешествиях; буклеты и журналы, информирующие о направлениях отдыха и т.д.)

8) Открытость  миру и другим культурам.  
 

Социальные  аспекты принятия управленческих решений в турбизнесе можно охарактеризовать следующим образом.

1) Предъявляются  высокие требования к компетенции  менеджеров, росту их инициативности  и ответственности 

2) Возрастает  роль коммуникаций, необходимо наличие  обратной связи с потребителями

3) Поведенческие  особенности руководителей и  организационная культура характеризуются  ориентацией на потребителей 

4) Преобладает  демократический стиль руководства,  бесконфликтность и совместное  решение проблем 

5) Методы кадровой  работы ориентированы на постоянное обучение и развитие персонала

6) Достижение  эффективности возможно при условии  создания особой культуры организации 

Итак, разработка управленческих решений в туризме  — это инициатива, творческий труд, инновационный подход к работе, доброжелательность и деятельность по ситуации.  

    1. Методы  разработки управленческих решений

Для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. Коллегиальные и групповые решения  имеют значительные преимущества перед  индивидуальными решениями. Поэтому в менеджменте значительное внимание уделяется вопросам работы в группе, команде, а также способам разработки совместных решений. В данном случае руководители и специалисты, участвующие в разработке решений, могут рассматриваться как эксперты по избранной проблеме. Методы экспертных оценок предполагают организацию работы со специалистами, обработку их мнений, выраженных в количественной и качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений.  

Экспертные  методы разработки управленческих решений — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами.

Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги».

Дельфи — один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы.

Рассмотрим, как  можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения  в турфирме.

Допустим, в туристической  организации возникла проблема снижения ее конкурентного статуса на фоне появления новых конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).

Цель: выработать оптимальное управленческой решение посредством групповой сессии и использование приемов экспертных оценок.

1 этап. Проблема  обсуждается в группе специалистов, строится дерево причинно-следственной связи (дерево проблем)

2 этап. Используя  метод мозговой атаки определяется 5–8 альтернатив, которые являются  способами решения рассматриваемой  проблемы.

3 этап. На основе  таблицы Дельфи определяются  наиболее весомые альтернативы.

Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений.

Система взвешенных критериев может быть применена  для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за турпутевки, бонусы за объемы поставок т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию. По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений.

На последнем  этапе определяется суммарное взвешивание  вариантов с учетом разной «весовой»  категории каждого критерия, т.е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке. Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков турпродуктов.

Моделирование управленческого  решения — это разработка варианта решения в абстрактной форме, предполагающей возможность изменения, оперирование большим числом переменных, анализ связанных с этим решением сценариев и ситуаций. Основная цель моделирования управленческого решения — выбор наилучшего варианта с учетом предсказуемости ситуации. Преимущество моделирования управленческого решения как метода состоит в том, что менеджер может использовать весь свой потенциал: интеллект, интуицию, навыки управления, способность рационального предвидения.

Функционально-декомпозиционное представление системы  в форме агрегата дополняет математические методы моделирования. Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или векторной модели.  

Методы разработки управленческих решений, позволяют увеличить эффективность управления, т.к. в данном случае анализируется целый ряд факторов, влияющих на развитие организации.

 Факторы или  условия, которые могут быть  не замечены отдельно взятым  руководителем в случае принятия  им решения, при использовании  групповых и экспертных методов  анализируются комплексно, системно. Групповые формы разработки решений более эффективны и надежны по сравнению с индивидуальными методами.  

1.5 Эффективность, контроль и качество управленческих решений

Эффективность управленческих решений — это:

1) совокупность  показателей, свидетельствующая  о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности;

2) основной результат  деятельности управляющих по  преобразованию системы управления  и процессов, происходящих в  организации. 

Эффективность управленческих решений определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:

1) Показатели экономической  эффективности:

  • прибыль;
  • выручка от реализации;
  • доходность;
  • себестоимость;
  • рентабельность;
  • ликвидность;
  • управленческие затраты.

2) Показатели качества  и результативности труда:

  • качество продукции или услуги;
  • производительность труда;
  • соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы;
  • фонд оплаты труда (ФОТ);
  • средняя заработная плата;
  • потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни);
  • качество труда персонала (баллы или %).
 
 

3) Показатели социальной  эффективности:

  • текучесть персонала (отношение числа уволенных работников к общей численности персонала),
  • уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала),
  • соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих,
  • равномерность загрузки персонала,
  • коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ)
  • социально-психологический климат в коллективе.

Качество управленческого решения — совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства).Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.

Контроль  за исполнением управленческих решений — это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий.

Методы  контроля за исполнением  управленческих решений.

1) Фиксация результатов  проведенных мероприятий. 

2) Анализ отчетной  документации.

3) Беседы и  деловые совещания. 

4) Корректировка  планов.

5) Анализ показателей  деятельности отделов, служб, организации в целом.

6) Мотивирование  за участие в разработке решений. 

 
Контроль является важной составляющей процесса разработки управленческих решений, влияет на производительность труда, качество продукции (услуги) и эффективность  решений.
 

В туристических организациях часто приходится сталкиваться со скрытыми, не всегда очевидными фактами, ухудшающими качество услуг.

Например, часто  в организациях, манера общения с  потребителем не соответствует высоким  стандартам международного сервиса. Возможны: невнимание или, напротив, чрезмерное давление на клиента. Может наблюдаться негибкость в общении. В туристических фирмах актуальны проблемы недостаточной информированости клиентов, невыполнения условий договорных отношений, безопасности туристов и т.д.

В данной схеме  необходимо обнаружить причинно-следственные связи между главным показателем (качество услуг туристической организации), основными группами факторов влияния  и причинами снижения качества отдельно в каждой группе. Так, в ходе последовательного анализа, мы можем обнаружить скрытые причины, негативно влияющие на качество.

Управленческие  решения, принимаемые в туристических  организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или  напротив, ухудшить его. Организация  может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом.

Несомненно, приоритетами управленческих решений в туристическом бизнесе должны стать: качество, марочный капитал и долгосрочная стратегия.

    1. Параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях

Эффективность управленческих решений  в туристических  организациях определяется совокупностью показателей, свидетельствующих о достижении целей и росте конкурентоспособности организации.

Выделим основные группы показателей успешной туристической  организации.

1) Показатели конкурентоспособности  туристической организации:

  • доля рынка;
  • марочный капитал;
  • возможность использовать наилучшую ценовую стратегию;
  • качество турпродукта;
  • широкий выбор турпродуктов;
  • сервисное обслуживание на высоком уровне,
  • использование средств продвижения турпродуктов, которые могут способствовать росту имиджа компании, увеличению объема реализации, доходности организации;
  • возможность использовать ресурсы, которые могут сделать турпродукты еще более привлекательными для целевой аудитории.

Информация о работе Технология принятия управленческих решений в сфере туризма