Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:59, курсовая работа
Цель этого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, которые имеют прямые и обратные связи, это мы и называем технологией. В данном контексте термины «подход» и «технология» в определенном смысле являются синонимами.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: несмотря на многообразие методов и способов принятия решений не может существовать единственная, лучшая технология осуществления этого процесса.
4) У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом деле.
5) У подчиненного
отсутствует уверенность в
6) Подчиненному
не предлагается каких-либо
Причины нежелания делегировать полномочия или напротив, принимать ответственность на себя, кроются в особенностях психологии личности работников. Значимым является: эмоциональное взаимодействие между членами трудового коллектива, избранные управляющими модели поведения и формы контроля за исполнением решений, обратная связь с подчиненными, мотивирование работников для участия в процессе разработки ответственных решений.
Только сами руководители могут сделать процесс делегирования полномочий и разработки совместных управленческих решений эффективным. Руководитель направляет, стимулирует, организовывает, определяет политику, формирует культуру организации.
Поведенческие
особенности руководителей
Рис. 2. Система управления
персоналом современной
организации
Поведенческие особенности руководителей включают:
1) Используемые руководителем методы оценки и контроля.
2) Реагирование
на возникновение в
3) Реализуемую ролевую модель, побуждающую работников к подражанию.
4) Критерии распределения ресурсов организации.
5) Критерии, по
которым руководитель
6) Критерии, которые использует руководитель при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении работников.
Модель поведения руководителя фиксируются в сознании подчиненных через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая от руководителя — это поступки, рассказы, жаргон, символы, символические действия. Это основной механизм закрепления основ культуры.
Формирование культуры руководителями происходит через неформальные каналы коммуникации. Но действует руководитель формально, используя управленческие методы работы с персоналом.
Система управления персоналом (См.: рис. 2.) должна быть сформирована таким образом, чтобы работники имели возможность обучаться, получать объективную оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию в принятии важных решений. Имеет значение кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, культура, возможность реализовать демократический стиль руководства.
В управленческой
литературе в основном выделяют три
основных стиля руководства, которые
сильно влияют на формы принятия управленческих
решений: авторитарный, либеральный и
демократический.
Таблица 1. Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческих решений | ||||
Стиль руководства | Типы управленческих решений | Организа-ционные структуры | Методы разработки решений | Контроль за исполнением решений |
Авторитарный | Индивидуаль-ные | Централизо-ванные | Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование | Регулярный, жесткий контроль |
Демократи-ческий | Коллективные
Коллегиальные |
Высоко децентрали-зованные | Дельфи, экспертное
прогнозирование и |
Мягкие формы контроля, доверие подчиненным |
Либеральный | Коллегиальные | Средне децентрали-зованные | Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе | Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля) |
Авторитарный стиль руководства характеризуется жесткой централизацией, процессом разработки управленческих решений из одного управляющего центра, давлением на подчиненных, использованием манипулятивных стратегий воздействия на персонал. Такой стиль избирается руководством сильно бюрократизированных структур или организаций малого бизнеса со значительной концентрацией власти в руках одного лица — предпринимателя.
Демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью участия трудового коллектива или руководителей среднего, нижнего звеньев управления в принятии стратегически важных решений. В первом случае речь идет о коллективных решениях, а во втором о коллегиальных. Демократический стиль применяется в децентрализованных организациях, в которых осуществляется управление по целям, результатам. Для таких организаций характерны: гибкие, адаптивные структуры, высокая мотивация и компетентность персонала.
Либеральный стиль руководства характеризуется определенным уровнем возможностей для участия работников в принятии управленческих решений. Однако, ситуация в коллективе может развиваться по-разному, иногда непредсказуемо. Руководитель, использующий либеральный стиль, может самоустраниться от управления. В этом случае организацией управляют представители «элитарного ядра», которые получает неограниченный доступ к власти и ресурсам. Возможны столкновения между различными группами, резкий рост конфликтов в коллективе.
Стили руководства
оказывают значительное влияние на процесс
разработки управленческого решения:
избираемые формы контроля, методы управления.
Стили руководства находятся в тесной
взаимосвязи со структурным построением
организации, системой общего менеджмента.
Разработка управленческих
решений в туристических
Заключение договора с известным туроператором, оформление пакета документов для туриста, покупка мебели и техники, направление сотрудников в ознакомительный тур, увеличение расходов на рекламу, создание своего сайта, — все это примеры принятия управленческих решений в туризме. Данная сфера деятельности требует от менеджеров особых знаний и навыков.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров в области туризма предполагают:
1) Владение технологией
продаж туристического
2) Навыки делового общения и знание психологии клиентов.
3) Знание основ
страноведения и основных
4) Умение работать с документами и базами данных.
5) Знание правовых
основ туристической
6) Свободное владение интернет - технологиями, навыки продаж и бронирования в сети.
7) Использование позитивных моделей поведения.
Отметим, что
туристические агентства — это,
как правило, небольшие организации,
имеющие ограниченный штат сотрудников.
Успех такой организации
Крупные туроператоры, продвигают на региональные рынки турпродукты. Они должны заботиться о качестве туров и сервиса.
Решения, которые принимаются в туристических организациях, зависят от вида туристской деятельности (туроператорская, турагентская и др.)
Управленческие решения, принимаемые в туроператорской организации:
Управленческие решения, принимаемые в турагентской организации:
Менеджер в туристическом бизнесе большую часть времени тратит на коммуникации и общение с потребителем, поэтому особое значение должно уделяться созданию адекватной корпоративной культуры с высоким контекстом управления.
Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности.
Культура организации, по определению Э. Шейна — это совокупность коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции.
Составляющие элементы организационной культуры — это:
Культура обладает свойствами всеобщности, неформальности и устойчивости. Она охватывает все стороны деятельности и связана с традициями, повторяющимися на протяжении ряда лет.
Культура выполняет функции: адаптации, внутренней интеграции, координации поведения персонала, оптимизации мотивации работников и профилирования имиджа организации.
Культура туристических организаций характеризуется ярко выраженной ориентацией на запросы потребителей и включает:
Информация о работе Технология принятия управленческих решений в сфере туризма