Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:23, курсовая работа
В данной теме рассматриваются правовые, экономические, организационные основы стандартизации и технического регулирования в социально-культурном сервисе и туризме, а также правовые основы лицензирования.
Введение 3
1. Правовые, экономические и организационные основы стандартизации 5
2. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики 14
3. Финансовая гарантия как форма регулирования альтернативная лицензированию 19
4. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг 19
5. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме 25
Заключение 31
Литература 33
В некоторых системах уже выданы сотни сертификатов, другие – так и не сумели занять прочные позиции на рынке услуг, и число их сертификатов исчисляется единицами. Проводят сертификацию с использованием методик квалиметрии (науки о количественном измерении качества) системы ССК, Молсем, СДС. На сертификате указывает количественный уровень качества только ССК.
В
рамках большинства действующих
систем сертификации все предприятия
оцениваются по одним и тем
же показателям и «выстраиваются»
на одном уровне, т. е. в результате
сертификации все множество предприятий
на рынке услуг оказывается
По результатам сертификации организация получает сертификат и право на применение знака соответствия.
Рынку услуг необходим механизм сравнения предприятий по критериям, более сложным, чем просто наличие сертификата. Решить проблему пытаются системы, осуществляющие сертификацию на основе квалиметрических расчетов уровня качества. Количественная оценка уровня качества является интересным и перспективным направлением, однако практика показала, что как потребители, так и исполнители услуг пока не готовы использовать ее для принятия решений. Предприятия, как правило, используют факт наличия сертификата, а не уровень качества на нем.
Обеспечить
потребителя объективной и
Синонимами
термина «категорирование»
Основные принципы сертификации и(или) категорирования приведены на рис. 3.
Рис.
3. Основные принципы
сертификации и категорирования
в сфере услуг
Информация о сертификации и категориях предприятий важна не только потребителям, но и самим предпринимателям. У предприятий появляется возможность сравнить себя с конкурентами, они получают набор объективных критериев качества для самооценки.
Те
предприятия – исполнители
В
соответствии с Федеральным законом
«О техническом регулировании» система
добровольной сертификации может быть
создана юридическим лицом и(
В
настоящее время системы
Система сертификации может действовать на национальном (государственном), региональном или международном уровне. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. В Российской Федерации наиболее развита национальная система сертификации ГОСТ Р – система сертификации, по правилам которой работает множество подсистем обязательной и добровольной сертификации различных видов продукции и услуг.
Участниками Системы сертификации ГОСТ Р представлены на рис. 4.
Рис. 4. Типичная структура системы сертификации группы однородных услуг в Системе сертификации ГОСТ Р
Для того чтобы орган по сертификации или испытательная лаборатория получили право работать в той или иной системе сертификации они должны после специальной подготовки пройти процедуру аккредитации.
В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации может использоваться термин «сертификационный центр» или «центр по сертификации».
Инспекционный контроль за сертифицированным объектом осуществляется с целью установления, что объект продолжает соответствовать подтвержденным при сертификации требованиям. Такой контроль особенно актуален для услуг, характеристики качества которых в силу их специфической природы, как правило, не могут оставаться постоянными.
В результате инспекционного контроля:
При разработке требований к услугам (в том числе в стандартах) и сертификации услуг необходим учет их природы и особенностей, а также пропорциональности между риском при оказании и потреблении услуг, положительным эффектом от сертификации и издержками на подтверждение их соответствия установленным требованиям.
С учетом специфических особенностей услуги как объекта сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р разработаны специальные схемы сертификации, предназначенные для услуг (табл. 3). Схема 1, как правило, применяется для исполнителей услуг – индивидуальных предпринимателей, схема 3 – для крупных предприятий, схема 2 – наиболее распространена. По схеме 4 может осуществляться оценка категории предприятия. Для сертификации по схеме 5 сервисная организация должна иметь документально оформленную систему менеджмента качества.
Таблица 3
Схемы сертификации услуг, применяемые в Системе сертификации ГОСТ Р4
№ схемы | Оценка качества оказания услуг | Проверка (испытания) результатов услуг | Инспекционный контроль сертифицированных услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 | Оценка процесса выполнения работ (оказания услуг) | Контроль процесса выполнения работ (оказания услуг) | |
3 | Анализ состояния производства | Контроль состояния производства | |
4 | Оценка организации (предприятия) | Контроль соответствия установленным требованиям | |
5 | Оценка системы качества | Контроль системы качества |
Информация о требованиях, предъявляемых к оказанию туристских услуг и услуг средств размещения в Системе сертификации ГОСТ Р, приведена в таблицах 4 и 5. Представленные таблицы прилагаются к аттестатам аккредитации органов по сертификации Системы сертификации ГОСТ Р.
Таблица 4.
Перечень туристских услуг, основные характеристики и нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация (фрагмент таблицы)
Наименование услуги (работы) | Код ОК 002-93 (ОКУН) | Характеристики услуги (работы), подтверждаемые при сертификации | Обозначение нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация | |
На услуги (работы), где установлены характеристики, подтверждаемые при сертификации | На методы испытаний (проверок, оценок) для определения характеристик | |||
1.
Услуги туроператора по |
061000 | Формирование
туров.
Продвижение туров. Реализация туров |
ГОСТ
Р 50690–2000 пп. 5.3, 5.3.2
ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.4 ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.5, 5.5.1, 5.5.2, 5.6–5.10, 5.12, 5.13 | |
2.
Услуги туроператора по |
061200 | Формирование
туров.
Продвижение туров. Реализация туров |
ГОСТ
Р 50690–2000 пп. 5.3, 5.3.3, 5.3.3.1, 5.3.3.2
ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.4 ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.5, 5.5.1, 5.5.2, 5.6–5.9, 5.13 | |
3.
Услуги туроператора по |
061300 | Формирование
туров.
Продвижение туров. Реализация туров |
ГОСТ
Р 50690–2000 пп. 5.3, 5.3.1, 5.3.2
ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.4 ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.5, 5.805.10, 5.12 | |
4. Услуги турагента | 061400 | Реализация туров. | ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.5, 5.5.2, 5.6–5.9 | |
5. Организация экскурсий | 061701 | Проектирование
экскурсионных услуг.
Организация экскурсий |
ГОСТ
Р 50690–2000 пп. 5.14
ГОСТ Р 50690–2000 пп. 5.15 |
Таблица 5.
Перечень услуг средств размещений, основные характеристики и нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация (фрагмент таблицы)
Наименование услуги (работы( | Код ОК 002-93 (ОКУН) | Характеристики услуги (работы), подтверждаемые при сертификации | Обозначение нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация | |
На услуги (работы), где установлены характеристики, подтверждаемые при сертификации | На методы испытаний (проверок, оценок) для определения характеристик | |||
1. Услуги гостиниц | 062101 | Общие требования
к средствам размещения
Требования к услугам средств размещения |
ГОСТ
Р 51185–98 пп. 5.1, 5.2, 5.5–5.12
ГОСТ Р 51185–98 пп. 6.1, 6.2 ГОСТ Р 51185–98 пп. 7.1, 7.3, 7.4 |
Для оценки деятельности гостиниц и других средств размещения используется в качестве способа оценки соответствия метод классификации на категорию. С этой целью под руководством Минэкономразвития России разработана и функционирует (в настоящее время под эгидой Федерального агентства по туризму) Система классификации гостиниц и других средств размещения. Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения утверждено приказом Минэкономразвития России 21 июня 2003 г. № 197.
Система разработана на основании и учетом положений Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Система
взаимодействует с
Информация о работе Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме