Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В данной теме рассматриваются правовые, экономические, организационные основы стандартизации и технического регулирования в социально-культурном сервисе и туризме, а также правовые основы лицензирования.

Содержание

Введение 3
1. Правовые, экономические и организационные основы стандартизации 5
2. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики 14
3. Финансовая гарантия как форма регулирования альтернативная лицензированию 19
4. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг 19
5. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме 25
Заключение 31
Литература 33

Работа содержит 1 файл

Техническое регулирование в СКСиТ.docx

— 266.12 Кб (Скачать)

     6. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

     Субъекты  лицензирования. В соответствии с  Федеральным законом Правительство  Российской Федерации утверждает положения  о лицензировании конкретных видов  деятельности; определяет федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
  • приостановление действия лицензий;
  • возобновление действия лицензий;
  • аннулирование лицензий в порядке, определенном Законом;
  • ведение реестра лицензий;
  • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

     Порядок осуществления полномочий лицензирующих  органов устанавливается положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

     Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом.

     Контроль  за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

     Лицензирующие органы имеют право:

  1. Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.
  2. Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок.
  3. Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений.
  4. Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений.
  5. Выносить предупреждение лицензиату.

     В случае выявления неоднократных  нарушений или грубого нарушения  лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган  вправе приостановить действие лицензии, обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, который не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

     При устранении лицензиатом нарушений, он уведомляет об этом лицензирующий  орган, который принимает решение  о возобновлении действия лицензии после получения соответствующего уведомления от лицензиата и проверки устранения им нарушений, повлекших  за собой приостановление действия лицензии.

     Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

     Лицензия  теряет свою юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения  его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя.

     Лицензия  может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение  лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов. Одновременно с подачей  заявления в суд лицензирующий  орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

     Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о  направлении заявления об аннулировании  лицензии в суд доводится лицензирующим  органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее, чем через  три дня после его принятия.

     Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может  быть обжаловано в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

     Федеральным законом «О лицензировании отдельных  видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежат более 100 видов деятельности.

     Для каждого из лицензируемых видов  деятельности федеральным органом  исполнительной власти устанавливаются  конкретные требования и условия. Для  некоторых видов деятельности применяется  упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем  лицензии договора страхования гражданской  ответственности, либо при наличии  у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им вида деятельности международным стандартам.

  1. Финансовая  гарантия как форма  регулирования альтернативная лицензированию
 

     До 2007 года государственное регулирование  туристской деятельности осуществляется на основе лицензирования. Однако Федеральным  агентством по туризму подготовлены и приняты правительством изменения  к Федеральному Закону «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации», отменяющие с 1 января 2007 г. лицензирование турагентской и туроператорской  деятельности. Взамен его предлагается ввести финансовые гарантии от предприятий, занимающихся турагентской и туроператорской  деятельностью.

     Закон вводит в Единый федеральный реестр туроператоров. Компания, включенная в  реестр, получает соответствующее свидетельство, которое служит разрешением на работу.

     Главным условием для включения туроперата в Единый реестр служит финансовая гарантия возмещения убытков туристам. Размер гарантий составляет 10 млн руб. для операторов международного туризма и 1 млн руб. для операторов внутреннего туризма.

  1. Сертификация  как основная форма  оценки соответствия услуг
 

     В соответствии с Федеральным законом  от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании» сертификация – это  «форма осуществляемого органом  по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или  условиям договоров». Данный Закон  рассматривает добровольную и обязательную сертификацию как формы подтверждения  соответствия, которое, в свою очередь, является одним из видов оценки соответствия (рис. 2).

     

     Рис. 2. Составляющие элементы оценки соответствия

     Федеральный закон «О техническом  регулировании» дает следующие определения:

  • оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
  • подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

     В Российской Федерации сертификация была введена в 1993 г. Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Прошедшие после принятия Закона годы российская сертификация активно  развивалась, было создано большое  количество систем как добровольной, так и обязательной сертификации.

     До 2002 г. обязательной сертификации подлежали  следующие услуги, признанные потенциально опасными: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; услуги химической чистки и крашения; услуги парикмахерских; услуги торговли и общественного  питания; туристские и экскурсионные  услуги; жилищно-коммунальные услуги.

     В апреле 2002 г. постановлением Правительства  РФ № 287 «Перечень работ и услуг»2, подлежащих обязательной сертификации, был изложен в новой редакции, фактически была отменена обязательная сертификация многих услуг. В Перечне остались услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги общественного питания, услуги розничной торговли (только реализация пищевых продуктов), которые в течение 2002 г. также были выведены из области обязательной сертификации.

     С 2003 г. Федеральным законом «О техническом  регулировании» установлено, что единственной формой подтверждения соответствия услуг является добровольная сертификация. В соответствии с законом обязательное подтверждение соответствия проводится «только в случаях, установленных  соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента». Для продукции (в материально-вещественной форме) законом предполагается переходный период в семь лет, в течение которого российская система стандартизации и сертификации должна быть приведена  в соответствие с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». Услуги в разделе о переходных положениях не упоминаются.

     Системы обязательной сертификации услуг, выведенных из Перечня, перешли в режим функционирования в качестве добровольных. Услуги, которые  до недавнего времени считались  потенциально опасными, в настоящее  время исключены из сферы действия обязательной сертификации. Функции  мягкого регулирования безопасности услуг взяла на себя добровольная сертификация по требованиям официальных нормативных документов (в основном – государственных стандартов) в Системе сертификации ГОСТ Р.

     В настоящее время существуют два  вида сертификации: обязательная и  добровольная. Обязательная проводится по требованиям безопасности, добровольная – по показателям качества. Насчитывается 18 систем обязательной сертификации, проводимой по принуждению государства, и более 350 систем добровольной сертификации, осуществляемой по инициативе заявителя.

     Системы сертификации, действующие в сфере  услуг, по мнению ученых Института региональных экономических исследований, можно классифицировать по пяти признакам (табл. 2).

     Таблица 2

     Классификация систем сертификации

Признаки  классификации  Виды  систем
1. По объекту  сертификации  Услуги 
Процессы  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
Предприятие
Система менеджмента качества на предприятии 
Персонал 
Другие  объекты 
2. По способу оценки3 «Пороговая» система  оценки – объект сертификации соответствует  определенным требованиям или нет 
«Аналоговая»  система оценки – количественная оценка по некоторой шкале (например, в системе ССК Б.А. Минина рассчитывается количественный уровень качества)
Категорирование – промежуточный между «пороговым»  и «аналоговым» тип оценки (несколько  «порогов»)
3. По области действия:

по территориальному признаку:

региональная  система сертификации;
система сертификации федерального уровня;
международная система сертификации
по  отраслевому признаку система распространяется. на один вид  услуг;
на  группу однородных услуг;
на  всю сферу услуг 
4. По организационному строению  Система в составе  Системы ГОСТ Р
Система повторяет структуру ГОСТ Р, но не зависит от нее
У системы своя уникальная организационная  структура 
5. По виду документов, соответствие  которым подтверждается в системе  Национальные  стандарты 
Международные стандарты 
Стандарты организаций 
Требования  самой системы сертификации
Условия договоров 
Совмещение  требования документов различных видов 

Информация о работе Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме