Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В данной теме рассматриваются правовые, экономические, организационные основы стандартизации и технического регулирования в социально-культурном сервисе и туризме, а также правовые основы лицензирования.

Содержание

Введение 3
1. Правовые, экономические и организационные основы стандартизации 5
2. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики 14
3. Финансовая гарантия как форма регулирования альтернативная лицензированию 19
4. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг 19
5. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме 25
Заключение 31
Литература 33

Работа содержит 1 файл

Техническое регулирование в СКСиТ.docx

— 266.12 Кб (Скачать)

     Основным  техническим комитетом, подготавливающим документы для услуг в сфере  туризма, является ИСО/ТК 228 «Туризм  и услуги в сфере туризма» («Tourism and related services»), в функции которого входит стандартизация терминологии и требований к услугам, представляемым туристскими комитетами, включая стандартизацию смежных видов деятельности, туристских объектов, а также оборудования и средств обслуживания, используемых на туристских объектах. Целью данного ТК является создание нормативной базы и четких критериев оценки туристских услуг, на основании которых предприятия, производящие туристские услуги, и компании, их распространяющие, а также покупатели смогут принимать обоснованные решения.

     Наряду  с ИСО в настоящее время  активно работают другие международные  организации по стандартизации.

     Стандартизация  в сфере услуг рассматривается  как инструмент, способствующий развитию добросовестной конкуренции, повышению  качества услуг, снижению необоснованных технических барьеров в торговле услугами, повышению уровня защиты потребителей, охраны окружающей среды.

     Законодательной и нормативной базой системы  стандартизации являются:

     • Конституция Российской Федерации;

     • Федеральный закон «О техническом регулировании»;

     • Руководство ИСО/МЭК 2:1996 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь»;

     • Соглашение Всемирной торговой организации по техническим барьерам и торговле;

     • Концепция развития национальной системы стандартизации;

     • ГОСТ 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения;

     • ГОСТ 1.1–2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;

     • ГОСТ Р 1.2–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены;

     • ГОСТ Р 1.4–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения;

     • ГОСТ Р 1.5–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;

     • ГОСТ Р 1.8–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения;

     • ГОСТ Р 1.9–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения;

     • ГОСТ Р 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

     Стандартизация  в соответствии с действующим  законодательством – деятельность по установлению правил и характеристик  в целях их добровольного многократного  использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения  конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

     Состав  концептуальных положений стандартизации в сфере услуг приведен на рис. 1.

Рис. 1. Состав концептуальных положений системы стандартизации в сфере услуг

     Стандартизация  в условиях рыночной экономики обеспечивает реализацию следующих целей:

  • защита жизни и здоровья граждан, животных, растений, имущества, экологическая безопасность, соблюдение требований технических регламентов при оказании бытовых услуг;
  • повышение научно-технического уровня и качества и конкурентоспособности бытовых услуг;
  • обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных при оказании бытовых услуг;
  • распределение технико-экономической и социальной информации в части бытовых услуг в классификаторах;
  • обеспечение технической и информационной совместимости при оказании бытовых услуг;
  • обеспечение взаимозаменяемости материальной составляющей при оказании бытовых услуг;
  • рациональное использование ресурсов, необходимых при оказании бытовых услуг;
  • содействие ликвидации технических барьеров при оказании услуг;
  • обеспечение соответствия объектов стандартизации своему назначению, в том числе идентификации услуг, предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей.

     Основные  принципы стандартизации сформулированы в Федеральном Законе «О техническом  регулировании». Однако применение нового подхода к стандартизации и учет специфики сферы услуг позволяют  сформулировать принципы стандартизации, которые заключаются в следующих  позициях:

  • добровольность применения стандартов в части требований, относящихся к нематериальной (социально-культурной) составляющей услуги, или требований, характеризующих только качество (без учета характеристики безопасности);
  • комплексность стандартизации, т. е. охват документами в области стандартизации всех объектов, по всем уровням разукрупнения и по всем аспектам и стадиям жизненного цикла услуги;
  • социальная и научно-техническая значимость устанавливаемых в стандартах норм и требований. Стандарты должны стать итогом научно-исследовательской работы и базироваться на последних достижениях науки в различных сферах деятельности;
  • системность и взаимосвязь как внутри действующих стандартов для различных групп услуг, так и взаимосвязь, и согласованность с существующими системами стандартизации, правилами в сфере услуг и федеральным законодательством;
  • оптимальность, объективность устанавливаемых в стандартах норм и требований, возможность их эффективной проверки, а также применения рациональных методов контроля и испытаний;
  • недопустимость принятия стандартов, противоречащих требованиям технических регламентов;
  • применение международных стандартов в качестве основы для разработки национальных стандартов в социально-культурном сервисе и туризме;
  • открытость и гласность процессов разработки стандартов для сферы обслуживания.

     К документам1 системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма можно отнести следующие документы: национальные стандарты; рекомендации по стандартизации; правила по стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций; технические условия; образцы-модели; технические описания; инструкции; правила; договоры.

     Участниками системы стандартизации в сфере  социально-культурного сервиса и  туризма являются как органы исполнительной власти, так и научные организации, профессиональные объединения предпринимателей, общественные объединения потребителей, организации.

     В состав основных участников системы  стандартизации в сфере социально-культурного  сервиса и туризма входят:

  • федеральный орган по техническому регулированию (ФОТР) – Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России);
  • федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России); федеральное агентство по туризму;
  • национальный орган по стандартизации Российской Федерации (НОСт) – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование);
  • технический комитет по стандартизации (ТК);
  • разработчики национальных стандартов, стандартов организаций, классификаторов и других документов;
  • организации-исполнители;
  • потребители услуг;
  • научные организации, проводящие работы в сфере бытовых услуг, в том числе по техническому регулированию и стандартизации;
  • эксперты, работающие в научных организациях и технических комитетах, в том числе в ТК 342 «Услуги населению» и др.;
  • организации, осуществляющие информационное обеспечение системы.
  1. Лицензирование  как форма государственного регулирования развития экономики
 

     Лицензирование  является самой жесткой формой регулирования  экономики. При лицензировании государство  устанавливает к хозяйствующим  субъектам определенные требования и условия, без выполнения которых  предприятие не может заниматься определенным видом деятельности, а, значит, не может быть участником рыночных отношений.

     К лицензируемым видам деятельности относят виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской Федерации, и регулирование которых не может  осуществляться иными методами кроме  как лицензированием.

     Лицензирование  – это комплекс мероприятий, связанных  с предоставлением лицензий, переоформлением  документов, подтверждающих наличие  лицензии, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

     Лицензия  – специальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

     Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     Лицензионные  требования и условия – совокупность установленных положениями о  лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых  лицензиатом обязательно при  осуществлении лицензируемого вида деятельности.

     Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с  настоящим Федеральным законом.

     Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

     Соискатель  лицензии – юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление  конкретного вида деятельности.

     Реестр  лицензий – совокупность данных о  предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие  лицензии.

     Правовую  основу лицензирования составляют Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, которыми утверждаются Положение о лицензировании конкретных видов деятельности.

     Ранее действовал Федеральный Закон от 25 сентября 1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

     Действующий в настоящее время Федеральный  закон регулирует отношения, возникающие  между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (в соответствии с перечнем, предусмотренным этим Федеральным законом).

     Введение  лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным  законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются  лицензии.

     Действие  Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»  не распространяется на целый ряд  видов деятельности, в том числе: образовательную; деятельность, связанную  с защитой государственной тайны; в области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции; в области  связи; биржевую, нотариальную, страховую  деятельность; использование результатов  интеллектуальной деятельности и другие виды. Эти виды деятельности регулируются соответствующими Федеральными законами.

     Основными принципами осуществления лицензирования являются:

     1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

     2. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.

     3. Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.

     4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

     5. Гласность и открытость лицензирования.

Информация о работе Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме