Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:23, курсовая работа
В данной теме рассматриваются правовые, экономические, организационные основы стандартизации и технического регулирования в социально-культурном сервисе и туризме, а также правовые основы лицензирования.
Введение 3
1. Правовые, экономические и организационные основы стандартизации 5
2. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики 14
3. Финансовая гарантия как форма регулирования альтернативная лицензированию 19
4. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг 19
5. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме 25
Заключение 31
Литература 33
Основным техническим комитетом, подготавливающим документы для услуг в сфере туризма, является ИСО/ТК 228 «Туризм и услуги в сфере туризма» («Tourism and related services»), в функции которого входит стандартизация терминологии и требований к услугам, представляемым туристскими комитетами, включая стандартизацию смежных видов деятельности, туристских объектов, а также оборудования и средств обслуживания, используемых на туристских объектах. Целью данного ТК является создание нормативной базы и четких критериев оценки туристских услуг, на основании которых предприятия, производящие туристские услуги, и компании, их распространяющие, а также покупатели смогут принимать обоснованные решения.
Наряду с ИСО в настоящее время активно работают другие международные организации по стандартизации.
Стандартизация в сфере услуг рассматривается как инструмент, способствующий развитию добросовестной конкуренции, повышению качества услуг, снижению необоснованных технических барьеров в торговле услугами, повышению уровня защиты потребителей, охраны окружающей среды.
Законодательной и нормативной базой системы стандартизации являются:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон «О техническом регулировании»;
• Руководство ИСО/МЭК 2:1996 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь»;
• Соглашение Всемирной торговой организации по техническим барьерам и торговле;
• Концепция развития национальной системы стандартизации;
• ГОСТ 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения;
• ГОСТ 1.1–2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;
• ГОСТ Р 1.2–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены;
• ГОСТ Р 1.4–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения;
• ГОСТ Р 1.5–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
• ГОСТ Р 1.8–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения;
• ГОСТ Р 1.9–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения;
• ГОСТ Р 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Стандартизация
в соответствии с действующим
законодательством –
Состав концептуальных положений стандартизации в сфере услуг приведен на рис. 1.
Рис. 1. Состав концептуальных положений системы стандартизации в сфере услуг
Стандартизация в условиях рыночной экономики обеспечивает реализацию следующих целей:
Основные
принципы стандартизации сформулированы
в Федеральном Законе «О техническом
регулировании». Однако применение нового
подхода к стандартизации и учет
специфики сферы услуг
К документам1 системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма можно отнести следующие документы: национальные стандарты; рекомендации по стандартизации; правила по стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций; технические условия; образцы-модели; технические описания; инструкции; правила; договоры.
Участниками
системы стандартизации в сфере
социально-культурного сервиса
В состав основных участников системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма входят:
Лицензирование является самой жесткой формой регулирования экономики. При лицензировании государство устанавливает к хозяйствующим субъектам определенные требования и условия, без выполнения которых предприятие не может заниматься определенным видом деятельности, а, значит, не может быть участником рыночных отношений.
К
лицензируемым видам
Лицензирование – это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый
вид деятельности – вид деятельности,
на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется
получение лицензии в соответствии
с настоящим Федеральным
Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Соискатель
лицензии – юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, обратившиеся
в лицензирующий орган с
Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии.
Правовую основу лицензирования составляют Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, которыми утверждаются Положение о лицензировании конкретных видов деятельности.
Ранее действовал Федеральный Закон от 25 сентября 1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Действующий в настоящее время Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (в соответствии с перечнем, предусмотренным этим Федеральным законом).
Введение
лицензирования иных видов деятельности
возможно только путем внесения дополнений
в предусмотренный Федеральным
законом перечень видов деятельности,
на осуществление которых
Действие
Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
не распространяется на целый ряд
видов деятельности, в том числе:
образовательную; деятельность, связанную
с защитой государственной
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
2. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.
3. Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.
4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
5. Гласность и открытость лицензирования.
Информация о работе Техническое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме