Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
- дать понятие туристскому продукту, раскрыть его содержание, особенности и структуру;
- охарактеризовать элементы туристского продукта: тур, дополнительные услуги, туристские товары, раскрыть их структуру и экономическое значение для качественного удовлетворения потребностей туриста.
Предмет исследования: туристский продукт.
Объектом исследования: тур, дополнительные услуги, туристские товары.
В соответствии с целью и объектом работы необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие, содержание, особенности и структуру туристического продукта;
Рассмотреть элементы туристического продукта в отдельности.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Источники информации: учебно-методическая литература по туризму, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.
Введение 3
1 Туристский продукт: понятие, особенности, структура 6
2 Элементы туристского продукта 12
2.1 Тур как основной элемент туристского продукта 12
2.2 Дополнительный туристский продукт и его экономические 19
особенности 19
2.3 Товары 21
Заключение 23
Список литературы 25
Туристские
продукты имеют разную степень осязаемости.
Так, например, услуги, оказываемые
при продаже комплексного обеда
на предприятии быстрого обслуживания,
привязаны к реальному объекту
(обеду) и носят весьма осязаемый
характер. В меньшей степени
Неразрывность производства и потребления услуги - главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы.
При
неразрывности производства и потребления
услуг степень контакта между
продавцом и клиентом может быть
разной. Некоторые услуги оказываются
в отсутствии заказчика (например, ремонт
автомобиля). Другие услуги предоставляются
с помощью письменных коммуникаций
(например, обучающий курс) или технических
средств (например, автоматы по продаже
билетов, выдаче денег). Но многие виды
услуг требуют тесного прямого
контакта продавца с покупателем. Так,
лечение на курорте невозможно без
клиента и медицинского персонала,
обслуживание в ресторане неразрывно
связано с работниками
Неотделимость производства от потребления услуг обусловливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства. Клиент не просто потребляет услугу, но подключается к ее производству и доставке. Участие покупателя на всех фазах воспроизводственного процесса в сфере обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что и как производить. Поведение продавца в присутствии покупателя определяет вероятность повторения услуги.
Исследования показали, что в сбыте услуг требуется больше личного участия, внимания и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров. Покупатель зачастую рассматривает продавца услуг как своего рода эксперта, на чьи знания он полагается. В этом смысле почти всегда продавец услуги воспринимается как неотъемлемая ее часть. Поэтому правильный подбор и обучение персонала, в первую очередь, вступающего в непосредственный контакт с клиентом, приобретают особое значение на высококонкурентном рынке туристического бизнеса.
Изменчивость - важная отличительная черта туристских услуг. Качество туристской услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой, расположенной рядом, обслуживание поставлено хуже. Внутри гостиницы один работник радушен и исполнителен, тогда как другой груб и только мешает. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному.
Непостоянство
качества туристских услуг обусловлено
многими обстоятельствами. Чаще всего
причина кроется в самом
Свою лепту в нестабильность обслуживания вносит потребитель. Уникальность каждого покупателя объясняет высокую степень индивидуализации услуги в соответствии с запросами клиента. Эта уникальность делает невозможным массовое производство для многих услуг. Одновременно она порождает проблему управления поведением потребителей.
Неспособность к хранению – еще одна отличительная черта туристских услуг. Их нельзя произвести впрок или складировать. Транспортные пассажироперевозки, ночевки в средствах размещения не могут быть накоплены для дальнейшей продажи подобно продукции промышленности и сельского хозяйства. Не использованные сегодня номера в отеле или посадочные места в самолете завтра обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, и в этом смысле туристский продукт подвержен порче.
Неспособность услуг к хранению не является сложной проблемой в условиях постоянного спроса. Однако спрос на большинство видов услуг, в том числе туристских, колеблется. Его величина меняется в зависимости от времени года и дней недели. Если спрос превышает предложение, ситуацию нельзя исправить, взяв, как в промышленности, товар со склада. Аналогично, во время низкого спроса невозможно создать запасы услуг для их использования в пиковый период. Если существует избыточное предложение, производственные мощности простаивают и фирма несет убытки.
Кроме
перечисленных выше характеристик,
туристский продукт имеет ряд
других отличительных черт. Среди
них - размытость потребительских свойств;
неопределенность и в какой-то мере
анонимность источника услуг, обусловленные
многосубъектностью производителя
и разобщенностью продавца и потребителя
туристских услуг; нетранспортабельность
туристского продукта, порождающая
новую, весьма динамичную форму спроса,
при которой покупатель продвигается
к поставщику. Эти особенности
туристских услуг с точки зрения
экономической эффективности
Туристский
продукт состоит из трех элементов:
тур, дополнительные туристско-экскурсионные
услуги, товары (рис.1).
Рисунок
1.Структура туристского
Тур
- первичная единица туристского
продукта, реализуемая клиенту как
единое целое, продукт труда туроператора
на определенный маршрут и в конкретные
сроки (рис.2). Это комплекс различных
видов услуг, объединенных главной
целью путешествия и
Тур как экономическая категория должен отвечать следующим требованиям:
быть объективным явлением, в основе которого лежит ограниченность туристских ресурсов;
выражать отношения между туристской организацией и ее клиентами по производству, формированию, продвижению и реализации туристских услуг;
иметь активное, стимулирующее начало, быть побудительным мотивом как для туристского предприятия, так и для его клиентов;
в его формировании должны участвовать как объективные, так и субъективные факторы;
обладать потребительной и меновой стоимостью, т.е. быть товаром.
Рисунок
2. Структура тура
Основным
видом туристского продукта является
комплексное обслуживание, т.е. стандартный
набор услуг, продаваемый туристам
в одном «пакете». За рубежом туристские
поездки, реализуемые на основе стандартных
наборов или пакетов услуг
с заранее установленной
Пэкидж-туры являются основным предметом деятельности туристских предприятий и определяются как пакет услуг, включающий следующие компоненты – перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя. Структура подобных туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, особенностей туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.
Пэкидж-туры имеют преимущества перед другими предприятиями туристских услуг, так как их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.
Характерной
тенденцией современного рынка туризма
является уменьшение количества услуг,
входящих в тур. С одной стороны,
к такому шагу туристские предприятия
толкает конкурентная борьба и стремление
выйти на рынок с предложением
более низких, чем у конкурентов,
цен. За счет исключения из комплексного
обслуживания некоторых услуг у
туристов создается иллюзия дешевых
поездок. Например, в предлагаемом туре
может быть предложено только размещение
в гостинице и перевозка из
аэропорта (вокзала) в отели и
обратно (что в настоящее время
характерно для туров в Европу).
Все остальные необходимые
С
другой стороны, туристские предприятия
вынуждены учитывать и
Одним
из важнейших признаков для
Индивидуальные туры предназначены для одного или несколько лиц (до 5 человек). Как правило, такие туры формируются туристским предприятием на индивидуальной основе с учетом персональных запросов и пожеланий клиентов.
Индивидуальные
туры предоставляют туристам больше
независимости и
Организация
индивидуальных туров является трудоемким
процессом, требующим применения компьютерной
техники для осуществления
Групповые туры ориентированы на стандартизированные программы обслуживания и комплекс услуг, удовлетворяющих интересы массового потребителя. Такие туры могут формироваться как для относительно небольших (от 6 до 15 человек), так и для значительных групп туристов (например, круизы). Туристская группа формируется, как правило, исходя из принципов однородности (по месту проживания туристов, характеру обслуживания, общности профессиональных или любительских интересов и т.п.) с учетом соблюдения ряда требований: технологических (количество мест в транспортных средствах, обеспечение безопасности), социально-психологических (сходные мотивации у туристов и т.п.), наличие формального лидера – руководителя туристской группы. Последний является представителем туристского предприятия и выступает от его имени. Руководитель сопровождает туристов на протяжении маршрута, предоставляет путевую информацию, обеспечивает выполнение договора о предоставлении туристских услуг, владеет профессиональными знаниями о стране (месте) пребывания и, как правило, языком этой страны (или общепонятным в ней).
Групповые
туры более дешевые, что обусловлено
главным образом
Принимая во внимание разнообразие в потребностях туристов, туры могут иметь различную целевую направленность. В частности, выделяют следующие их виды:
-
познавательные, предназначенные для
ознакомления туристов с
-
рекреационные, преследующие
-
оздоровительные, направленные
-
развлекательные,
- любительские, предлагаемые потребителям, стремящимся использовать путешествие в соответствии со своими интересами (рыбалка, охота, сафари, сбор грибов и т.п.). Примером такого рода тура может служить тур «Рыбалка на Белом море»;
-
специализированные, призванные реализовать
специфические запросы людей
во время путешествия (частные
случаи – конгрессный, научный,