Специфика системы классификации гостиниц и других средств размещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Начало гостиничной классификации было положено ещё в те времена, когда существовало очень мало заведений, заслуживающих доверия. Классификация имела целью обеспечить безопасные и качественные услуги по проживанию и питанию для путешественников. Для отелей классификация - это способ представить необходимые потребителю сведений о качестве сервиса, инфраструктуре и других возможностях предприятия, помогая, таким образом, потенциальным клиентам и демонстрируя свою лояльность к ним. Для потребителей классификация означает большую согласованность в оценке гостиниц.

Работа содержит 1 файл

курсоваяя по мен-ту гостеприимства.docx

— 178.83 Кб (Скачать)

     В различных странах мира для обозначения  категорийности гостиниц и других средств  размещения применяются различные  символы – от звезд во Франции  и России до корон в Великобритании. Попытки введения унифицированной  международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом. Системы классификации  средств размещения, принятые в различных  странах, представлены в таблице 1.1.2.

     В зависимости от размеров и видов  жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов, производится классификация гостиниц по разрядам. В зависимости от разрядности устанавливается оплата номеров и других услуг. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно разделить на две группы:

     1) «европейская» система, на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд – от одной до пяти) (рис.1.1.1);

     2) «балльная» или индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

     

     Рис. 1.1.1. Система классификации гостиниц в зарубежных странах 

     Количеству  звезд в европейской гостинице  соответствует определенный термин в американском варианте классификации.

     Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) – 4-5 звезд; туристский класс (средний) – 2-3 звезды; экономический класс – 1-2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристики здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.

     Различают большие и малые гостиницы. ВТО  рекомендует считать малой гостиницей гостиницу с количеством номеров  до 30. Другая точка зрения заключается  в том, что малая гостиница  – это такая гостиница, которая  может обслуживаться и управляться  членами одной семьи. В большинстве  своем малые гостиницы, как правило, независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.

     Потребности в стандартах и контроле качества в индустрии гостеприимства особенно ощущаются в странах, которые  находятся в стадии перехода к  современному уровню туризма. Бурное развитие туризма, рост инвестиций в гостиничный бизнес, появление новых мест туризма привело к тому, что требуется более определенная классификация гостиниц и некий универсальный стандарт для путешественников и для туристского бизнеса.

     Система универсальных стандартов до сих  пор не существует, но с 1980 г. ощущается  явная в ней потребность. Гостиничная  индустрия, как и всякая другая индустрия  сервиса, претерпела большие изменения  во времена информатики и автоматизации. Теперь, когда туристы имеют большой  доступ к информации, они становятся более требовательными к качеству предоставляемых услуг.

     Система классификации для гостиниц должна удовлетворять нескольким целям:

  • стандартизация: установить унифицированную систему качества услуг и продуктов, что поможет создать структурированную систему дистрибуции на туристском рынке;
  • маркетинг: давать советы путешественникам относительно класса и типа гостиниц в местах их пребывания, что создаст здоровую конкуренцию;
  • защита потребителя: удостовериться, что гостиница отвечает минимальным стандартам размещения и услуг в соответствии с ее классификацией;
  • источник дохода: получать доход от лицензирования, продажи справочников и др.;
  • контроль: обеспечить систему контроля общего качества индустрии.

     На  практике система гостиничной классификации  работает хорошо, если она включает в себя следующие восемь элементов:

  1. установка категорий («степени звездности»);
  2. описание критериев для каждой категории;
  3. условия для специальных видов размещения (например, мотели, дома для гостей, кондоминимумы и апартаменты);
  4. установление методов проверки и классификации;
  5. специальные стандарты по оценке кухни;
  6. установка штрафов;
  7. независимость системы классификации гостиниц от налоговой системы страны;
  8. средства обращения к высшим инстанциям в случае споров.

     Большинство систем классификации гостиниц базируются на критериях, которые включают все  или некоторые из следующих элементов: размер, оборудование, персонал, цена, комфорт, удобства или красивый вид, качество услуг, кухня. Классификационные  символы должны быть значимыми и  простыми, особенно если их нужно показывать на названии гостиницы. Большинство  систем использует звезды в качестве степени категории гостиницы.

     При таком большом разнообразии гостиниц, не имея чутких измеримых стандартов, очень сложно определить, к какому конкретному классу относится определенная гостиница. Когда одновременно существуют официальная и коммерческая классификация  гостиниц, может возникнуть проблема противоречия между категориями  и классификациями гостиниц. Коммерческая классификация в основном делает акцент на качестве услуг, еды, напитков и уровне комфорта. Государственная  сертификация уделяет внимание физическим характеристикам здания и оборудования. Сложности в классификации гостиниц возникают, когда гостиница выходит  на международный уровень.

     В любой системе классификации  присутствует некий субъективизм, так  как каждая система имеет свои ограничения. Существует несколько  проблем по достижению общей международной  унифицированной системы. Во-первых, многие страны имеют свою хорошо разработанную систему классификации гостиниц, узнаваемую на своем рынке. Такие страны не проявляют большого желания вступать в единую систему классификации.

     Во-вторых, возникает проблема создания единой терминологии и критериев – качественных и количественных, которые бы охватывали весь спектр типов гостиниц, их характеристик и стандартов, а также национальное законодательство каждой страны. В-третьих, даже если будет достигнуто соглашение о единой классификации гостиниц, возникнет проблема с расходами по обучению персонала и подготовке квалифицированных инспекторов для поддержания работы этой системы.

     Как уже было сказано выше, существует множество систем классификации  гостиничных предприятий. Обобщим  всю имеющуюся информацию и представим основные системы классификации  предприятий размещения, принятые в  разных странах мира в таблице  1.1.2.

     В 1989 г. Секретариат ВТО разработал Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями. Рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного оборудования и мебели, энерго – и водоснабжению, отоплению, санитарии, безопасности и связи, кухне, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу.

     К гостинице любой категории может  быть отнесено здание, имеющее не менее 10 номеров, в котором в течение  суток должна быть холодная и горячая  вода. Высшая категория гостиницы  – категория «пять звезд». Средства размещения, не отвечающие требованиям  к гостиницам категории «одна  звезда», могут быть классифицированы как некатегорийные гостиницы. В  большинстве стран предварительная  классификация гостиницы является необходимым условием при получении  лицензии на гостиничную деятельность.

     Для защиты профессиональных интересов  работников гостиничной индустрии  в ряде стран образуют национальные гостиничные ассоциации (например, Российская гостиничная ассоциация – РГА), которые, в свою очередь, образовали Международную гостиничную ассоциацию (МГА), являющуюся ведущей международной организацией гостиничной индустрии. Важным вкладом МГА в развитие международного туризма явилось принятие в 1981 г. Международных гостиничных правил, определяющих принципы взаимоотношений клиента и гостиничной администрации и не потерявших своей актуальности до настоящего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦ  И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В РФ 

     2.1 Общие положения 

     Настоящий документ устанавливает цели, организационную  структуру и порядок проведения работ в Системе классификации  гостиниц и других средств размещения (далее - Система) на категорию "пять звезд", "четыре звезды", "три  звезды", "две звезды", "одна звезда".

     Настоящий документ регулирует порядок классификации  гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую проведение оценки соответствия гостиниц и других средств  размещения требованиям, установленным  в Системе, и аттестацию их на соответствующую  категорию). Классификация гостиницы  и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.

     Оценка  соответствия гостиниц и других средств  размещения установленным требованиям  проводится органами по классификации  гостиниц и других средств размещения, а аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы (далее - ЦОС) - организацией, уполномоченной Ростуризмом.

     Система разработана с учетом положений  Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об  основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.12.1996, N 49, ст. 5491), Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (ч. 1) , ст. 5140) , Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, N 3, ст. 140), распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №1004-р («Российская газета», N 157, 21.07.2005). 

     Настоящий документ устанавливает:

    • цели Системы;
    • область распространения Системы;
    • основные требования Системы;
    • организационную структуру Системы и функции ее участников;
    • порядок проведения работ в Системе;
    • формы документов, применяемых в Системе;
    • порядок рассмотрения апелляций;
    • правила применения знака категории гостиницы и другого средства размещения.

     Система является открытой для участия в  ней организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги гостиниц и других средств размещения и признающих и выполняющих ее правила.

     В Системе предусматривается свободный  доступ к информации о ее правилах, участниках и результатах классификации  для исполнителей и потребителей услуг гостиниц и других средств  размещения и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма  и пр.

     Объективность и достоверность оценки гостиниц и других средств размещения в  Системе обеспечивается экспертами, аттестованными в порядке, установленном  в Системе. 
 

     2.2 Определения 

     В настоящем документе применяются  термины, понятия и определения, установленные в Законе Российской Федерации "Об  основах туристской деятельности в Российской Федерации". Кроме того, в целях настоящего документа используются следующие термины и определения:

     средства  размещения - помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов; 
номер в средстве размещения - одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов;

Информация о работе Специфика системы классификации гостиниц и других средств размещения