Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование социальных и экономических значений развития туризма в Приморском крае.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть гостеприимство как одну из составляющих сфер обслуживания;
- изучить индустрию гостеприимства и специфику ее деятельности;
- исследовать концепции развития индустрии гостеприимства
Введение
1 Социальные и экономические факторы, влияющие на развитие туризма
1.1 Социальные факторы развития туризма
1.2 Экономические факторы развития туризма
2 Использование модели «русского гостеприимства» на территории Приморского края
2.1 Индустрия гостеприимства и специфика ее деятельности
2.2 Анализ сферы туризма в Приморском крае
3 Социальное и экономическое значение использования «русского гостеприимства» в Приморском крае
3.1 Основные проблемы и показатели развития туризма в Приморском крае
3.2 Прогноз и значение развития русского гостеприимства и туризма на территории Приморского края
Заключение
Список использованных источников
С социально-культурной точки зрения туризм привлекает инвестиции в сохранение и развитие культуры, восстановление памятников, возрождает народные промыслы, повышает уровень занятости и, соответственно, уровень жизни местного населения. Но возникают и отрицательные последствия. Местное население может считать несправедливым свое положение обслуживающего персонала. Сезонный характер работы и высокая доля неквалифицированного труда ухудшает структуру занятости. Процесс глобализации, неизбежно затрагивает районы, принимающие иностранных туристов. Соответствие мировым стандартам сервиса оказывается важнее местных особенностей и традиций [3, с.24-25]. Для решения этих проблем необходимо развивать наравне с туризмом и другие отрасли.
Развитие туризма представляет серьезную угрозу экологической обстановке в регионе. Природные ресурсы быстро истощаются и загрязняются при увеличении туристского потока. Строительство гостиничных комплексов, изменение береговой линии, обустройство пляжей, горнолыжных трасс, организация охоты и рыбалки, мест для пикника наносят непоправимый ущерб природному комплексу региона. Несмотря на это туризм, при правильной организации, может способствовать и восстановлению окружающей среды. Часть средств, поступающих от туристов, должна направляться на создание и финансирование национальных парков и заповедников, очистку воды и уборку туристских территорий. Тем более что поддержание чистой окружающей среды необходимо для функционирования самого туристского комплекса.
Итак, туризм подвергается влиянию различных факторов. Некоторые из них способствуют развитию туризма (богатые природно-географические и культурно-исторические ресурсы), другие сдерживают (плохая экология, напряженная политическая обстановка, экономический спад). Для развития туризма в России необходимо учитывать все эти факторы. Наличия богатых природных и культурных ресурсов недостаточно. Нужно обеспечить их доступность и сохранность, следить за загрязнением окружающей среды. При формировании туров надо проводить сегментацию посетителей по социальным и демографическим признакам и учитывать особенности различных групп туристов. Необходимо обеспечить безопасность пребывания туристов на территории страны, а также использовать современные технологии для совершенствования отраслевой инфраструктуры.
При планировании развития туризма в регионах страны особое внимание нужно уделять возможным последствиям. Ущерб, нанесенный экологии, культуре и социальной обстановке, очень нелегко возместить. При оценке каждого мероприятия по развитию туризма должны взвешиваться положительные и отрицательные последствия, и путем введения обоснованных ограничений должно достигаться их равновесие.
2 Использование
модели «русского
Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.
Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов. [8]
Различные иностранные
специалисты по-разному
По мнению Дж. Р. Уокера, индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний.
Согласно толковому
словарю Н. Уэбстера индустрия гостеприимства
– это сфера
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что зарубежная
методология индустрии
В советские времена для определения сферы деятельности, связанной с предоставлением услуг размещения и питания, применялось понятие «гостиничное хозяйство» либо «гостинично-ресторанное хозяйство». Применение понятия «индустрия гостеприимства» вместо «гостиничное хозяйство» предпочтительнее. Оно показывает всю природу этой деятельности, ведь индустрия гостеприимства ассоциируется у потребителей с дружелюбием, щедростью, вниманием по отношению к гостям.
Термин «индустрия гостеприимства» положительно позиционирует данный сектор деятельности, тем самым привлекая к себе дополнительные инвестиции в развитие российского рынка.
В последнее время можно наблюдать рост конкуренции во всех областях экономики развитых стран. Самая важная проблема состоит в привлечении клиентов и создании высочайшего уровня предлагаемого сервиса.
Как и любая другая сфера экономики, индустрия гостеприимства нуждается в определенной структуре и целостности, которые обеспечивали бы ее конкурентоспособность.
В структуру индустрии гостеприимства входят:
1) предприятия общественного питания;
2) транспортные услуги;
3) культурно-развлекательные услуги.
Большое внимание уделяется вопросу привлечения клиентов со стороны других предприятий. Это связано прежде всего со свойствами услуги как товара. Услуга неосязаема и нематериальна. Процесс реализации услуги зависит от процесса ее производства. По этой причине качество услуг находится в непосредственной зависимости от эмоционального и психологического состояния потребителя, а также работы самого персонала.
Различные фирмы индустрии гостеприимства не могут использовать традиционные стратегии или методы продвижения услуг в отношении потребителей, так как ужесточение конкуренции приводит к необходимости разработки новых программ и генерированию идей по привлечению и удержанию клиентов. [12]
В настоящее время существует определенная маркетинговая концепция управления туристическим бизнесом. Суть данной системы взглядов заключается в понятии «индустрия гостеприимства». Понятие «индустрия гостеприимства» является более широким, чем понятие «индустрия туризма». В основе этих двух сфер деятельности лежит понятие «гостеприимство», т. е. щедрость и дружелюбие по отношению к гостям.
Благодаря новым технологиям в XXI в. удалось удовлетворить потребности туристов, не прибегая к личному общению с персоналом (включая бронирование номеров в гостиницах, заказ еды в номер и т. п.). Технический прогресс позволил значительно сократить контакты клиентов с персоналом, сохраняя при этом положительные эмоции и теплую обстановку для клиента.
Но следует отметить, что далеко не всем клиентам нравятся машины и механизмы в качестве обслуживающего персонала. Поэтому предприятиям гостиничной индустрии приходится пересматривать позиции в этом вопросе. Предприятия стараются доказать, что машины – это помощники человека, а не конкуренты.
В нашей стране экспорт туристических услуг превышает их импорт. Достаточно большое количество людей из России уезжают за границу работать в сфере обслуживания, потому что уровень заработной платы на иностранных предприятиях намного выше, чем в России.
Российские туристические компании привлекают клиентов для отдыха за границей, тем самым развивается спрос на товары и услуги индустрии гостеприимства зарубежных предприятий.
Итак, индустрия гостеприимства – это понятие, включающее в себя услуги по обслуживанию клиентов.
В рамках данной
маркетинговой концепции
Ценовая дифференциация – это сегментация рынка, основанная на эластичности индивидуального спроса по цене. Другими словами, данное понятие можно охарактеризовать как использование специальных ценовых надбавок или скидок с целью привлечения клиентов, для которых цена имеет решающее значение. При этом для других клиентов цены не изменяются. Так, к примеру, отели в центральных районах города имеют высокие цены и обслуживают более состоятельных гостей, а в выходные дни загружены мало. Из этого можно сделать вывод, что в выходные или праздничные дни эти отели устанавливают низкие и вполне приемлемые цены для туристов, которые вряд ли бы выбрали для своего отдыха подобную гостиницу при других условиях. Это один из методов привлечения клиентов, когда благодаря разработанной концепции предприятие делает упор именно на цены услуг, имеющие непосредственное значение для туристов.
Следует отметить, что в индустрии гостеприимства широко используется манипулирование ценами. Предприятия разрабатывают программы и системы дифференцированного ценообразования, чтобы привлечь клиентов. Так, у каждого отеля или гостиницы имеется своя многоуровневая система цен с учетом различных групп клиентов.
Наиболее распространенными системами скидок являются следующие:
1) скидки для постоянных клиентов;
2) скидки для определенных групп туристов;
3) скидки для туристических агентств и т. д.
В результате этого средняя фактическая цена становится значительно ниже базовой. В случае снижения средней прибыли на номер в определенном отеле одновременно снижалась и прибыль всего предприятия в целом. Гостиницы не смогли повысить базовые цены, потому что тарифы устанавливаются в соответствии с присвоенной гостинице категорией и повышение цены могло бы привести к снижению спроса. [14]
Как было сказано ранее, гостеприимство
означает радушие по отношению к
гостям, или любезный прием гостей.
Другими словами, данное понятие
можно объяснить как
2.2 Анализ сферы туризма в Приморском крае
Анализ современного
состояния сферы туризма в
Приморском крае показывает, что в
последние годы эта сфера в
целом развивается стабильно
и динамично. Динамика основных показателей,
характеризующих состояние развития
отрасли, в целом соответствует основным
общероссийским тенденциям, характерным
для этой сферы.
По уровню развития
туристской инфраструктуры и концентрации
культурно–исторических объектов Приморский
край занимает первое место
в Дальневосточном Федеральном
округе. В регионе располагаются
184 единицы государственных и общественных
музеев, картинных галерей, галерей искусств;
свыше 2000 единиц памятников истории и
культуры (градостроительства, архитектуры,
монументально-изобразительного искусства,
археологии); 9 театров, 20 кинотеатров,
2 цирка, 1 океанариум; более 60 оркестров,
концертных организаций, центров культуры;
более 300 единиц досуговых учреждений,
около 30 единиц крупных спортивных комплексов,
10 стадионов, 7 специализированных выставочных
центров.
Коллективные
средства размещения (КСР) Приморского
края насчитывают более 450 предприятий,
в том числе 224 баз отдыха, турбаз и пансионатов.
Гостиничное хозяйство Приморского края
насчитывает
191 предприятие с номерным фондом более
5,5 тыс. единиц. Общее число занятых в сфере
обслуживания КСР края - около 6
тыс. человек. [12]
Основная часть
средств размещения Приморского
края (около
40 процентов) была введена в период 1960
- 1990 годов, около 12 процентов - до 1960 года.
Большая часть всех КСР (65 процентов) расположена
на юге и юго-востоке края (города Владивосток,
Находка, Уссурийск, Артем) и обеспечивает
потребность в размещении почти 95 процентов
всего въездного международного турпотока.
Продолжительность проживания посетителей
в гостиницах края составляет: 2-3 дня –
53 процента посетителей, 7-10 дней –
41 процент посетителей, более 10 дней - 6
процентов посетителей. Среднегодовой
коэффициент загрузки номерного фонда
составляет
40 процентов.