Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование социальных и экономических значений развития туризма в Приморском крае.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть гостеприимство как одну из составляющих сфер обслуживания;
- изучить индустрию гостеприимства и специфику ее деятельности;
- исследовать концепции развития индустрии гостеприимства
Введение
1 Социальные и экономические факторы, влияющие на развитие туризма
1.1 Социальные факторы развития туризма
1.2 Экономические факторы развития туризма
2 Использование модели «русского гостеприимства» на территории Приморского края
2.1 Индустрия гостеприимства и специфика ее деятельности
2.2 Анализ сферы туризма в Приморском крае
3 Социальное и экономическое значение использования «русского гостеприимства» в Приморском крае
3.1 Основные проблемы и показатели развития туризма в Приморском крае
3.2 Прогноз и значение развития русского гостеприимства и туризма на территории Приморского края
Заключение
Список использованных источников
Социальное и экономическое значение использования "Русского
гостеприимства" на территории Прим. Края
Оглавление
Введение
1 Социальные
и экономические факторы,
1.1 Социальные факторы развития туризма
1.2 Экономические факторы развития туризма
2 Использование
модели «русского
2.2 Анализ сферы туризма в Приморском крае
3 Социальное
и экономическое значение
3.1 Основные проблемы и показатели развития туризма в Приморском крае
3.2 Прогноз и значение развития русского гостеприимства и туризма на территории Приморского края
Заключение
Список использованных источников
Введение
Бурный рост туризма, особенно за последнее десятилетие, обусловил значительное развитие гостиничного хозяйства в России, повышение требований к содержанию гостиниц и организации в них сервиса. Между предприятиями размещения стала возникать реальная конкуренция за потребителя, готового оплачивать предлагаемые услуги за соответствующий сервис. В итоге постепенно стал развиваться реальный гостиничный рынок в нашей стране, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции. Возникает необходимость сотрудничества и кооперации с туристическими агентствами и туроператорами.
Отмечено, что к тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, получившие развитие в последние десятилетия, следует отнести: 1) углубление специализации гостиничного и ресторанного предложений; 2) образование международных гостиничных и ресторанных цепей; 3) развитие сети малых предприятий; 4) внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что гостиничное хозяйство в Приморском крае является одной из ведущих отраслей сферы услуг, которой с каждым годом придается все большее значение. Объектом исследования выступает развитие туризма в Приморском крае.
Предметом исследования работы является основная концепция русского гостеприимства.
Целью данной курсовой работы является исследование социальных и экономических значений развития туризма в Приморском крае.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть гостеприимство как одну из составляющих сфер обслуживания;
- изучить индустрию гостеприимства и специфику ее деятельности;
- исследовать концепции развития индустрии гостеприимства;
- выявить социальные и экономические значения туризма на территории края;
- проанализировать состояние туризма в Приморском крае в настоящее время
- прогнозирование сферы туризма в Приморском крае до 2017 года
Методология и методы исследования. Методологической базой послужили принцип системного подхода, методы сравнения, анализа, синтеза. В качестве инструментов научного исследования применялись методы научной абстракции, индукции и дедукции. При изучении фактического материала использовались методы экономико-статистической обработки и анализа собранного материала. Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме концепции гостеприимства: агентско-операторский аспект. Основные положения исследования проиллюстрированы таблицами и расчетами, информационной базой которых послужили годовые отчеты и внутренние аналитические отчеты.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения (во введении указывается актуальность исследования, определяются основные цель и задачи исследования, предмет и объект, методология), основной части (трех глав), заключения и списка использованных источников литературы.
1 Социальные
и экономические факторы,
1.1 Социальные факторы развития туризма
Туризм - явление многогранное и неоднозначное. Различные специалисты исследуют туризм как вид экономической деятельности по организации путешествий или как деятельность самих туристов во время путешествия, как отдельную отрасль народного хозяйства или как крупный межотраслевой комплекс [2, с. 60].
С точки зрения экономики туризм – открытая социально-экономическая система [1, с. 15]. Такой системный подход предполагает влияние на систему и исходящее от системы влияние на внешнюю среду. Таким образом, выделяют факторы, влияющие на развитие туризма, и влияние туризма на различные сферы жизни общества.
Среди основных факторов, влияющих на развитие туризма, выделяют 2 группы. Факторы первой группы исходят из внешней по отношению к туризму среды, из различных сфер жизни общества. К внешним факторам относятся природно-географические, экологические, культурно-исторические, экономические, политические, социальные и прочие факторы. Ко второй группе относятся специфические факторы, возникающие внутри системы туризма, но также оказывающие влияние на его развитие. Влияние факторов может быть как положительным, так и отрицательным. Рассмотрим отдельные группы факторов подробнее. [1, с. 19]
Природно-географические
и экологические факторы нужно
рассматривать во взаимосвязи. Первые
характеризуют наличие или
Следующая группа факторов – культурно-исторические. Это наличие памятников истории и архитектуры, регулярное проведение культурных мероприятий и др. В совокупности с природно-географическими факторами они формируют изначальные предпосылки развития туризма [1, с. 19]. Важно не только богатство и разнообразие культурных достопримечательностей, но и их состояние. В этой связи не последнюю роль играет государственная политика сохранения памятников культуры и истории.
Экономические факторы оказывают влияние на туризм, так как от экономической стабильности зависит покупательная способность туристов, объем средств, вкладываемых в развитие туристской инфраструктуры, в продвижение туристских возможностей регионов. Так, мировой экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, нанес серьезный ущерб мировой туристской отрасли. Специфика деятельности туроператоров такова, что для формирования пакетных туров, необходимо внести предоплату контрагентам (гостиницам, авиакомпаниям, музеям). Раньше операторы брали на эти цели банковские кредиты. После того, как условия кредитования сильно ужесточились, формирование пакетных туров по многим направлениям стало затруднительным. Значительно снизился туристский спрос даже на недорогие туры. Удовлетворение потребности в путешествиях не является жизненно необходимым, поэтому в кризисной ситуации потребители могут от него легко отказаться. Экономический спад отразился и на развитии инфраструктуры. В связи с отсутствием финансирования прекратилось строительство многих гостиниц, развлекательных комплексов и других сооружений.
Очень важной для развития туризма становится политическая обстановка в стране. Военные действия, террористические акты, правительственные перевороты не только отпугивают потенциальных туристов, но и ставят под угрозу жизни уже пребывающих в стране путешественников. Жертвы среди иностранных граждан вызывают реакцию всей мировой общественности, а привлечение внимания – одна из основных целей террористических группировок. Гостиницы, аэропорты, самолеты становятся частой мишенью для взрывов и захватов заложников. Поэтому, выбирая место отдыха, туристы отдают предпочтение странам или регионам, где политическая обстановка более стабильна.
Среди социальных
факторов можно выделить повышение
уровня жизни населения и
Демографические
факторы заключаются в
Влияние технологических факторов проявляется с одной стороны в совершенствовании инфраструктуры, применении новейших технологий в строительстве и транспорте, а с другой стороны в информациализации и компьютеризации туристской отрасли. Использование сети Интернет стало неотъемлемой частью процесса формирования тура, позволило ускорить многие процедуры. Кроме того, туристы получили доступ к огромным объемам информации о странах, курортах, гостиницах, авиакомпаниях. Клиент приходит в турфирму, зачастую уже зная, в какой отель он хочет попасть, рейсом какой авиакомпании он хочет полететь и какие экскурсии посетить. Он заранее знает, сколько это будет стоить и в этой турфирме, и у ее конкурентов, может обсудить репутацию компании или отеля с теми, кто уже воспользовался их услугами, и даже забронировать и оплатить тур, не выходя из дома или офиса. Туризм становится более распространенным, доступным и разнообразным.
Существуют и внутренние факторы, играющие немаловажную роль в развитии туризма. Недостаток и плохое состояние имеющихся средств размещения, транспортных средств, необеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие четкой законодательной базы туризма – все это является серьезными сдерживающими факторами [4]. Кроме того, к внутренним факторам относится сезонность, то есть усиление туристского потока в определенные месяцы года и ослабление в другие. Сезонная неравномерность спроса чаще всего связана с климатическими особенностями туристской территории, но даже в этом случае ее можно искусственно сгладить. Карнавалы и фестивали, выставки и конференции призваны привлечь дополнительные потоки туристов во время сезонного спада.
Взаимодействие туризма с внешней средой не является односторонним. В процессе развития он постепенно вносит изменения в связанные с ним сферы жизни общества. И это влияние также не всегда позитивно.
1.2 Экономические факторы развития туризма
Наиболее часто
рассматривается влияние
Туризм является важным источником иностранной валюты. Он создает доход, который влияет на экономическое развитие принимающего региона или страны. Он создает доход, используя «бесплатные» природные и культурные достопримечательности принимающей страны и создает возможности для трудоустройства, новые инвестиции, новые источники дохода и налоговых отчислений. Существует множество примеров территорий, регионов и стран, которые извлекли значительную выгоду из влияния туризма на экономику.
Туризм часто рассматривают с точки зрения его потенциального вклада в экономическое развитие. Широко распространено мнение о том, что туризм помогает преодолеть растущую экономическую пропасть между развитыми и менее развитыми странами и регионами и обеспечивает ускорение экономического и социального развития, в особенности в развивающихся странах. Конечно, туризм содействует экономическому развитию туристских территорий, а экономические выгоды туризма, такие как создание дохода и рабочих мест, официально признанны. Однако на практике существует достаточно много факторов, которые снижают потенциальные выгоды для принимающей страны. Остаются серьезные сомнения насчет того, может ли туризм, без стороннего вмешательства и коренных изменений в мировых политических структурах, на самом деле способствовать установлению более равномерного и справедливого экономического порядка в мире.
Существуют основания считать, что многим туристским территориям удалось преодолеть недостаток финансовых ресурсов, обойти экономически невыгодный этап развития туризма (когда требуются все большие инвестиции, а доход еще слишком мал) и ускорить процесс развития туристской инфраструктуры и сооружений с помощью международных финансовых средств и опыта. То есть они постарались привлечь частный иностранный капитал для финансирования развития туристских сооружений, таких как средства размещения, рестораны и средства развлечения. Нет сомнений, что иностранные инвестиции увеличивают дополнительный доход и рост, создают новые рабочие места и привлекают иностранную валюту, но в то же время, к сожалению, создают больше потерь, чем внутренние инвестиции из местных частных и государственных источников. Это конечно происходит потому, что прибыль получает материнская компания, нанимается больше иностранных работников и используется больше импортных товаров для обеспечения туристического бизнеса. Эти факторы в совокупности уменьшают вклад туризма в экономику страны [5].