- это знаки, которые замещают отдельные элементарные явления или действия, которые трудно поддаются расчленению на более простые элементы (в знаковой системе письма это буква; в математике – знаки равенства, сложения, вычитания и т.д.);
- знаки, которые замещают суждение или умозаключение (в системе письменной речи это предложение; в математике – теорема Пифагора);
- знаки, которые замещают отдельные понятия (в человеческой речи это слово, в математике – понятие «квадрат»; в музыке - музыкальная фаза);
Отсюда можно говорить
о знаках, которые несут единичную
информацию, понятийную информацию и
тезисную информацию.
Классифицировать знаки
можно на основании внешнего изображения
знака:
- знаки символические, которые имеют произвольное внешнее изображение. Они не имеют или почти не имеют сходства с явлением или действием, которое они замещают (в письме это буквы, знаки препинания; в математике – знак сложения (+), цифры 1-2-3-4 и т. д.);
- графические знаки применяют там, где необходимо выразить явление или динамику действия (в экономике это графики экономического развития стран, в математике – графики зависимости функции от аргумента, в истории – графики развития революционного движения и т.д.);
- рисуночные знаки (пиктограммы) внешне отдаленно напоминают явление или действие, которое они замещают. Например, зрительная опора, которая может замещать абстрактное понятие – «Металлургическая промышленность» и т. д.
- словесные знаки состоят из отдельных слов, слогов или отдельных букв тех терминов, предложений или тезисов, о которых должна идти речь в данной смысловой части урочной темы. Например, словесные опоры, дидактическое назначение которых состоит в том, чтобы они потребовали рассказа о «Материи и ее свойствах».
- Виды опорных конспектов
В практике учебной работы
используются различные опорные
конспекты, каждый из которых имеет
свое особое дидактическое назначение:
- Обычный – наиболее распространенный опорный конспект, который используется при изучении урочной темы. Каждому такому опорному конспекту даются логические задания, которые стимулируют процесс осмысления фактического материала урочной темы (при подготовке домашнего задания) и заставляют учащегося обязательно работать с соответствующим параграфом учебника.
- Особый – дает возможность увидеть протекание какого-либо процесса и взаимную связь компонентов, составляющих его структуру. Они могут составляться в форме графика или линии времени, что дает возможность наблюдать процесс в целом и его поэтапное развитие. Фактический материал, как правило, в этих опорных конспектах уходит на второй план. Такие схемы процессов можно использовать при повторении и обобщении нескольких учебных тем или всего курса.
- Синтетический – обобщает фактический материал учебной темы и служит главным образом на втором этапе изучения учебной темы при формировании тематического образовательного уровня. Такие схемы действительно являются синтезом самого главного, что есть в каждом из опорных конспектов, каждой из урочных тем, которые входят в учебную программу. Опоры этого листа наиболее абстрагированы. Если опорный конспект поурочной системы что-то подсказывает и является до некоторой степени шпаргалкой для учащегося, то синтетический – абракадабра для каждого, кто последовательно не изучал урочные темы по поурочным опорным конспектам. И, наоборот, он легко дешифруется, если учащийся знаком с поурочными опорными конспектами.
Синтетическая схема –
прекрасный дидактический инструмент
проверки усвоения знаний, умений, мировоззренческих
и нравственных устоев, когда изучение
учебной темы закончено и необходимо
провести зачет. Опорный конспект дает
возможность увидеть учебную тему как
единое целое. В нем выделено не только
узловые вопросы урочных тем, которые
входят в эту учебную тему, но и закономерности,
процессы и тенденции, которые проявляются
только на уровне темы или раздела.
Итак, существование нескольких
видов опорных конспектов значительно
облегчает их составление и применение.
Классификация опорных конспектов
дает возможность их применения как
в обучающих целях, так и в форме контроля.
- Дидактическая роль опорных конспектов
Опорный конспект – эффективное
средство в процессе обучения и воспитания,
которые решают несколько дидактических
задач.
- Опорный конспект дает возможность проводить проверку подготовленности учащихся при изучении каждой урочной темы. На каждом типовом уроке они по памяти воспроизводят опорный конспект, а это дает возможность выявить микро пробелы в их знаниях.
- При изучении урочной темы учитель организует восприятие нового материала как обычно (рассказ, самостоятельная работа учащихся и тд.) А вот дальше – необычно! Остается пять минут до конца урока, который он использует для повторения изучаемой темы, причем сам бегло воспроизводит самое главное по опорному конспекту.
Результаты данных действий:
- возрастает запоминание всего, что следует запомнить, изучив урочную тему. Продуктивность памяти в этом случае возрастает в результате того, что к этому процессу подключаются зрительные рецепторы, которые дают возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом.
- ассоциативная связь между символическими опорами и учебной информацией создает возможность использовать опорный конспект как дидактический инструмент резкого повышения готовности памяти, в каждом отдельном случае воспроизводить ранее приобретенную информацию. Каждая опора становится ниточкой, которая дает возможность в любое время вытянуть из долговременного хранилища памяти все то, что было заложено в прошлое время.
- Опорный конспект прошлой урочной темы помогает учителю в первую половину урока, когда идет фронтальное повторение, а во время изучения нового материала начинает работать уже новый опорный конспект. Он подскажет все, что необходимо: последовательность рассказа, компоненты изучаемого материала и их зависимости. Это раскрепощает учителя, и поэтому интеллектуальное напряжение снимается само собою.
- При выполнении домашнего задания, опорный конспект подсказывает смысловую структуру текста, то есть его смысловые части.
- В результате длительной учебной практики обучение учащихся работе с книгой, над незнакомым текстом становится навыком.
- Психологические аспекты применения опорного конспекта
- материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается, компактность знаний позволяет охватить материал фронтально.
- опорный конспект создает основу для осуществления логических операций и способствует сохранению основных знаний долговременной памяти.
- способ подачи учебного материала в опорном конспекте повышает внимание учащихся, удачно подобранные и ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, прочное запоминание.
- Технология составления опорного конспекта
Разработка опорного
конспекта предусматривает следующие
этапы:
1. Отбор учебного
материала. На этом этапе подбирается
литература, необходимая для изучения
данной темы, из нее выбираются учебная
информация, исторические справки, высказывания
известных ученых и т.д.
2. Структурно-логический анализ
и построение структурно-
логической схемы учебной информации
(позволяют наглядно представить структуру учебного
материала и последовательность изложения).
- Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.
- Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.
- Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.
- Кодирование значимости учебной информации в цвете.
Требования к опорным
конспектам:
- Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре определенного параграфа учебника, а это значит, что сколько в параграфе смысловых частей (главная мысль и служебные элементы), столько же должно быть логических блоков.
- Опорный конспект должен состоять из логических блоков, которые зрительно легко определяются.
- Следует преодолеть соблазн включать в опорный конспект слишком много опор, что затрудняет письменное воспроизведение и оперативную работу с ним.
- Письменное воспроизведение опорного конспекта не должно превышать для среднего учащегося 3 – 4 минуты.
- Опорный конспект не должны быть похожими друг на друга, чего можно достичь, изменяя шрифт, расположения логических блоков и т.д.
- Для того, чтобы выделить особо важные суждения и умозаключения, используется красный цвет. Пользоваться этим приемом надо разумно. Слишком много красного цвета может привести только к тому, что он перестанет выполнять свою функцию как сигнал важности.
- Не всегда удается в опорном конспекте показать взаимосвязи и взаимозависимости, но если представится такая возможность, то показать их следует.
Применение мнемонических
приемов:
При разработке опорных конспектов
используются специальные приемы отбора, структурирования
и отображения учебной информации,
получившие название мнемонические приемы.
Мнемоника - система различных
приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих
объем памяти путем образования искусственных
ассоциаций.
Мнемонические приемы
выполняют роль своеобразного «мостика», позволяющего облегчить запоминание
учебного материала и увеличить объем
памяти.
Различают следующие
разновидности мнемонических приемов:
•жизненные ситуации;
•ассоциации;
•аббревиатура;
•опорные слова, словосочетания;
•логические цепочки;
•символика.
Создание жизненных
ситуаций, аналогий при объяснении учебного
материала облегчает понимание принципа
действия устройства и дает дополнительную опору для его
запоминания.
Ассоциация - система приемов,
облегчающих запоминание и понимание учебного
материала, ассоциации создают внешние
опоры с уже хорошо известными фактами
и представлениями, чем облегчают понимание
и запоминание формируемых знаний.
Аббревиатура широко применяется
в опорном конспекте для выделения информации,
учебного материала, связанного с обозначением
марок проводов, материалов. Запомнить
несколько знаков легче, чем сложное название,
но еще проще ассоциировать несколько
букв с реальными объектами. При использовании
аббревиатуры в опорном конспекте необходимо
отражать приемы ее расшифровки.
Символика применяется
при изучении технических дисциплин и
позволяет значительно улучшить
структуру представляемой информации, придает ей динамичный
характер. Примером символики могут служить
хорошо знакомые учащимся значки:
> - больше;
< - меньше; и т. д.
Цвет
в опорном конспекте:
Цвет играет большую роль в наглядном
представлении. [4, c. 7]
При разработке опорных
конспектов не существует жестких условий
при выборе цвета, но рекомендуется:
- использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;
- рисунки раскрашиваются с учетом значимости и смысловой нагрузки;
- иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
- обеспечивать хороший контраст фигур и фона;
- избегать комбинации красного и желтого цветов;
- избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.
Человек может различать примерно
7 миллионов различных цветовых оттенков.
В сетчатке глаза насчитывается
тоже около 7 миллионов колбочек. [4] Впрочем,
хороший монитор в состоянии отобразить
около 16 777 216 миллионов оттенков. От сюда
следует, что не надо злоупотреблять совершенством
компьютерных технологий, достаточно
использовать базовые цвета. Выбор цвета
для оформления, особенно, если цветность
в данной науке не определена, обуславливается
эмоциональным состоянием разработчика.
Например, принято, что северный магнитный
полюс – синий, а южный –
красный. Таким образом, использование
в паре синего и красного предполагает
наличие магнитного поля и его
заданное направление. Однако не существует
цветовой интерпретации электрического
поля, и перед разработчиком стоит
выбор: ограничится черно-белой схемой
или придумать собственную интерпретацию.
Если последнее, то какие выбрать
цвета. Также стоит вопрос о выборе
цветовой кодировки для основных
учебных элементов, дополняющих
учебных элементов, дефиниций и
др. Люшер показал, что выбор того или иного
цвета обусловлен ситуативным состоянием
психоэмоциональной сферы личности человека:
«Мы выбираем то, что нам нужно. Мы предпочитаем
то, чего нам недостает. Нам нравится то,
что полезно для нас в настоящее время».
[6]