Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа носит учебно-исследовательский характер. В ее основе лежит самостоятельная творческая деятельность. Для ее выполнения потребовалось систематизировать и обобщить материал, представленный в различных источниках литературы.
Цель курсовой работы – разработать систему опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство».

Содержание

Введение
Глава 1……………………………………………………………………………..5
Сущность и назначение опорных конспектов………………………………7
Опорные знаки………………………………………………………………...8
Виды опорных конспектов………………………………………………….10
Дидактическая роль опорных конспектов…………………………………11
Психологические аспекты применения опорного конспекта…………….13
Технология составления опорного конспекта……………………………..13
Алгоритмы работы с опорными конспектами……………………………..18
Опорный конспект и работа с ним учеников дома………………………..20
Опорный конспект как контроль…………………………………………...22
Глава 2……………………………………………………………………………24
2.1 Спецификация учебных элементов по теме: «Страхование в туризме»…24
2.2 Граф учебной информации по теме: «Страхование в туризме»………….26
2.3 Структурно-логическая схема по теме: «Страхование в туризме»………27
ОК№ 1: «Схема программного комплекса «Мастер-тур» (ПК программа «Мастер-страхование»)………………………………………………………….28
ОК№ 2: «Страхование в туризме»……………………………………………...29
ОК№ 3: «Нормативные документы»…………………………………………...30
ОК№ 4: «Виды страхования в туризме»……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 515.58 Кб (Скачать)
  • это знаки, которые замещают отдельные элементарные явления или действия, которые трудно поддаются расчленению на более простые элементы (в знаковой системе письма это буква; в математике – знаки равенства, сложения, вычитания и т.д.);
  • знаки, которые замещают суждение или умозаключение (в системе письменной речи это предложение; в математике – теорема Пифагора);
  • знаки, которые замещают отдельные понятия (в человеческой речи это слово, в математике – понятие «квадрат»; в музыке  - музыкальная фаза);

Отсюда можно говорить о знаках, которые несут единичную  информацию, понятийную информацию и  тезисную информацию.

Классифицировать знаки  можно на основании внешнего изображения  знака:

  • знаки символические, которые имеют произвольное внешнее изображение. Они не имеют или почти не имеют сходства с явлением или действием, которое они замещают (в письме это буквы, знаки препинания; в математике – знак сложения (+), цифры 1-2-3-4 и т. д.);
  • графические знаки применяют там, где необходимо выразить явление или динамику действия (в экономике это графики экономического развития стран, в математике – графики зависимости функции от аргумента, в истории – графики развития революционного движения и т.д.);
  • рисуночные знаки (пиктограммы) внешне отдаленно напоминают явление или действие, которое они замещают. Например, зрительная опора, которая может замещать абстрактное понятие – «Металлургическая промышленность» и т. д.
  • словесные знаки состоят из отдельных слов, слогов или отдельных букв тех терминов, предложений или тезисов, о которых должна идти речь в данной смысловой части урочной темы. Например, словесные опоры, дидактическое назначение которых состоит в том, чтобы они потребовали  рассказа о «Материи и ее свойствах».
    1. Виды опорных конспектов

В практике учебной работы используются различные опорные  конспекты, каждый из которых имеет  свое особое дидактическое назначение:

  1. Обычный – наиболее распространенный опорный конспект, который используется при изучении урочной темы. Каждому такому опорному конспекту даются логические задания, которые стимулируют процесс осмысления фактического материала урочной темы (при подготовке домашнего задания) и заставляют учащегося обязательно работать с соответствующим параграфом учебника.
  2. Особый – дает возможность увидеть протекание какого-либо процесса и взаимную связь компонентов, составляющих его структуру. Они могут составляться в форме графика или линии времени, что дает возможность наблюдать процесс в целом и его поэтапное развитие. Фактический материал, как правило, в этих опорных конспектах уходит на второй план. Такие схемы процессов можно использовать при повторении и обобщении нескольких учебных тем или всего курса.
  3. Синтетический – обобщает фактический  материал  учебной темы и служит главным образом на втором  этапе изучения учебной темы при формировании тематического образовательного уровня. Такие схемы действительно являются синтезом самого главного, что есть в каждом из опорных конспектов, каждой из урочных тем, которые входят в учебную программу. Опоры этого листа наиболее абстрагированы. Если опорный конспект поурочной системы что-то подсказывает и является до некоторой степени шпаргалкой для учащегося, то синтетический – абракадабра для каждого, кто последовательно не изучал урочные темы по поурочным опорным конспектам. И, наоборот, он легко дешифруется, если учащийся знаком с поурочными опорными конспектами.

Синтетическая схема –  прекрасный дидактический инструмент проверки усвоения знаний, умений, мировоззренческих  и нравственных устоев, когда изучение учебной темы закончено и необходимо провести зачет. Опорный конспект дает возможность увидеть учебную тему как единое целое. В нем выделено не только узловые вопросы урочных тем, которые входят в эту учебную тему, но и закономерности, процессы и тенденции, которые проявляются только на уровне темы или раздела.

Итак, существование нескольких видов опорных конспектов значительно  облегчает их составление и применение. Классификация опорных конспектов дает возможность их применения как в обучающих целях, так и в форме контроля.

    1. Дидактическая роль опорных конспектов

Опорный конспект – эффективное  средство в процессе обучения и воспитания, которые решают несколько дидактических  задач.

  1. Опорный конспект дает возможность проводить проверку подготовленности учащихся при изучении каждой урочной темы. На каждом типовом уроке они по памяти воспроизводят опорный конспект, а это дает возможность выявить микро пробелы в их знаниях.
  2. При изучении урочной темы  учитель организует восприятие нового материала как обычно (рассказ, самостоятельная работа учащихся и тд.) А вот дальше – необычно! Остается пять минут до конца урока, который он использует для повторения изучаемой темы, причем сам бегло воспроизводит самое главное по опорному конспекту.

Результаты данных действий:

  • возрастает запоминание всего, что следует запомнить, изучив урочную тему. Продуктивность памяти в этом случае возрастает в результате того, что к этому процессу подключаются зрительные рецепторы, которые дают возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом.
  • ассоциативная связь между символическими опорами и учебной информацией создает возможность использовать опорный конспект как дидактический инструмент резкого повышения готовности памяти, в каждом отдельном случае воспроизводить ранее приобретенную информацию. Каждая опора  становится ниточкой, которая дает возможность в любое время вытянуть из долговременного хранилища памяти все то, что было заложено в прошлое время.
  1. Опорный конспект прошлой урочной темы помогает учителю в первую половину урока, когда идет фронтальное повторение, а во время изучения нового материала начинает работать уже новый опорный конспект. Он подскажет все, что необходимо: последовательность рассказа, компоненты изучаемого материала и их зависимости. Это раскрепощает учителя, и поэтому интеллектуальное напряжение снимается само собою.
  1. При выполнении домашнего задания, опорный конспект подсказывает смысловую структуру текста, то есть его смысловые части.
  2. В результате длительной учебной практики обучение учащихся работе с книгой, над незнакомым текстом становится навыком.
    1. Психологические аспекты применения опорного конспекта
  • материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается, компактность знаний позволяет охватить материал фронтально.
  • опорный конспект создает основу для осуществления логических операций и способствует сохранению основных знаний долговременной памяти.
  • способ подачи учебного материала в опорном конспекте повышает внимание учащихся, удачно подобранные и ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, прочное запоминание.
    1. Технология составления опорного конспекта

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие  этапы:

1.    Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.

2. Структурно-логический анализ и построение структурно- 
логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).

  1.     Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.
  2.     Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.
  3.     Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.
  4.      Кодирование значимости учебной информации в цвете.

Требования к опорным  конспектам:

  1. Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре определенного параграфа учебника, а это значит, что сколько в параграфе смысловых частей (главная мысль и служебные элементы), столько же должно быть логических блоков.
  2. Опорный конспект должен состоять из логических блоков, которые зрительно легко определяются.
  3. Следует преодолеть соблазн включать в опорный конспект слишком много опор, что затрудняет письменное воспроизведение и оперативную работу с ним.
  4. Письменное воспроизведение опорного конспекта не должно превышать для среднего учащегося 3 – 4  минуты.
  5. Опорный конспект не должны быть похожими друг на друга, чего можно достичь, изменяя шрифт, расположения логических блоков и т.д.
  6. Для того, чтобы выделить особо важные суждения и умозаключения, используется красный цвет. Пользоваться этим приемом надо разумно. Слишком много красного цвета может привести только к тому, что он перестанет выполнять свою функцию как сигнал важности.
  7. Не всегда удается в опорном конспекте показать взаимосвязи и взаимозависимости, но если представится такая возможность, то показать их следует.

Применение мнемонических  приемов:

При разработке опорных конспектов используются специальные приемы отбора, структурирования и отображения учебной информации, получившие название мнемонические приемы.

Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемонические приемы выполняют роль своеобразного «мостика», позволяющего облегчить запоминание учебного материала и увеличить объем памяти.

Различают следующие  разновидности мнемонических приемов:

•жизненные ситуации;

•ассоциации;

•аббревиатура;

•опорные слова, словосочетания;

•логические цепочки;

•символика.

Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание принципа действия устройства и дает дополнительную опору для его запоминания.

Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминание и понимание учебного материала, ассоциации создают внешние опоры с уже хорошо известными фактами и представлениями, чем облегчают понимание и запоминание формируемых знаний.

Аббревиатура широко применяется в опорном конспекте для выделения информации, учебного материала, связанного с обозначением марок проводов, материалов. Запомнить несколько знаков легче, чем сложное название, но еще проще ассоциировать несколько букв с реальными объектами. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо отражать приемы ее расшифровки.

Символика применяется при изучении технических дисциплин и позволяет значительно улучшить структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер. Примером символики могут служить хорошо знакомые учащимся значки:

> - больше;

< - меньше;  и т. д.

Цвет  в опорном конспекте:

Цвет играет большую роль в наглядном представлении. [4, c. 7]

При разработке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета, но рекомендуется:

  • использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;
  • рисунки раскрашиваются с учетом значимости и смысловой нагрузки;
  • иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
  • обеспечивать хороший контраст фигур и фона;
  • избегать комбинации красного и желтого цветов;
  • избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.

Человек может различать примерно 7 миллионов различных цветовых оттенков. В сетчатке глаза насчитывается  тоже около 7 миллионов колбочек. [4] Впрочем, хороший монитор в состоянии отобразить около 16 777 216 миллионов оттенков. От сюда следует, что не надо злоупотреблять совершенством компьютерных технологий, достаточно использовать базовые цвета. Выбор цвета для оформления, особенно, если цветность в данной науке не определена, обуславливается эмоциональным состоянием разработчика.

Например, принято, что северный магнитный  полюс – синий, а южный –  красный. Таким образом, использование  в паре синего и красного предполагает наличие магнитного поля и его  заданное направление. Однако не существует цветовой интерпретации электрического поля, и перед разработчиком стоит  выбор: ограничится черно-белой схемой или придумать собственную интерпретацию. Если последнее, то какие выбрать  цвета. Также стоит вопрос о выборе цветовой кодировки для основных учебных элементов, дополняющих  учебных элементов, дефиниций и  др. Люшер показал, что выбор того или иного цвета обусловлен ситуативным состоянием психоэмоциональной сферы личности человека: «Мы выбираем то, что нам нужно. Мы предпочитаем то, чего нам недостает. Нам нравится то, что полезно для нас в настоящее время». [6]

Информация о работе Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство»