Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа носит учебно-исследовательский характер. В ее основе лежит самостоятельная творческая деятельность. Для ее выполнения потребовалось систематизировать и обобщить материал, представленный в различных источниках литературы.
Цель курсовой работы – разработать систему опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство».

Содержание

Введение
Глава 1……………………………………………………………………………..5
Сущность и назначение опорных конспектов………………………………7
Опорные знаки………………………………………………………………...8
Виды опорных конспектов………………………………………………….10
Дидактическая роль опорных конспектов…………………………………11
Психологические аспекты применения опорного конспекта…………….13
Технология составления опорного конспекта……………………………..13
Алгоритмы работы с опорными конспектами……………………………..18
Опорный конспект и работа с ним учеников дома………………………..20
Опорный конспект как контроль…………………………………………...22
Глава 2……………………………………………………………………………24
2.1 Спецификация учебных элементов по теме: «Страхование в туризме»…24
2.2 Граф учебной информации по теме: «Страхование в туризме»………….26
2.3 Структурно-логическая схема по теме: «Страхование в туризме»………27
ОК№ 1: «Схема программного комплекса «Мастер-тур» (ПК программа «Мастер-страхование»)………………………………………………………….28
ОК№ 2: «Страхование в туризме»……………………………………………...29
ОК№ 3: «Нормативные документы»…………………………………………...30
ОК№ 4: «Виды страхования в туризме»……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 515.58 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и  права

Кафедра профессионально-педагогических технологий  

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по методике профессионального  обучения на

тему «Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка группы З ТГ- 416

Малухина С.С.

Проверил:

 

 

 

Екатеринбург 2011

Содержание

Введение

Глава 1……………………………………………………………………………..5

    1. Сущность и назначение опорных конспектов………………………………7
    2. Опорные знаки………………………………………………………………...8
    3. Виды опорных конспектов………………………………………………….10
    4. Дидактическая роль опорных конспектов…………………………………11
    5. Психологические аспекты применения опорного конспекта…………….13
    6. Технология составления опорного конспекта……………………………..13
    7. Алгоритмы работы с опорными конспектами……………………………..18
    8. Опорный конспект и работа с ним учеников дома………………………..20
    9. Опорный конспект как контроль…………………………………………...22

Глава 2……………………………………………………………………………24

2.1 Спецификация учебных  элементов по теме: «Страхование  в туризме»…24

2.2 Граф учебной информации  по теме: «Страхование в туризме»………….26

2.3 Структурно-логическая  схема по теме: «Страхование в  туризме»………27

ОК№ 1: «Схема программного комплекса «Мастер-тур» (ПК программа  «Мастер-страхование»)………………………………………………………….28

ОК№ 2: «Страхование в туризме»……………………………………………...29

ОК№ 3: «Нормативные документы»…………………………………………...30

ОК№ 4: «Виды страхования  в туризме»……………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Данная курсовая работа носит  учебно-исследовательский характер. В ее основе лежит самостоятельная  творческая деятельность.  Для ее выполнения  потребовалось систематизировать  и обобщить материал, представленный в различных источниках литературы. Тема курсовой работы: «Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство».

Цель курсовой работы –  разработать систему опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство».

Задачи:

  1. Обосновать роль опорных конспектов в методическом обеспечении учебной деятельности.
  2. Представить теорию опорных конспектов.
  3. Раскрыть  принципы построения опорных конспектов.
  4. Выявить положительные и отрицательные черты в применении опорных конспектов учащимися и преподавателями.
  5. Разработать систему опорных конспектов по теме «Страхование в туризме».

Работа по листам опорных  конспектов сориентирована только на изучение теории, роль и значение которой  в разных учебных предметах неоднозначны. На уроках усвоение теоретических основ  поглощает почти все учебное  время, оставляя лишь ничтожную частицу  его для практических работ, обобщающих исследований и самостоятельного поиска. Все это не может не отражаться отрицательно на отношении учеников к учению. Следовательно, создание листов с опорными знаками и компоновка в них учебного материала должны привести к высвобождению времени  для широкого приобщения учеников к различного рода поисковым и самостоятельным работам.

 «Лучше один раз  увидеть, чем десять раз услышать»,  гласит народная мудрость. И это  действительно так, потому что  у большинства людей зрительное  восприятие является главным.  Нервы, ведущие от глаза к  мозгу в 20 раз толще, чем  те, что идут от уха к мозгу.  А вот контуры знаков и слов  не воспринимаются зрительно,  потому что не характеризуют изображение.

Работа по листам опорных  знаков нацелена на глубокое, обширное и быстрое изучение теоретического материала.

Опорный конспект – наглядное  представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся.

Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной  форме, в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв – символов, схем.

При составлении опорного конспекта учебная информация кодируется в виде смысловых, наглядных, словесных  опор, способствующих формированию понятий  и быстрому их запоминанию. При составлении  опорного конспекта происходит сжатие информации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Большинство педагогов –  новаторов свое творчество обратили к преобразованию педагогического  процесса в пределах урока. Рассмотрим передовой новаторский опыт В.Ф. Шаталова.

В.Ф. Шаталов – учитель  физики г. Донецка, известный во всем мире педагог, ученый, писатель.

Цель педагогического  процесса у В.Ф. Шаталова – учить  всех и давать прочные знания. «За  безукоризненно выполненную работу без каких-либо дополнительных требований должна быть выставлена только «пятерка». [9] Другие принципы – многократное повторение материала, опережающая  теоретическая подготовка, повышенный темп обучения и экономия времени.

Учебный материал В.Ф. Шаталов  существенно переработал. Он создал из него крупные блоки, при многократном повторении эти блоки то «свертываются», то «развертываются». Учебный материал оформляется в схему, конспект.

Методика использования  в педагогическом процессе опорных  конспектов разработана Шаталовым  и традиционно носит его имя. Разработки в данном направлении  носят частный характер, уточняя  и дополняя методы использования  опорных конспектов в каждом элементе педагогического процесса. Шаталов  описал основные элементы работы с  использованием опорных конспектов:

1. Первичное предъявление нового  материала. Новый материал излагается  учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам  учителя и т.д. Обязательно  выполнение следующих требований:

а) изложение-объяснение материала  следует вести в соответствии с расположением материала в  опорном конспекте и его содержанием;

б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются  в материале; главная задача –  понимание;

в) после объяснения материала  учитель, используя крупно написанный опорный конспект, быстро и четко  повторяет изложенное в течение 3 – 5 мин. при максимальном внимании всего класса. [10, c. 5]

2.  Работа учащихся  с опорным конспектом. После объяснения  материала каждому учащемуся  выдается опорный конспект и  вопросы к нему. Дома ученик  работает в следующей последовательности:

1) глядя в опорный конспект, восстанавливает рассказ учителя  по памяти, отмечая те места,  где ничего не понял и не  запомнил;

2) читает учебник, заглядывая  в конспект и разбирая непонятные  места. Если не все понял  и на этот раз – записывает  и выясняет на консультации  с учителем;

3) отвечает на вопросы,  используя опорный конспект и  учебник;

4) переписывает конспект  в тетрадь и тренируется в  его воспроизведении. [10, c. 6]

3.  Оперативный контроль  изучения материала. «Системе  инспекции» и методики повторения  Шаталов отводит главенствующую  роль не только при использовании  в работе опорных конспектов, но и при работе с другими  методиками. В данной же методике  Шаталовым разработаны следующие  формы контроля:

  • написание по памяти опорного конспекта;
  • словесный опрос: тихий опрос, магнитофонный опрос, взаимоопрос («лавина», «группа»), щадящая форма фронтального опроса;

Также Шаталов предлагает использовать диктанты, программированный контроль, самостоятельную работу по карточкам  и др. [10, c.10]

Соединение содержания и  всех этих методов в единый педагогический процесс производится новатором  как поэтапная организация познавательной деятельности учащихся.

    1. Сущность и назначение опорных конспектов 

Опорным конспектом называется наглядная форма представления  учебного материала, представленная в  логике познавательной деятельности учащихся.

Для того чтобы понять в  чем сущность опорного конспекта, необходимо обозначить причины, лежащие в основе любого наглядного средства:

1. Наглядность и образно-логическая  последовательность.

Она выражается не только в  демонстрации и использовании моделей, схем, таблиц, но и в их глубоком соответствии педагогическим задачам. Наглядные  средства должны обычно вписываться  в урок и в большинстве их быть основными. Эффективность применения наглядных средств достигается  сочетанием наглядности, образности, алгоритмичности и дидактического назначения.

2. Принцип оптимальной  содержательности при компактности  форм.

Чрезмерное увеличение содержания порождает у учащихся чувство  растерянности и, как следствие, потерю интереса. Непродуманность формы  затрудняет восприятие и запоминание  учебной информации.

3. Опора на конкретный  наглядно образный пример.

При объяснении необходимо учитывать особенности восприятия учебного материала различными учащимися. Для одних достаточно передать материал в обобщенной форме. Другим требуется конкретная детализация, последовательность объяснения.

Опорный конспект содержит только основное в изучаемом материале  и подает информацию в целостном  виде, используя рисунки, ключевые слова, опорные символы и словосочетания.

Опора – ориентировочная  основа действия, способ внешней организации  внутренней мыслительной деятельности человека.

Опорный сигнал – ассоциативный  символ, имеющий некоторое смысловое  значение.

Опорный конспект – это  система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта информации представляющую собой наглядную  конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей.

Опорный конспект – это  составленные по определенным правилам средства обучения, передающее в лаконичной наглядной форме основные вехи учебного материала единой или нескольких тем.

Опорный конспект благодаря  своей наглядности и технологичности  способствует доступности и логичности объяснения нового материала. Одним  из преимуществ данных средств является выделение главных этапов, доказательств, построение алгоритма решения, объяснение учебного материала, красочность и  точность выполнения опорного конспекта  развивают у учащихся интерес  к предмету; позволяют выделить главное, основное; воспринимаются более осознанно; формируют условия для точного  усвоения информации, снимают утомление.

    1. Опорные знаки

Все  явления окружающего  мира, животный мир и человеческое общество преднамеренно или непреднамеренно  создают определенные сигналы. Преднамеренные сигналы, созданные человеком, обычно называют знаками. Знак всегда является материализацией какого-либо понятия, действия или суждения, хотя внешнее символическое изображение знака может очень отдаленно напоминать или вообще не напоминать то содержание, которое оно «замещает».

Знаки можно подразделить по объему информации, которую они  несут:

Информация о работе Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство»