Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа
Данная курсовая работа носит учебно-исследовательский характер. В ее основе лежит самостоятельная творческая деятельность. Для ее выполнения потребовалось систематизировать и обобщить материал, представленный в различных источниках литературы.
Цель курсовой работы – разработать систему опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство».
Введение
Глава 1……………………………………………………………………………..5
Сущность и назначение опорных конспектов………………………………7
Опорные знаки………………………………………………………………...8
Виды опорных конспектов………………………………………………….10
Дидактическая роль опорных конспектов…………………………………11
Психологические аспекты применения опорного конспекта…………….13
Технология составления опорного конспекта……………………………..13
Алгоритмы работы с опорными конспектами……………………………..18
Опорный конспект и работа с ним учеников дома………………………..20
Опорный конспект как контроль…………………………………………...22
Глава 2……………………………………………………………………………24
2.1 Спецификация учебных элементов по теме: «Страхование в туризме»…24
2.2 Граф учебной информации по теме: «Страхование в туризме»………….26
2.3 Структурно-логическая схема по теме: «Страхование в туризме»………27
ОК№ 1: «Схема программного комплекса «Мастер-тур» (ПК программа «Мастер-страхование»)………………………………………………………….28
ОК№ 2: «Страхование в туризме»……………………………………………...29
ОК№ 3: «Нормативные документы»…………………………………………...30
ОК№ 4: «Виды страхования в туризме»……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...33
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Кафедра профессионально-педагогических технологий
Курсовая работа
по методике профессионального обучения на
тему «Система опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство»
Выполнил:
Студентка группы З ТГ- 416
Малухина С.С.
Проверил:
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение
Глава 1……………………………………………………………………………
Глава 2……………………………………………………………………………
2.1 Спецификация учебных элементов по теме: «Страхование в туризме»…24
2.2 Граф учебной информации по теме: «Страхование в туризме»………….26
2.3 Структурно-логическая схема по теме: «Страхование в туризме»………27
ОК№ 1: «Схема программного
комплекса «Мастер-тур» (ПК программа
«Мастер-страхование»)………………………
ОК№ 2: «Страхование в туризме»……………………………………………...
ОК№ 3: «Нормативные документы»…………………………………………...
ОК№ 4: «Виды страхования в туризме»……………………………………….31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Данная курсовая работа носит
учебно-исследовательский
Цель курсовой работы – разработать систему опорных конспектов по теме «Страхование в туризме» при изучении предмета «Введение в туризм и гостиничное хозяйство».
Задачи:
Работа по листам опорных
конспектов сориентирована только на
изучение теории, роль и значение которой
в разных учебных предметах
«Лучше один раз
увидеть, чем десять раз
Работа по листам опорных знаков нацелена на глубокое, обширное и быстрое изучение теоретического материала.
Опорный конспект – наглядное
представление основного
Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме, в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв – символов, схем.
При составлении опорного конспекта учебная информация кодируется в виде смысловых, наглядных, словесных опор, способствующих формированию понятий и быстрому их запоминанию. При составлении опорного конспекта происходит сжатие информации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника.
Глава 1
Большинство педагогов – новаторов свое творчество обратили к преобразованию педагогического процесса в пределах урока. Рассмотрим передовой новаторский опыт В.Ф. Шаталова.
В.Ф. Шаталов – учитель физики г. Донецка, известный во всем мире педагог, ученый, писатель.
Цель педагогического процесса у В.Ф. Шаталова – учить всех и давать прочные знания. «За безукоризненно выполненную работу без каких-либо дополнительных требований должна быть выставлена только «пятерка». [9] Другие принципы – многократное повторение материала, опережающая теоретическая подготовка, повышенный темп обучения и экономия времени.
Учебный материал В.Ф. Шаталов существенно переработал. Он создал из него крупные блоки, при многократном повторении эти блоки то «свертываются», то «развертываются». Учебный материал оформляется в схему, конспект.
Методика использования в педагогическом процессе опорных конспектов разработана Шаталовым и традиционно носит его имя. Разработки в данном направлении носят частный характер, уточняя и дополняя методы использования опорных конспектов в каждом элементе педагогического процесса. Шаталов описал основные элементы работы с использованием опорных конспектов:
1. Первичное предъявление нового
материала. Новый материал
а) изложение-объяснение материала
следует вести в соответствии
с расположением материала в
опорном конспекте и его
б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача – понимание;
в) после объяснения материала учитель, используя крупно написанный опорный конспект, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3 – 5 мин. при максимальном внимании всего класса. [10, c. 5]
2. Работа учащихся
с опорным конспектом. После объяснения
материала каждому учащемуся
выдается опорный конспект и
вопросы к нему. Дома ученик
работает в следующей
1) глядя в опорный конспект,
восстанавливает рассказ
2) читает учебник, заглядывая
в конспект и разбирая
3) отвечает на вопросы, используя опорный конспект и учебник;
4) переписывает конспект в тетрадь и тренируется в его воспроизведении. [10, c. 6]
3. Оперативный контроль
изучения материала. «Системе
инспекции» и методики
Также Шаталов предлагает использовать диктанты, программированный контроль, самостоятельную работу по карточкам и др. [10, c.10]
Соединение содержания и
всех этих методов в единый педагогический
процесс производится новатором
как поэтапная организация
Опорным конспектом называется наглядная форма представления учебного материала, представленная в логике познавательной деятельности учащихся.
Для того чтобы понять в чем сущность опорного конспекта, необходимо обозначить причины, лежащие в основе любого наглядного средства:
1. Наглядность и образно-
Она выражается не только в демонстрации и использовании моделей, схем, таблиц, но и в их глубоком соответствии педагогическим задачам. Наглядные средства должны обычно вписываться в урок и в большинстве их быть основными. Эффективность применения наглядных средств достигается сочетанием наглядности, образности, алгоритмичности и дидактического назначения.
2. Принцип оптимальной
содержательности при
Чрезмерное увеличение содержания порождает у учащихся чувство растерянности и, как следствие, потерю интереса. Непродуманность формы затрудняет восприятие и запоминание учебной информации.
3. Опора на конкретный наглядно образный пример.
При объяснении необходимо
учитывать особенности
Опорный конспект содержит
только основное в изучаемом материале
и подает информацию в целостном
виде, используя рисунки, ключевые слова,
опорные символы и
Опора – ориентировочная основа действия, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности человека.
Опорный сигнал – ассоциативный символ, имеющий некоторое смысловое значение.
Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта информации представляющую собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей.
Опорный конспект – это составленные по определенным правилам средства обучения, передающее в лаконичной наглядной форме основные вехи учебного материала единой или нескольких тем.
Опорный конспект благодаря
своей наглядности и
Все явления окружающего
мира, животный мир и человеческое
общество преднамеренно или
Знаки можно подразделить по объему информации, которую они несут: