Сертификация и стандартизация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:23, реферат

Описание работы

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей являются стандартизация, лицензирование и сертификация в туризме.
Стандарт – это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности. Стандарт предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт соответствующим своему назначению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1. 1, Государственные Стандарты в области туризма …………………………………………………4
Глава 2. Сертификация в туристический услуг…………………..…7
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..16
Приложение……………………………………………………….……………..17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.68 Кб (Скачать)

- анализ комплекса предоставляемых  услуг и наличия необходимых  лицензий на оказание услуг;

- анализ договоров;

- проверку наличия информационных  материалов, инструкций;

- проверку учета претензий  и пожеланий туристов и процедуры  реагирования турфирмы на замечания  клиентов, относящиеся к сфере  деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий  при возникновении отклонений.

Сертификация услуг средств  размещения включает следующие этапы:

- анализ административной  и организационной структуры  предприятия;

- анализ уровня квалификации  персонала, сведений о повышении  уровня квалификации, о прохождении  обучения персонала мерам по  обеспечению безопасности потребителя  услуг;

- проверку материально-технической  базы для предоставления услуг,  ее соответствия требованиям  нормативной документации;

- проверку необходимой  нормативной и технологической  документации;

- проверку номенклатуры  заявленных услуг;

- проверку выполнения  требований к персоналу, определенных  в стандартах;

- проверку результата  материальной услуги (питания, постельных  принадлежностей, белья, ковров  и ковровых покрытий, посуды в  номерах и др.) путем испытания  образцов результата услуги в  аккредитованной лаборатории;

- проверку соответствия  санитарно-гигиенического и санитар-но-технического состояния помещений и всех служб требованиям нормативной документации;

- проверку соблюдения  требований пожарной безопасности (наличия лицензий на право  эксплуатации объектов с массовым  пребыванием людей, соблюдения  требований нормативной документации);

- наличие лицензий на  эксплуатацию лифтов, отопительных  котлов и соблюдение требований  по эксплуатации этого оборудования;

- проверку результата  социально-культурной услуги путем  социологической оценки;

- анализ договоров;

- проверку наличия информационных  материалов, инструкций

Сертификация туристских услуг является механизмом управления качеством обслуживания, дающим возможность  оценить уровень услуг и подтвердить  их безопасность для потребителей. Федеральный закон «О техническом  регулировании» (ст. 20) предусматривает  обязательную и добровольную формы  подтверждения соответствия. Таким  образом, сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Добровольная сертификацияосуществляется по инициативе организации. Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия обязательным нормам и требованиям (это требования по обеспечению защиты жизни или здоровья населения, по охране окружающей среды и т.п.).

 

Обязательной сертификации подлежат:

 

•услуги гостиниц;

 

•туристский отдых и путешествия  по туристским маршрутам;

 

•экскурсионные услуги.

 

Договор оказания туруслуг является основным документом, устанавливающим взаимные обязательства сторон, и должен включать следующие положения:

 

•номер, дату и место заключения договора;

 

•наименование продавца с  указанием организационно-правовой формы и номера лицензии на право  осуществления туристской деятельности;

 

•фамилию, имя, отчество туриста, адрес и данные российского паспорта;

 

•предмет договора –  предоставление туруслуги;

 

•условия предоставления туруслуги;

 

•права, обязательства и  ответственность сторон;

 

•стоимость договора, порядок  и форма платежа;

 

•порядок вступления договора в силу и срок его действия;

 

•условия оформления виз;

 

•условия страхования;

 

•форс-мажорные обстоятельства;

 

•особые условия;

 

•юридические и банковские реквизиты продавца;

 

•подписи сторон;

 

•печать продавца.

 

Договор подписывается в  двух экземплярах. В туристическую  путевку должна быть включена следующая  информация:

 

•номер, дата и место выдачи путевки;

 

•наименование продавца с  указанием его организационно-правовой формы и номера лицензии;

 

•фамилия, имя, отчество туристов, совершающих поездку;

 

•номер сертификата, подтверждающего  соответствие требованиям;

 

•продолжительность поездки;

 

•сроки посещения и  название мест, включенных в маршрут;

 

•название станции каждого  географического пункта с указанием  даты и времени прибытия и убытия;

 

•название средств размещения с указанием даты и продолжительности  проживания;

 

•условия проживания;

 

•тип питания во время  поездки;

 

•обозначение оплаченной экскурсионной и культурно-развлекательной  программы;

 

•перечень и характеристику дополнительных услуг, оплаченных до начала поездки;

 

•подписи продавца и покупателя;

 

•печать продавца.

 

Информационный каталог  туристской фирмы или отдельной  услуги должен включать следующую информацию:

 

•место пребывания, тип  и категория транспортных средств;

 

•тип размещения и условия  проживания;

 

•маршрут путешествия;

 

•сумма оплаты турпакета;

 

•указание минимального размера  группы;

 

•информация о туристских формальностях.

 

 

Сертификации на рынке  туристических услуг подлежат, в  частности, такие услуги, как:

 

 услуги по организации  въездного и выездного туризма  (познавательные, профессионально-деловые  туры, религиозные и т.п.);

 

 услуги по организации  внутреннего туризма (оздоровительные,  спортивные, познавательные и т.п.);

 

 отдельные услуги туроператора  или турагента (организация проживания и питания туристов, организация экскурсионного обслуживания, организация перевозок различными видами транспорта и т.п.).

 

Пройти такую сертификацию можно, обратившись в специальные  аккредитованные органы по сертификации туристических услуг. Существует множество  систем добровольной сертификации туристических  услуг. На территории Российской Федерации  туристические компании обычно проходят сертификацию на основе следующих стандартов:

 

ГОСТ Р 50644-2009  «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов » ,

 ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения

    

 ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования

    

 ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества

    

 ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

 ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей.

Общие требования

 

Проведение сертификации туристических услуг ничем не отличается от сертификации в других сферах деятельности. На первом этапе, подается заявка в сертифицирующий  орган, затем заявка рассматривается  и принимается решение по ней  о целесообразности проведения сертификации. Далее проводится оценка соответствия услуг установленным требованиям, принимается решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата, выдается сертификат. На последнем  этапе, проводится инспекционный контроль сертифицированных услуг.

Стоимость сертификации туристских услуг

 

Стоимость сертификации туристских услуг зависит от схемы сертификации, количества выбранных номенклатурных услуг в соответствии с ОК 002-93 (ОКУН) и количества нормативной документации, на соответствие которой проводится сертификация. Стоимость сертификации туристских услуг:

Заявка на сертификацию услуг (работ)

схема 2 (от 1 до 3  человек, для турагента) – 16 000 рублей;

схема 2 (от 3 до 30 человек, для  турагента) – 26 000 рублей;

схема 2 (для туроператора)  – от 36 000 рублей.

Перечень документов на сертификацию услуг и работ

 

 

Формы сертификатов

соответствия 

 

Заявка на сертификацию услуг (работ).

Аттестационная карта.

Свидетельство о государственной  регистрации юридического лица (ПБОЮЛ).

Свидетельство о постановке на учет в ИМНС юридического лица (ПБОЮЛ).

Документы, подтверждающие выполнение требований к безопасности и качеству сертифицируемой услуги (работы) (гигиенические сертификаты, сертификаты пожарной безопасности и другие сертификаты на материалы, конструкции, изделия).

Действующие лицензий на виды деятельности (если требуется).

Документ, подтверждающий право  собственности на производственное помещение, или  договор аренды производственного  помещения.

Приказ о назначение ответственного за проведение сертификации и последующего инспекционного контроля. Дополнительный пакет документов на сертификацию туристских услуг:

Правила въезда в страну (место) временного пребывания.

Правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению  безопасности при проведении экскурсий.

Договоров с принимающей  стороной.

Договоров с перевозчиком.

Договор между туроператором / турагентом (продавцом) и туристом.

Инструкция по действиям  персонала в чрезвычайных ситуациях. Дополнительный пакет документов туристических  услуг, при организации автобусных экскурсий:

Правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе.

Инструкция об обязанностях водителя по обеспечению безопасности.

Договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем.

Заключение.

Современные гостиницы, обслуживающие  туристов, практически становятся полносервисными отелями. В сервисное обслуживание гостиничного хозяйства включается множество разнообразных услуг. Перечень услуг постоянно дополняется, видоизменяется и дифференцируется в зависимости от размеров гостиницы, её месторасположения, уровня комфортабельности и других причин. Тенденция развития гостиничной индустрии направлена на расширение спектра услуг в гостиницах различного назначения. Поэтому, чтобы проконтролировать качество предоставляемых услуг,  создаются государственные стандарты.

Активное и рациональное применение стандартов (в первую очередь, международных) позволяет обеспечить требуемое  качество продукции и услуг, организовать отлаженный и непрерывный технологический  процесс, а также приводит к преодолению  технических барьеров на внешних  рынках, расширению базы производственного  сотрудничества с зарубежными партнёрами, установлению более высокого уровня цен на продукцию и услуги и  повышает уровень конкурентоспособности  российских предприятий на мировом  рынке.

В связи с утратой силы Закона РФ "О стандартизации", установлением  в Законе новой системы стандартизации и перечня документов, применяемых  в этой области, с 1 июля 2003 г. фактически утрачивает силу система документации, предусмотренная ст. 6 Закона о стандартизации. Разработка новых аналогичных документов не допускается.

С указанной даты фактически утрачивают силу обязательные требования к работам и услугам, поскольку  требования к этим объектам могут  устанавливаться только как выполняемые  на добровольной основе.

В связи с тем что Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" утратил силу с 1 июля 2003 г., обязательное подтверждение соответствия работ и услуг прекращается и они исключаются из объектов государственного контроля (надзора).

Подтверждение соответствия работ и услуг с указанной  даты осуществляется в порядке и  в случаях, установленных Законом.

Положения нормативных актов РФ, документы федеральных органов  исполнительной власти о создании систем обязательной сертификации и их деятельности фактически утрачивают силу, поскольку  их создание Законом не предусмотрено.

Список литературы

  1. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ;

  1. Биржаков М.Б. «Введение в туризм» - М.: Герда, 2001.;

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

  1. Ефремова М.В. «Основы технологии туристского бизнеса» - М.: Ось-89, 1999.;

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

  1. Закон РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»;

  1. Закон РФ от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации»;

  1. Зорин И.В. «Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности» - М.: Финансы и Статистика, 2001;

  1.  «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

  1.  «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  1.  Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 № 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности";

Информация о работе Сертификация и стандартизация в туризме