Сертификация и лицензирование туристских услуг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:

• образ России как страны, небезопасной для туризма;

• неблагоприятный для туристских посещении в страну визовый режим;

• неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы;

• отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

• несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Работа содержит 1 файл

курсовик!!!.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Введение  сертификации туристского продукта, гармонизированной с международными правилами на соответствие требованиям стандартов, - необходимое условие интеграции России в мировое туристское пространство.

     Как и в других отраслях, в туризме  сертификация может использоваться в законодательно регулируемой (обязательная сертификация) и в законодательно не регулируемой (добровольная сертификация) сферах. В первом случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной окружающей среды, здоровья потребителя. Цель добровольной сертификации - создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или выполняемой работы (услуги), а также для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования.

     Обязательная  сертификация туристских услуг и  услуг гостиниц, а также предприятий питания введена Госстандартом России с 1 июля 1995 г.

     Правила сертификации туристских услуг и  услуг гостиниц, утвержденные постановлением Госстандарта России от 14.10.94 № 18, разработаны  на основе Правил по проведению сертификации в РФ (утверждены постановлением Госстандарта России от 16.02.94 № 3) и основополагающих документов Системы сертификации ГОСТов России. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц устанавливают общие правила, организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, соответствуют Законам РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», руководству ИСД/МЭК 2, стандартам ИСД 8402 и ИСД 90042.

     Сертификацию туристских услуг и услуг гостиниц осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России, являющимся национальным органом по сертификации и ведущим общероссийский реестр выданных сертификатов соответствия. Непосредственную работу по организации сертификации в каждой сфере осуществляет соответствующий центральный государственный орган сертификации.

     Методическое  обеспечение работ по сертификации осуществляет Московский экономико-статистический институт, являющийся методическим центром системы.

     В Москве действуют свыше 10 органов. Функции  органов по сертификации могут выполнять  предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и  компетентности, а также имеющие  аттестат аккредитации, лицензию и не менее двух аккредитованных экспертов в штате, аттестованных для проведения этих работ.

     В сфере туристских услуг и услуг  гостиниц указанные функции возложены  на Госкомспорт России. Система сертификации туристских услуг и услуг гостиниц является открытой для участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей, заинтересованных в деятельности по сертификации данных услуг.

     Нормативными  документами при обязательной сертификации туристских услуг и услуг гостиниц могут быть межгосударственные стандарты, государственные стандарты России, а также другие документы (правила, СНиПы, СанПиНы, инструкции), утвержденные органами государственного управления, которые устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья туристов и окружающей среды, сохранности имущества туристов, соответствия услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения2.

     При добровольной сертификации заявитель  сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в системе.

     В настоящее время в системе  ГОСТов Р при сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используются четыре схемы сертификации. Для гостиниц и прочих мест проживания при проведении обязательной сертификации Госстандартом России рекомендована схема № 4 аттестация предприятия. Аттестация предприятия подразумевает оценку состояния  

материально-технической  базы предприятия, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, квалификации персонала.

     Обязательным  условием сертификации гостиниц и других мест проживания является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих государственных  служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора), осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции. Предприятия питания при местах проживания должны иметь сертификат соответствия на требования безопасности.

     В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» при сертификации гостиниц по схеме № 4 предприятию присваивается определенная категория («звезда»). Если гостиница не отвечает требованиям, достаточным для присвоения категории («звезды»), но соответствует требованиям безопасности, выдается сертификат соответствия только требованиям безопасности.

     Для гостиниц знаком соответствия категории  служит «звезда» (ГОСТ Р 50645-94), которая  проставляется на сопроводительных документах (путевках, квитанциях, карточках гостя, рекламных проспектах и других материалах), выдаваемой потребителю, а также на вывесках.

     На  должностных лиц и предпринимателей может быть наложен штраф за предоставление несертифицированных услуг и  несанкционированное использование знака соответствия (п. 5 ст. 5 р. I; п. 4 ст. 7 р. II Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

     Порядок проведения сертификации (подача заявки, в том числе выбор схемы, методика проведения сертификационной проверки, выдача сертификата соответствия, заключение договора на инспекционный контроль) определен в нормативных документах системы ГОСТов России.

     Важнейшими  инструментами государственного регулирования  деятельности гостиничных организаций  и защиты прав потребителей гостиничных услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация. Лицензирование международной гостиничной деятельности является одним из видов правового досудебного механизма ее государственного регулирования. Лицензия есть разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление гостиничной деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий.

  Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

      • заявление о предоставлении лицензии с указанием:
 
      • наименования  и организационно-правовой формы, места  нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего  личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;
 
      • копии учредительных  документов и свидетельства о  государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
 
      • копия свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя (с предъявлением  оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
 
      • копия свидетельства  о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением  оригинала в случае, если копия  не заверена нотариусом);
 
      • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
 
      • сведения  о квалификации работников соискателя лицензии.

     1.3 Нормативное обеспечение  сертификации и лицензирования туристских услуг

 

     Сертификация  туристских услуг осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  «О техническом регулировании».

     Техническое регулирование представляет собой  правовое регулирование отношений  в области установления, применения и исполнения обязательных требований (стандартов) к выполнению работ или оказанию услуг (в том числе туристских), а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

     Важным  элементом в системе технического регулирования является такая категория, как технический регламент. В Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. технический регламент рассматривается как документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам, подлежащим техническому регулированию. Данный документ принимается международным договором РФ, ратифицированным в определенном порядке, который (порядок) устанавливается законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ.

     Согласно  ст. 44 Федерального закона «О техническом  регулировании», технические регламенты, документы национальной системы  стандартизации, международные стандарты, правила и нормы стандартизации, информация о международных договорах  в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Данный информационный фонд является государственным информационным ресурсом.

     Согласно  гл. 2 «Технические регламенты» Федерального закона «О техническом регулировании», основными целями принятия технических регламентов являются: о защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; о охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений; о предупреждение действий, которые могут способствовать заблуждению потребителей и покупателей.

     В иных целях принятие технических  регламентов не допускается.

     В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также нормам и правилам, установленным международными стандартами.

     В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических  регламентов, которая должна опубликовываться после каждого ежегодного уточнения.

     Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан. В этих случаях технический регламент требует информирования приобретателей о вероятном вреде и о факторах, от которых он зависит.

     Основными принципами технического регулирования  отношений в области предоставления туристских услуг являются: о применение единых правил установления требований к выполнению работ или оказанию услуг клиентам туристских компаний; о соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы;

     - независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от  изготовителей, продавцов, исполнителей  и приобретателей туристских  услуг;

     - единство требований технических  регламентов независимо от видов  сделок;

     - недопустимость ограничения конкуренции  при осуществлении сертификации;

     - недопустимость совмещения полномочий  органа государственного контроля  и органа по сертификации;

     - недопустимость совмещения одним  органом полномочий на аккредитацию  и сертификацию;

     - недопустимость внебюджетного финансирования  государственного контроля за  соблюдением требований регламентов.

     Требования  технических регламентов не могут  препятствовать осуществлению предпринимательской  деятельности, они имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент.

Информация о работе Сертификация и лицензирование туристских услуг в России