Рынок услуг туроператоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристский центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров. Именно они направляют тысячи российских туристов за рубеж и в регионы России. Таким образом, туроператоры играют огромнейшую роль на рынке туристских услуг, как в Санкт-Петербурге, так и где бы то ни было. (см. Приложение 1)
Схему реализации турпродукта туроп

Содержание

Общая характеристика рынка услуг туроператоров
Оценка конъюнктуры рынка услуг
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда
Сегментация рынка услуг
Мотивационные критерии
Транспорт
Демографические критерии
Социально-экономические критерии
Тенденции развития рынка услуг
Выездной туризм
Въездной туризм
Внутренний туризм
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 469.17 Кб (Скачать)

 

3.2 Транспорт

В изучении спроса на туристские поездки очень важна  сегментация спроса на различные  виды транспорта.

Большую популярность на рынке  Санкт-Петербурга заслужили автобусные туры. Объясняется это просто:

  • Санкт-Петербург расположен близко к границе
  • Стоимость таких путешествий примерно в 2 раза меньше, чем авиатура.
  • Автобусный туризм рассчитан на людей, жаждущих новых впечатлений и знаний, - это возможность посетить большое количество городов, а часто и стран.

Большинство туристов, прибывающих  в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья  используют авиационный транспорт. Субрынок авиационных перевозок  состоит из двух сегментов – регулярных и чартерных рейсов. Чартерные  авиаперевозки играют решающую роль в развитии массового туризма. Они  имеют преимущества в силу более  низких тарифов и возможности  обеспечения доставки непосредственно  из ближайшего к месту жительства аэропорта к месту, максимально  приближенному к пункту назначения, что ведет к экономии времени.

В связи с появлением в России большого количества частных  авиакомпаний, использование чартерных  рейсов становится перспективным направлением деятельности российских рецептивных  туроператоров.

Морской и речной транспорт  также весьма перспективны в качестве направлений деятельности фирм, работающих на отправку и прием туристов. По своему социальному составу в  круиз туристы направляются 50-55% с семьей, со знакомыми 27%, остальные  в одиночку. Возрастной состав до 25 лет 30%, 25-40 лет 22%, старше 40 лет 48%. Следует  отметить большой процентный состав замужних женщин – до 35%. При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:

  • желание отдохнуть именно на воде – до 32%;
  • желание провести отдых в спокойной размеренной и комфортной обстановке – до 52%;
  • не иметь забот об организации развлечения – до 45%;
  • желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и др. – до 26%;
  • рекомендации друзей и знакомых – до 17%.

 

 

 

 

3.3 Демографические критерии

По демографическим критериям  рынок делится на несколько сегментов. Наиболее важными для маркетинговых  исследований являются половые и  возрастные характеристики потенциальных  туристов.

Порядка 60% туристов, прибывающих  в Петербург из западных стран  – женщины, что должно находить отражение  в маркетинговых стратегиях рецептивных  фирм.

По возрасту путешествующих выделяют следующие сегменты:

Молодежный туризм (до 30 лет) – предпочитает дешевые поездки, менее комфортабельные средства размещения, активное общение с местным  населением, посещение баров, дискотек, клубов.

Туризм среднего возраста (30-50 лет) – претендует на комфорт  и удобства, содержательные экскурсионные  программы, широкая география путешествий.

Туризм «третьего возраста» (старше 50) – требует не только комфорта, но и личного внимания со стороны  обслуживающего персонала, наличия  блюд диетического питания в ресторанах, размещение в гостиницах, расположенных  в тихих местах.

Туризм «четвертого возраста» - программы для физически немощных людей, которые не могут совершать  поездки без сопровождающих. Потенциал  данного сегмента огромен, однако существуют ограничения, в первую очередь, по здоровью. На развитие данного направления  положительно влияет наличие у людей  «четвертого» возраста практически  не ограниченного свободного времени.

 

3.4 Социально-экономические критерии.

Эти критерии определяют рыночный спрос по уровню доходов, покупательной  способности населения, наличию  свободного времени и другим подобным признакам.

Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествия  за границу является определяющим фактором международного туризма в любом  регионе, в т.ч. Санкт-Петербурге. Поставщиками туристов в Санкт-Петербург долгое время являются страны с высоким уровнем доходов населения, но и в них спрос на поездки имеет дифференциацию. С одной стороны, это сегмент дорогостоящих путешествий (VIP-туризм), с другой – массовый туризм по средним и низким ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗЫИТИЯ  РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ

 

Туристический рынок России и Санкт-Петербурга в целом развивается  достаточно динамично. Однако существует ряд проблем, сдерживающих развитие международного и внутреннего туризма.

 

4.1 Выездной туризм.

В целом, выездной туризм на данный момент - самое развитое направление  деятельности туроператоров. Компании города способны обеспечить туры в  любой регион мира, предлагаемый продукт  достаточно дифференцирован и диверсифицирован. Туроператоры Петербурга предлагают широкий  ассортимент, разные ценовые предложения. В результате, потребитель со средним  уровнем дохода может позволить  себе недорогие путешествия, что  ведет к увеличению объема рынка. В то же время, турфирмы удовлетворяют  даже  самые высокие запросы  потребителей. Наименее развитым сегментом  является молодежный познавательный туризм, так как на данный момент является менее ликвидным по сравнению  с другими направлением деятельности.  Неблагоприятным фактором развития выездного туризма является отсутствие поддержки со стороны государства, несовершенная правовая база. Так, например, согласно п.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», турфирмы обязаны указывать цены на услуги в рублях. Но, поскольку большинство  иностранных партнеров используют для расчетов и выставляют счета  в долларах США, евро и других валютах, предоставление цен в рублях представляется проблематичным, и фирмы вынуждены  нарушать закон. В противном случае компании вынуждены были бы заведомо завышать цены на услуги во избежание  убытков, связанных с изменением курса валют.

 

 

 

 

4.2 Въездной туризм.

Наиболее перспективное  направление, также является одним  из наиболее проблемных.

Одна из главных проблем  – неблагоприятный образ России как страны, где нет гарантий безопасности туристов, процветает терроризм, постоянно  холодно и пр. Во многом такой  образ на протяжении многих лет создается  российскими телеканалами, вещающими  за рубежом, а также местными СМИ. Намечается приятная тенденция –  высшее руководство страны, правительство  Санкт-Петербурга наконец-то обратили внимание на создание положительного имиджа России и Петербурга за рубежом. Ведется подготовка к открытию специального российского телеканала. Однако неизвестно, какой образ России высшее руководство  страны считает привлекательным, и  совпадает ли его мнение с мнением  потенциальных гостей нашей страны.

Не лучшим образом сказывается  на въездном потоке визовая политика страны. Необходимо упростить и ускорить выдачу российских виз, сделать ее более  дешевой для экономически развитых стран. Также негативно сказывается  процедура регистрации.

Количественно-качественный состав гостиничных  номеров до сих пор является сдерживающим фактором притока туристов (см. заполняемость гостиниц на рисунке 3; список гостиниц в Приложении 2). Следует заметить, что в 2007-2008 гг. в городе открылось 9 больших (св. 150 номеров) гостиниц на 1 624 номера (3 157 мест). Гостиничное строительство стало столь ликвидным инвестиционным направлением, что даже при наличии средств реализовать проект не так-то просто, прежде всего с точки зрения хорошего землеотвода. Однако в условиях, когда формально взят курс на развитие частной собственности на землю, а с другой стороны, главным рычагом развития этого рынка является административный ресурс, последний во многом является фактором, препятствующим инвестиционным намерениям.

Огромным шагом вперед является Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра. Она разработана ведущей международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG) в тесном контакте с отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, принятая в 2006 году. В основе Программы лежит стратегия «5x5x5», что означает войти в пятерку крупнейших европейских туристических городов – через 5 лет ежегодно принимать 5 млн. туристов. Эти изменения должны увеличить приток туристов в 1,5 раза, приносить ежегодно дополнительно 200-250 млн. долларов в городской бюджет и создать не менее 50 тысяч рабочих мест в туристской индустрии и в смежных отраслях. В рамках программы предусмотрено создание «Агентства Городского Маркетинга», разработка маркетинговой стратегии города, организация сбора и анализа туристской статистики, развитие аэропорта, увеличение номерного фонда гостиниц, модернизация музеев, повышение эффективности их использования, развитие транспортного сообщения, обеспечение информационной поддержки туристов, повышение безопасности пребывания туристов в городе, упрощение визового режима, создание Конвенционного Бюро, организация ежегодных событий, способных привлекать туристов в течение года, техническая модернизация пригородов, меры по благоустройству города и многое другое. Объем финансирования программы составит 120-240 млн. долл. ежегодно, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Итоговый результат программы развития туризма, по прогнозам BCG, составит около 1 млрд. долл. Рекомендуемый имидж брэнда объединяет два варианта – «Гений чистой красоты» - как основной, «Дружеская теплота» - как дополнение к «Гению чистой красоты».

 

 

 

4.3 Внутренний  туризм.

Самое проблемное и бесперспективное направление деятельности туроператоров.

 В числе основных сдерживающих факторов внутреннего туризма – несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, в т.ч. средств размещения. Так, стоимость проживания в пансионате «Восток-6» с трехразовым питанием при использовании услуг туроператора – 1000 рублей с человека за сутки (т.е. ~40$). Стоимость проживания в гостинице Антальи, на берегу моря, 4*, отдельный номер, «все включено» - 80$.

Спрос на внутренний туризм существует, даже при таком несоответствии цены и качества. Однако, по прогнозам  ведущих туроператоров, он еще не скоро примет массовый характер. В  настоящее время потенциальный  потребитель либо путешествует самостоятельно, либо предпочитает заграничные поездки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» (с изменениями на 22 августа 2004 года)
  2. Д. К. Исмаев «Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации: Теория и практика деятельности туристских фирм», 2-е издание, стереотипное. М.: Издательский центр «Академия», 2006
  3. И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Л. Драчева «Экономика и организация туризма: международный туризм» - М.: Кнорус, 2007
  4. А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин – «Управление индустрией туризма: учебное пособие, 2 –е издание» - М.: Кнорус, 2007
  5.   www.riviera.ru
  6.   www.teztour.ru
  7.  www.nevatravel.ru
  8.  http://firms.turizm.ru.
  9.  http://www.gov.spb.ru
  10.  http://www.gks.ru.
  11.  www.st-petersburg.ru/tourism

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Информация для  туристов и жителей Санкт-Петербурга11 

 
Достопримечательности Петербурга:

 
"Музей  блокады" 
"Смольный собор" 
"Ансамбль Дворцовой площади" 
"Адмиралтейство" 
"Медный всадник" 
"Памятник Николаю I" 
"Памятник Екатерине II" 
"Невский проспект" 
"Летний сад" 
"Васильевский остров" 
"Мосты Санкт-Петербурга" 
"Дворцы и особняки Санкт-Петербурга" 
"Памятники Великой Отечественной войны" 
"Дворцовая набережная" 
"Петровская набережная" 
"Петропавловский собор" 
"Казанский собор" 

 
Музеи Петербурга:

 
"Русский  музей" 
"Петропавловская крепость" 
"Петергоф" 
"Екатерининский дворец" 
"Артиллерийский музей" 
"Музей Суворова" 
"Михайловский (Инженерный) замок" 
"Павловский дворцово-парковый ансамбль" 
"Елагин остров" 
"Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА)" 
"Крейсер Аврора" 
"Центральный военно-морской музей" 
"Государственный музей политической истории России" 
"Музей Ахматовой" 
"Меньшиковский дворец" 
"Ледокол Красин" 
"Константиновский дворец" 
"Юсуповский дворец" 
"Музей железнодорожного транспорта" 
"Исаакиевский собор" 
"Ораниенбаум" 
"Храм Спаса на Крови" 
"Гатчина" 
"Собор Иконы Казанской Божией Матери" 
"Александро-Невская лавра" 
"Кронштадт" 
"Кунсткамера" 
"Музей Достоевского" 
"Эрмитаж" 
Музейно-выставочный центр "Петербургский художник" 

 
Театры Петербурга:

 
"Мариинский  театр" 
"Театр имени В.Ф.Комиссаржевской" 
"Театр комедии имени Акимова" 
"Театр имени Ленсовета" 
"Александринский театр" 
"Малый драматический театр" 
"Большой драматический театр имени Товстоногова" 
"Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского" 
"Театр Рок-опера" 
"Театр Эстрады имени Аркадия Райкина" 
"Театр-фестиваль Балтийский дом" 
"Театр Суббота" 
"Театр Дождей" 
"Театр Владимира Малыщицгого" 
"Музыкально-драматический театр Буфф" 
"Театр Русская антреприза имени Андрея Миронова" 
"Молодежный театр на Фонтанке" 
"Драматический театр Комедианты" 
"Театр Приют Комедианта" 
"Большой театр кукол" 
"Театр на Литейном" 
"Театр оперы и балета Консерватории" 
"Театр Сатиры" 

 
Кинотеатры Петербурга:

 
"Аврора" 
"Континент" 
"Кронверк Синема" 
"Кристалл Палас" 
"ПИК" 
"Мираж Синема" 
"Художественный" 
"Синема Парк" 
"Колизей" 
"Дом Кино" 
"Родина" 
"Пилот" 
"Новый Рубеж" 

 
Транспорт Петербурга:

 
Метро г.Санкт- Петербург 
"Петербургский трамвай" 
"Автобусы Петербурга" 
"Троллейбусы Петербурга" 
"Маршрутные такси в Петербурге" 

 
Консульства в Петербурге:

 
"Консульство  Соединенных Штатов Америки в  Санкт-Петербурге" 
"Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Канады в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Германии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Финляндской Республики в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Испании в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Италии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Японии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Чешской Республики в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Польши в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Голландии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Швеции в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Болгарии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Венгрии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Словакии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Греции в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Индии в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Кубы в Санкт-Петербурге" 
"Консульство Таиланда в Санкт-Петербурге" 

Информация о работе Рынок услуг туроператоров