Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа
Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристский центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров. Именно они направляют тысячи российских туристов за рубеж и в регионы России. Таким образом, туроператоры играют огромнейшую роль на рынке туристских услуг, как в Санкт-Петербурге, так и где бы то ни было. (см. Приложение 1)
Схему реализации турпродукта туроп
Общая характеристика рынка услуг туроператоров
Оценка конъюнктуры рынка услуг
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда
Сегментация рынка услуг
Мотивационные критерии
Транспорт
Демографические критерии
Социально-экономические критерии
Тенденции развития рынка услуг
Выездной туризм
Въездной туризм
Внутренний туризм
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Список использованной литературы
Приложения
Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не
только привлекательнейший туристский
центр России. Он также один из крупнейших
центров выездного туризма
Схему реализации турпродукта
туроператором можно
Рисунок 1. Схема реализации турпродукта туроператором1
В настоящее время в Санкт-Петербурге вряд ли можно найти в чистом виде туроператора. В условиях зарождения нового туризма в России в начале 90-х многие туристские фирмы избрали себе стиль и технологию работы по принципам многофункционального туристского агентства. Они делали и делают в настоящее время все, что получается. Они и операторы, они же и агенты, они же принимают, они же отправляют в туристские путешествия и по России и за рубеж и туда, куда попросят. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма фирмы-туроператора – общество с ограниченной ответственностью. Типовую структуру управления петербургского туроператора можно представить следующим образом:
Рисунок 2. Укрупненная типовая структура управления туроператора на примере ООО «Прима-Трэвел»2
Авиа Авто Ж/д
Как видно из типовой структуры
крупнейших туроператоров, спектр их услуг
весьма широк. Практически их деятельность
покрывает внутренний, международный,
выездной и въездной туризм. Наличие
собственных автобусных и автомобильных
парков ставит крупные в выгодное
положение перед остальными фирмами
города, масштабы которых не позволяют
им иметь таковых. А возможность
организации чартерных
2.КОНЪЮКТУРА РЫНКА
2.1 Масштаб рынка
Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает более чем 200 объектами размещения различных категорий и форм собственности (около 18 тыс. номеров на 35 тыс. мест). В это число входят как объекты размещения общего назначения, так и специализированные, в том числе пансионаты, дома отдыха, ведомственные гостиницы, общежития и т.д.
Санкт-Петербург - самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны
В 2008 в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России на участке Северо-Западного пограничного округа въехало 3 109 000 иностранных граждан из 165 стран мира, что на 0,12% меньше показателя 2007 г. В эти данные не входят посещения Санкт-Петербурга иностранными гражданами, прибывающими в город через другие участки границы РФ, а также около 1 млн. внутрироссийских туристов. Наиболее активно посещают наш регион граждане из Финляндии, стран Балтии, Германии, США, Франции, Великобритании, Италии.3
В 2008 году основные гостиницы города приняли около 1,1 млн. гостей, в том числе более 0,7 млн. из-за рубежа (на основе данных 30 гостиниц, на долю которых приходится около 60% общего количества гостиничных номеров Санкт-Петербурга (без пригородов)). На фоне незначительного снижения общего количества гостей (-2%), количество иностранных гостей столь же незначительно увеличилось (+1%) по отношению к 2007 году.
В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков – туроператоров не превышает 100.
Население Петербурга на 2008 год составило 4 568 047 человек.4
Таким образом, рынок туруслуг, в
частности, услуг туроператоров, можно
характеризовать как рынок
2.2 Тип рынка
Рынок туроператоров Санкт-Петербурга
характеризуется большим
Наиболее крупные и популярные компании в Петербурге - АРКТУР ТРЭВЕЛ, БАЛТИК ТРЭВЕЛ КОМПАНИ, НЕВА, НИКА, ТЕЗ ТУР чей годовой оборот от реализации туристских услуг за любые 12 месяцев с 1-го января 2006 года по 18 марта 2007 года составил более, чем 15 млн. долл. США в рублёвом эквиваленте; а также ТРАНСБИЗНЕСЛАЙН, ФЛАМИНГО, СОЛВЕКС-ТУРНЕ, РИВЬЕРА, ПРИМА, СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ - компании, меньшим оборотом, обеспечившие обслуживание более 10 тыс. туристов за любые 12 месяцев в течение 2006 - 2007 гг.5
Таким образом, рынок туроператоров Санкт-Петербурга можно характеризовать как рынок монополистической конкуренции, с небольшой группой явных лидеров.
2.3 Сбалансированность рынка.
Сильнейшее влияние на
туристическую отрасль
Рисунок 36
В летний сезон загрузка городских гостиниц (см. Приложение 2) была на уровне 40%, что на 30% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Гостиницы верхнего сегмента характеризовались самой высокой загрузкой, около 47%.
Заполняемость гостиниц среднего ценового сегмента составила только 44%. Многие из этих отелей имеют большой номерной фонд (более 500 номеров), чем и объясняются сложности в заполнении номеров в условиях сокращения группового туризма.
В период высокого сезона спрос на услуги туроператоров значительно превышает предложение. В период «мертвого сезона» наблюдается обратная ситуация.
Крупные туроператоры, т.к. «Ривьера»,
«Нева» и др. справляются с
данным фактором за счет
Разрыв в ценах между высоким и низким сезонами может составлять до 35%.
2.4 Уровень цен.
Как указано выше, туроператоры предлагают широкий спектр направлений, дополнительных услуг и ориентируются на широкий круг потребителей. Потребитель имеет возможность выбора тура исходя из своих финансовых возможностей. Существует ряд особенностей ценообразования в туризме:7
- Турфирмы сами не производят
туристские услуги. Они выступают
посредниками между
- Разрыв во времени между моментом установления цены, купли-продажи и потребления продукта.
- Высокая степень влияния
- Сезонная дифференциация
- Высокий уровень ориентации
на психологические
- Цены на продукт ориентированы не на среднего потребителя, а на типовые группы.
- Цена одной путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
К основным факторам, влияющим на цены на туруслуги, относятся:
1) Внешние факторы:
- соотношение спроса и
- уровень и динамика
- государственное регулирование рынка
- политическая ситуация в стране
- потребители, их
2) Внутренние факторы или цели ценообразования:
- выживание – используется, когда
доходность бизнеса резко
- максимизация текущей прибыли
– предполагает проведение
- лидирующее положение на рынке
способствует наращиванию
- достижение наиболее высокого
качества обслуживания – для
этого требуется
- Покрытие будущих затрат (реклама,
персональные продажи,
- Издержки на производство, распределение
и продвижение своего
Механизм ценообразования8
Существует три метода ценообразования: затратный метод, методс ориентацией на уровень конкурентов, метод с ориентацией на спрос.
При разработке ценовой стратегии турфирмы используют три перечисленных метода во взаимосвязи, т.к. ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.
2.5 Степень государственного регулирования рынка
Туристская деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об основах туристсткой деятельности в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», Положением правительства РФ о лицензировании туроператорской деятельности и другими нормативными актами.
В целом на 2008 год государственное влияние на рынок туроператоров мало, если не принимать в расчет деятельность российских СМИ за рубежом, создающих неблагоприятный образ России в глазах потенциальных клиентов туроператоров.