Роль государства в управлении индустрией туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, целью данной курсовой работы является рассмотрение туристской индустрии в условиях глобального объединения мировых рынков и появления новых организационных форм и отношений. В рамках этой цели можно выделить такие задачи, как: выявление роли государства в управлении индустрией туризма; рассмотрение моделей и уровней управления; отражение влияния факторов глобализации на индустрию туризма, исследование интеграционных процессов в управлении туристскими организациями.

Работа содержит 1 файл

глобализация и интеграционные процессы.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     1. Кооперация в рамках последовательных  программ приводит к концентрации, т.е. слиянию, перекрестному участию или другой форме перегруппировки собственности участников стратегических альянсов. В этом случае союз является лишь переходным этапом на пути к концентрации.

     2. Кооперация носит эпизодический  характер и прекращается, не затронув стратегических позиций участников, независимо от результатов сотрудничества. После завершения проекта каждый участник вновь становится автономным, хотя союз меняет условия конкуренции между партнерами.

     3. Стратегические альянсы развиваются  во времени, выходя за рамки  первоначальных целей, но это  не приводит к вертикальной интеграции. Каждый партнер сохраняет самостоятельность в области принятия решений и право выйти из союза. Существование таких «незаконченных» союзов свидетельствует о стремлении фирм-партнеров воспользоваться опытом совместной работы для повышения эффективности кооперации.

     4. Структуры, создаваемые для осуществления  совместной деятельности или  кооперативных программ, постепенно выходят из-под контроля партнеров и начинают действовать как самостоятельные предприятия, логика развития которых вступает в конфликт с интересами партнеров.

     5. Усиление стратегических позиций  одного из партнеров в ущерб  другим благодаря участию в стратегических союзах. Слабые партнеры пользуются союзами, чтобы преодолеть технологическое отставание, а сильные - для нейтрализации более слабых, препятствуя их превращению в конкурентов [2,8,9].

     Кроме того, для процессов становления  новых организационных форм (глобальных объединений и стратегических альянсов) в индустрии туризма характерны следующие тенденции.

     1. Проникновение предприятий транспорта  в сферу деятельности туристских фирм. Так, авиакомпания Air France основала туристскую фирму SOTA, бельгийская авиакомпания Sabena организовала туристское предприятие Transair International. В России авиакомпания «Аэрофлот» создала туристскую фирму «Мир Аэрофлота».

     2. Создание многопрофильных отраслевых  концернов, что предоставляет  возможность перекрестного субсидирования, т.е. деятельность одних предприятий, входящих в концерн, финансируется из прибыли предприятий других отраслей этого же концерна. Формирование многоотраслевых концернов позволяет избежать разорения организациям туристской индустрии. В туризм устремляются капиталы нефтяных компаний, торговых фирм, являющихся владельцами сетей крупнейших универмагов и рассылочной торговли. Имея разветвленную сбытовую сеть, торговые фирмы без значительных материальных затрат открывают офисы по продаже турпродукта, располагая их в своих торговых центрах и универмагах.

     3. Приобретение туристскими предприятиями  собственных средств размещения. Так, французская туркомпания  Club Mediterranee (Club Med) имеет 172 туристских комплекса (туристские деревни), расположенные в 35 странах мира.

     4. Участие в туристской индустрии  финансовых структур. В Нидерландах  RABO Bank занимается туристскими операциями, в России страховая группа «Спасские ворота» основала туристскую компанию «Спасские ворота-тур».

     Перечисленные выше компании оперируют на мировом рынке, стремятся к планированию и контролю своей деятельности в мировом масштабе, разрабатывают стратегию развития своей компании, организационную структуру управления, принимают решения об инвестиции средств, совершенствуют работу персонала, используют ресурсы в тех местах и направлениях, которые обещают перспективу долгосрочного роста и возможности извлечения прибыли [3].

     В настоящее время экспансия глобальных компаний на отечественный рынок стала очевидным фактом, реагировать на который местные производители могут по-разному. Можно прекратить производство и не конкурировать в тех сферах, где нет особого смысла. Другой путь связан с поиском наиболее эффективных организационных форм международного сотрудничества с известными на мировом туристском рынке организациями. В современных условиях, когда конкуренция с иностранными туристскими организациями переместилась на российский рынок, российские туристские организации должны развивать различные формы международного сотрудничества, позволяющие осваивать правила глобального бизнеса, адаптироваться к требованиям международных рынков и в конечном счете повышать как конкурентоспособность туристской продукции и услуг, так и самой организации в целом [6].

     Таким образом, процессы глобализации приводят к тому, что туристские организации с целью повышения эффективности своей деятельности наряду с использованием имеющихся факторов производства турпродуктов или услуг должны также уделять внимание:

     • обеспечению прочных позиций туристской организации в ценовой конкуренции в глобальном масштабе, в том числе с иностранными туристскими организациями на российском туристском рынке;

     • активной инновационной деятельности туристских организаций, постоянному совершенствованию продукции, увеличению перечня оказываемых услуг, использованию последних достижении в управлении, маркетинге, финансах и т.д.;

     • использованию современных информационных технологий для продвижения своей  продукции на рынок, получению новых  идей относительно дальнейшего совершенствования предлагаемого продукта и услуг, проведению исследований рынка;

     • формированию известной торговой марки  организации, поддержанию ее имиджа, завоеванию признания у потребителей.

     В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных бороться за потребителя с иностранными компаниями как на внутреннем, так и внешнем рынке [5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Интеграционные процессы в управлении  организациями индустрии туризма

3.1 Причины и преимущества интеграции

 

     Как уже указывалось, объединение позволяет  организациям индустрии туризма приобрести ряд конкурентных преимуществ, выгодно отличающих их от конкурентов.

   Под интеграцией понимается установление таких взаимоотношений между предприятиями (юридическими лицами), которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий и представляют организациям следующие преимущества: снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте; ограничение конкуренции; упрощение внедрения технологических новшеств; снижение издержек. В основе интеграции часто лежит принцип объединения — собственности, ресурсов, сфер деятельности. Организационные формы объединений разнообразны и зависят от национальной специфики управления той или иной страны.

   С целью согласования и координации  усилий в решении отдельных задач - в проведении маркетинговых исследований, разработке, производстве и сбыте услуг, а также подготовке персонала - туристские компании входят в стратегические альянсы. Такая форма объединения организаций индустрии туризма является наиболее эффективной, так как представляется менее рискованной и не требует столь значительных капиталовложений, как создание глобальных объединений [2].

   Распространение стратегических альянсов в последние  годы объясняется следующими причинами:

  • заполнение пробелов в существующих рынках и технологической базе;
  • обращение избыточной производственной мощности в прибыль;
  • снижение рисков и расходов, связанных с выходом на новый рынок;
  • ускорение разработки и начала производства новой продукции;
  • экономия на масштабах производства;
  • преодоление законодательных и торговых барьеров;
  • увеличение диапазона операций;
  • снижение издержек при сокращении операций.

     Своеобразие этих связей заключается в том, что  они непосредственно не затрагивают отношения собственности в компаниях, поскольку сотрудничающие компании сохраняют свою автономию, а также нишу в сферах национального, регионального и локального рынков. Чаще всего стратегические альянсы являются формой горизонтального объединения туристских организаций в пределах одной отрасли, хотя в принципе возможны и межотраслевые альянсы [9].

     Исследования  роли и целей стратегических альянсов позволили выделить различные точки зрения на данное понятие. В США стратегические альянсы получили название виртуальных корпораций.

     Суть  стратегических альянсов определяется такими понятиями, как «дружественные союзы», «конкуренция», «формы совместного предпринимательства с юридическим оформлением договоров и координацией действий партнеров» [9].

3.2 Виды межфирменного обмена

 

     К видам межфирменного обмена в  стратегических альянсах, активно используемым в туристском бизнесе, относятся: соглашения о франчайзинге, контракты на управление, контракты по маркетингу, совместные предприятия.

     Выбор того или иного вида межфирменного  обмена в стратегических альянсах обусловлен рядом факторов, среди которых: желаемая степень гибкости во взаимоотношениях партнеров; размеры расходов и рисков, связанные с организацией сотрудничества; необходимость получения быстрых результатов; стратегические цели партнеров и т.д. Как правило, различные виды межфирменного обмена редко существуют в «чистом виде», чаще всего они осуществляются в различных сочетаниях, взаимно дополняя и обусловливая друг друга.

     Суть  соглашений о франчайзинге состоит  в том, что головная фирма заключает договор с организацией о предоставлении ей исключительного права на реализацию услуг под торговой маркой головной компании, т.е. небольшая и малоизвестная туристская организация (фирма или гостиница) включается в сбытовую сеть известной туристской компании, что расширяет возможности последней контролировать рынки с минимальными затратами.

     Контракты на управление предполагают передачу оперативного контроля над туристской организацией или какой-либо фазой ее деятельности специалистам другой компании за определенную плату. Такие соглашения могут касаться управления производством туристских услуг или кадрами, маркетинга или финансового управления. Оплата услуг принимает разные формы: проценты от объема продаж или прибыли, разовые вознаграждения и т.д.

     Контракты по маркетингу похожи на соглашения о  предоставлении управленческих услуг: начинающая туристская организация делегирует крупной компании индустрии туризма ответственность за все виды деятельности, связанные со сбытом всего или части ее туристского продукта за определенную плату [2,5].

     К стратегическим альянсам относятся  также создание и функционирование совместных предприятий (СП), что дает инвестору следующие преимущества:

     Во-первых, для СП практически во всех странах  предусмотрен довольно либеральный режим: будучи зарегистрированными, они пользуются теми же правами, что и чисто национальные предприятия. Долевое участие в уставном капитале СП снижает для инвестора риск, так как предполагает, что его ответственность ограничивается долей его участия в капитале.

     Во-вторых, организационная форма акционерных  компаний (преобладающая у СП) позволяет  привлекать дополнительные (заемные) средства, т.е. ограничивает необходимость иметь достаточно большой объем начального капитала.

     В-третьих, нередко привлечение местного партнера позволяет получить определенные льготы со стороны принимающего государства: льготные условия приобретения земельного участка, прямые государственные субсидии, налоговые льготы и т.д [3].

     В туристском бизнесе стратегические альянсы получили наибольшее распространение у мировых гостиничных цепей. Интеграционные процессы в сфере гостиничного хозяйства вызваны объективной необходимостью:

     1. Для обеспечения стабильной загрузки  гостиницы в основе каждой  гостиничной цепи лежит собственная  система бронирования, ориентированная на первоочередную загрузку входящих в цепь гостиниц. Однако система гостиничного бронирования сама подвержена интеграционным процессам (системы гостиничного бронирования, принадлежащие крупным авиакомпаниям, а также системы бронирования номерного фонда гостиниц, принадлежащие независимым консорциумам). Включение в такие системы электронного бронирования стоит дорого, и независимой гостинице это не под силу.

     2. Формирование качественной гостиничной  услуги зависит от следующих  факторов: оформления интерьера,  качества оборудования, квалификации персонала и обеспечения безопасности проживающих и их имущества. Поэтому все ведущие гостиничные объединения имеют собственные нормативы и стандарты оснащения всех помещений гостиницы, а также технологию и стандарты обслуживания. Для того чтобы обеспечить соответствие гостиниц принятым нормативам и стандартам оснащения, гостиницы создают не только мощные централизованные снабженческие организации, но и специализированные предприятия по производству и ремонту оборудования и мебели. Это могут позволить себе только крупные гостиничные объединения.

Информация о работе Роль государства в управлении индустрией туризма